ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История возникновения села Мелихово
К югу от границы Московского государства располагалось Дикое поле, тянувшееся до Азовского и Черного морей. Для защиты границ от набегов татарских орд Московское правительство приняло меры к строительству засечной черты, названной Белгородской, которая обрастала множеством крепостей и поселений, построенных в конце ХVIвека.
В 1599 году неподалеку от Белгорода и возникло село Мелихово, названное в честь воевавшего в то время с турками князя Мелихова. В книге «Надпись на карте» читаем: «Притяжательная форма названия говорит о том, что оно является паронимом и произошло от фамилии Мелихов».
Первыми жителями села были семьи, фамилии которых сохранились до сегодняшних дней: Выглазовы, Гридчины, Лазаревы, Шумовы, Подпориновы, Шуваевы, Уваровы, Вороновы. Принято считать, что это были переселенцы из Московских земель, так как в речи коренных жителей села до сих пор звучит долгое открытое «А», почти не встречаются украинские слова, и за селянами закрепилось название «москали».
Село считалось дворянским. Это была Мелиховская волость Белгородского уезда. (В недалёком прошлом в Мелиховский сельсовет входили сёла Мелихово и Дальняя Игуменка, хутора Калининский, Кульдубаги, Постников, Хренов хутор и Лобанова пасека.) В селе в последующие годы насчитывалось около 700 дворов. В каждом дворе проживало до 30-40 человек. Богатых было много, около 100 дворов. Богатыми были те, кто хорошо трудился, были настоящими хозяевами.
Жизнь в Мелихово начала прогрессировать и пошла полным ходом с начала ХIХ века. А уже к 1857 году в селе была построена церковно-приходская школа, где грамоте обучал дьячок Богоявленской церкви Афанасьев. Это здание было обнесено каменной оградой, во дворе был фруктовый сад, кусты сирени и черемухи. В этой школе обучались только дети зажиточных людей, а дети бедняков трудились с раннего детства со своими родителями.
Реформа 1861 года оказала непосредственное влияние и оставила свой след в жизни села: оно стало волостным и объединяло следующие села: Шляхово, Дальняя Игуменка, Мазикино, Ушаково, Ушаковку, Нелидовку, Муханов и другие хутора.
В селе стояла большая церковь, куда сходились на празднества все жители окрестных сел. В
1880 году в селе была организована земская школа с 3-летним образованием. Первым учителем в этой школе был Павленко Николай Матвеевич. Рядом со школой образовалось место для игрищ, куда съезжалась вся округа, шло веселье, характерное для того времени, бывали кулачные бои. Силач Уваров Никита кулаком мог убить лошадь. Да, в селах богатыри еще были!
История храма Иоанна Предтечи
В 1890 году в селе Мелихово был зарегистрирован первый приход. Прихожан было немного – от 60 до 100 человек. Но с годами количество прихожан увеличивалось, село росло, и в 1896 году был построен каменный храм Иоанна Предтечи. Мелихово было крупным волостным селом, на праздники в храме собирались жители Мелихово, Дальней Игуменки, Шляхово, Шеино. Вокруг храма концентрировалась духовная жизнь села. Но после Великой Октябрьской революции в 1919 году храм был закрыт. Его использовали как складское помещение. По настоянию жителей в 1935 году храм был вновь открыт. Он просуществовал до Великой Отечественной войны. В суровые годы войны село Мелихово стало ареной кровопролитных сражений, в селе осталось только три дома, и храм был тоже разрушен.
После войны в 1948 году был построен деревянный молитвенный дом, который просуществовал до 2000 года. В январе 2000 года в ночь под Рождество молитвенный дом был уничтожен пожаром. Ветхое здание сгорело в результате неисправности электропроводки.
Но по просьбе жителей сел Мелихово и Дальняя Игуменка в здании столовой местного сельхозпредприятия было выделено помещение для ведения богослужения. Жители оборудовали и украсили это помещение, где богослужение ведется и поныне. Однако ещё в 1985 году был утверждён проект строительства в нашем селе каменного храма согласно плану застройки села.
В 1991 году был положен закладной камень, и место освящено епископом Курским и Рыльским Ювеналием. (Белгородской епархии в то время ещё не было.). В настоящее время храм частично построен, но строительство было приостановлено в 2002 году в связи с нехваткой средств.
