Файл: Урок биологии в 8 классе учитель биологии Азаренкова Ирина Сергеевна 2020.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника Луганской Народной Республики Виталия Парсанова»
Влияние алкоголя, наркотиков и токсинов на нервную систему и поведение человека. Социальные последствия и профилактика наркомании.
Урок биологии в 8 классе
учитель биологии: Азаренкова
Ирина Сергеевна
2020
Тема урока: влияние алкоголя, наркотиков и токсинов на нервную систему и поведение человека. Социальные последствия и профилактика наркомании.
Форма урока: урок-семинар.
Цель: установить причины, последствия, природу действия алкоголя, наркотиков; убедить обучающихся в недопустимости употребления наркотиков, определить основные пути профилактики наркомании.
Оборудование: самодельные таблицы: «Влияние алкоголя на организм», «Влияние наркотиков на организм», «Статистические данные о последствиях действия наркотиков» и т.д.
-
Мотивация учебной деятельности обучающихся:
а) анализ ответов на вопросы анкеты «Миф или Факт» (беседа)
Проверьте каждое утверждение: это Миф (М) или Факт (Ф):
-
Алкоголь – это стимулятор, он взбадривает. -
Зависимость от наркотиков – это только настроение. -
Известно, что выпивши алкоголь нельзя управлять автомобилем, но можно сесть за руль после употребления марихуаны. -
Подростки впервые пробуют наркотики по совету незнакомцев. -
Если вы хотите сесть за руль после выпивки, вам помогут протрезветь чашка крепкого кофе или холодный душ. -
Табак – это наркотик. -
Людям веселее, когда они выпьют. -
Наиболее распространенным наркотиком является марихуана. -
Если вы хотите выпить, лучше пить пиво, чем водку. -
Марихуана концентрирует внимание, повышает творческий потенциал и облегчает учебу. -
Употребление алкоголя или наркотиков беременной женщиной негативно влияет на ее будущего ребенка. -
Никто еще не умер от алкогольного отравления. -
Марихуана вызывает привыкание. -
Остатки марихуаны можно выявить в организме человека даже через неделю после выкуривания одной дозы. -
Вероятность того, что в будущем дети будут употреблять наркотики очень высока, если они считают употребление алкоголя безопасным. -
Зимой порция алкоголя согреет Вас.
б) «… Самое ужасное то, что невозможно бросить – смертельно боишься физических болей немыслимой силы. Страх и тяга к удовольствию гонят на поиски новой дозы куда угодно. Если сегодня не нашел, не знаешь, как жить и думаешь, думаешь об одном и том же и не можешь желать ничего другого. Это похоже на жестокую сказку: идет человек по чудесному саду и видит чудесный дом. Любопытство толкает заглянуть. Входит, а сзади захлопывается дверь и нет выхода. А в середине нет никакой красоты – пустота, темнота и боль… Можно выйти, разбив стену, но это очень тяжело. Надеешься на чудо, но чудес не бывает. Зовешь на помощь: «Помогите!». Услышат ли?
- Кто может так кричать «SOS»?
1) А следующие факты разве не ужасны?
Дети, которые родились до заболевания отца алкоголизмом | После заболевания отца алкоголизмом | |
Через 3-4 года | Через 8 лет | |
Без умственных отклонений | Умственные отклонения, дебильность 1 степени | Дебильность 2-3 степени, идиотия |
2) Дети алкоголиков болеют неврозами, психозами, эмоционально неуравновешенные, слабые, совершают аморальные поступки, жестоки т.д.
3) Доза алкоголя, которая вызывает смерть взрослого человека – 6-8 г/кг веса тела, у детей – 1-2 г/кг.
Народная мудрость гласит: «Чтобы врага победить, надо знать его в лицо».
- Почему люди употребляют алкоголь и наркотики?
- Как они к этому привыкают?
- Что такое алкоголизм и наркомания?
- Почему и как возникает эта зависимость?
- Как избежать этой беды?
Обсуждению этих вопросов и будет посвящен наш урок.
-
Изучение нового материала
(Урок проводится в форме семинара, выступления учащихся пересекаются с самостоятельной работой, беседой. Желательно, чтобы часть учащихся на семинаре выполняла определенные роли: ученые-историки (2), ученые-химики (2), социолог, психиатр, наркологи (2), терапевты (2), акушер-гинеколог).
-
Наркомания – «белая смерть». Социально-экономические причины наркомании.
А) выступление социолога;
Б) Факторы риска
( беседа)
Внешние: | Индивидуальные: |
1.Экономические и социальные проблемы; 2.Плохое отношение и разлад в обществе; 3.Принятые в обществе законы, которые способствуют; распространению наркотиков; 4.Доступность наркотиков. | 1.Алкоголь и наркотики в семье; 2. Непродуманная политика отношений в семье; 3.Антисоциальное поведение; 4.Неуспешность в обучении, нелюбовь к школе. 5. Плохая компания. 6. Позитивное отношение к алкоголю и наркотикам. |
-
Классификация наркотиков (выступление химика).
(Алкоголь, марихуана, ингалянты, депрессанты, галлюциногены, стимуляторы и другие наркотические вещества).
-
История алкоголя (выступление химика). -
Влияние алкоголя на организм человека:
А) Беседа (обсуждение данного вопроса, высказывание мнений учащихся).
Б) Выступление врачей всех специальностей (коррекция ответов учащихся)
5) Последствия употребления алкоголя:
А) самостоятельная работа учащихся (класс делится на две группы. Группа № 1 должна составить перечень быстрых последствий влияния алкоголя на организм, группа № 2 – отсроченных последствий).
Б) Обсуждение выполненной работы (беседа).
Примерные ответы:
Быстрые последствия: | Отсроченные последствия: |
1.Замедление реакции на внешние раздражители. 2.Замедление рефлексов. 3.Расстройство координации. 4.Ослабление способности думать. 5.Ухудшение памяти. 6.Тошнота, рвота. 7. Затуманенность взгляда. 8. Повышение риска несчастных случаев. 9.Невозможность ходить, стоять. 10.Потеря сознания. 11.Кома. 12.Смерть. | 1.Заболевание алкоголизмом. 2. провалы в памяти. 3. Цирроз печени. 4. Повреждение головного мозга. 5. Расстройство нервной системы. 6. Сердечнососудистые заболевания. 7. Ухудшение пищеварения. 8. Сокращение продолжительности жизни. 9. Смерть в результате несчастных случаев. |
-
Стадии алкоголизма (выступление нарколога).
а) нормальное употребление (для взрослых), экспериментальное (для детей);
б) бытовое злоупотребление;
в) первая стадия алкоголизма (психическая зависимость);
г) вторая стадия алкоголизма (физическая зависимость);
7) Социальные последствия алкоголизма:
а) беседа;
б) коррекция ответов учащихся (выступление социолога);
8) Общие сведения о наркотиках (выступление химика).
9) Влияние наркотиков на организм:
а) беседа;
б) коррекция ответов учащихся (выступление врачей).
Дополнительная информация (последствия приема наркотиков):
Препараты опиума (героин, морфин, кодеин) | Марихуана |
СПИД (смерть) Тромбы Эмболия сосудов легких (смерть) Бактериальный эндокардит (смерть) Абсцесс мозга (смерть) Дефекты развития новорожденных Умственная деградация Смерть от передозировки | Заболевания органов дыхания (рак легких) Нарушение работы половых органов Поражение печени, селезенки, мозга Дефекты развития новорожденных Тяга к употреблению более сильных наркотиков |
Кокаин | Ингалянты |
Бессонница Депрессия Психоз Смерть | Поражение легких, печени, мозга Анемия Смерть от удушья |
10) Стадии развития наркомании (выступление нарколога).
Первая стадия: знакомство с наркотиком – адаптация, психическая зависимость.
Вторая стадия: появление абстинентного синдрома и изменение формы одурманивания, потребность в повышении дозы.
Третья стадия: общее истощение.
За две недели здоровый подросток обрекает себя на долгие годы тяжелой болезни
11) Социальные последствия наркомании…
А) беседа (беседа, обсуждение с учащимися).
Б) коррекция ответов учащихся (выступление социолога).
Социальные последствия наркомании
- нетрудоспособность;
- материальные убытки;
- несчастные случаи;
- правонарушения;
- распад семей;
- преступления;
- физическая и моральная деградация;
- распространение наркомании в обществе;
- ранняя смерть.
III. Обобщение знаний учащихся.
Что делать? (беседа).
-
Внутренний контроль и целеустремленность. -
Настоящая дружба и доверие с кем-то из взрослых. -
Чувство юмора. -
Заинтересованность и участие в жизни общества. -
Наличие убеждений и ценностей. -
Ответственность за выполнение определенных обязанностей. -
Активное занятие физической культурой и спортом. -
Активное развитие своих природных склонностей и способностей. -
Формирование воли и самосознания. -
Осознание недопустимости употребления наркотиков.
«Что за дивное творенье – человек! Как благороден умом! Как безграничен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и прекрасен в действиях! Краса Вселенной! Венец всего живущего!».
(У. Шекспир)
IV.Подведение итога урока.