Ученики 6 класса Мелиховской средней школы в рамках проекта «Я – гражданин России» работали над проблемой завершения строительства храма. Был проведён опрос жителей села всех категорий. В результате этого опроса было выявлено общее желание: иметь в селе храм. Мы обратились к главе Мелиховской сельской территории Лицукову Леониду Дмитриевичу с вопросом о том, что мешает строительству храма. Леонид Дмитриевич ответил, что он по этому вопросу он поддерживает связи с Попечительским Советом, отвечающим за строительство храма в селе Мелихово. Этот совет возглавляет Иван Михайлович Бредихин.
В 2009 году храм был достроен и освящен в присутствии губернатора области Савченко Е.С. и епископа Белгородского и Старооскольского отца Иоанна.
Памятники природы
На территории Мелиховского сельского поселения расположены природные объекты – родники, которые не имеют статуса «Природных». Местоположение источников известно исключительно от людей, которые знают о них, берут воду и используют как места для отдыха.
Возникновение родника, расположенного в районе Лобановой пасеки, связано с повышением уровня грунтовых вод в районе пасеки. Источник расположен обособлено, и не является ни началом, ни продолжением реки. Родник копанный, стены ничем не обложены. Поэтому за родником ведётся жителями села регулярный уход. Природный ландшафт в районе источника сохранён.
В районе пруда с. Д. Игуменка находится ещё один источник. К сожалению названия у него нет. Расположен он в 500 м от трассы, в южном направлении от с. Дальняя Игуменка, на северном берегу пруда.
Школьный краеведческий музей
Школьный музей представлен двумя отделами: Зал Боевой Славы и этнографический музей «Светёлка».
Зал Боевой Славыбыл открыт в августе 1993 года, к 50-летию Курской битвы.
В Зале Боевой Славы собран материал об истории села и односельчанах в годы войны, содержатся сведения о 94 ГСД, освобождавшей село Мелихово от немецко-фашистских захватчиков.
Из наиболее ценных экспонатов Зала Боевой Славы – письма воинов-фронтовиков Зелинского Н.П. и Сенченко В.П., Миропольского Г.А., фотографии ветеранов войны, в том числе руководящего состава 94-й гвардейской стрелковой дивизии, а также две книги о боевом пути дивизии, созданные ветеранами.
В Зале Боевой Славы представлены 6 экспозиций:
-
Боевой путь 94 гвардейской стрелковой дивизии -
Мелихово в годы войны -
Битва на Курской дуге -
Памяти односельчан -
Великие полководцы России -
Полководцы Великой Отечественной
Этнографический музей «Светёлка» был создан в 1990 году учителями школы совместно с художниками-оформителями. Музей имеет широкий профиль, так как опирается на работу совета музея совместно с предметными кружками гуманитарного и эстетического цикла.
В этнографическом зале «Светёлка» представлены
-
фрагмент крестьянской избы, где находятся орудия труда и быта крестьян начала 20 века, -
история Мелиховской средней школы, -
история возникновения села.
Музей рассказывает о жизни и быте крестьян начала XX века. В старой крестьянской избе основным местом была печь. В печи варили еду и пекли хлеб, на ней грелись и спали на лежанке, а под печью держали маленьких поросят или козлят. Долгими зимними вечерами женщины ткали полотно или пряли шерсть на прялках, а сами пели песни.
История и особенности костюма
Народный костюм – значительная часть традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству художественно - творческого выражения.
Костюм села Мелихово, к сожалению, не сохранился, но о нем можно судить по рассказам старожилов. Костюм нашего села был схож с костюмами сел Новая Слободка, Ломово, Заячье, Мазикино. Это был поневный комплекс, включающий в себя рубаху с косыми поликами, которые больше нигде на Белгородчине не встречались. Поневы ткали из «свойской», то есть самопрядной шерсти. Судя по описанию, в поневах отсутствовали прошвы, спереди и сзади по центру на ткани были «перетыки» белыми нитями, дополнительно украшенные вышивкой. По подолу поневы пришивали узкую орнаментальную тесьму - «пояс», который «дергали» руками. Фартук на поневу не надевали. Подпоясывались полосатым кушаком, завязывая его на боку. В будни в селе носили распашную поневу из черной «свойской» шерсти. Поверх неё надевали фартук из черного сатина, украшенный черным коклюшечным кружевом.С поневой носили рогатую кичку и сороку в виде обтянутой красной тканью овальной шапочки, завершающейся сзади квадратом. Очелье и квадрат были украшены вышивкой.
Сарафан здесь бытовал наряду с поневой поначалу как девичья,а затем и как женская одежда. Косоклинный сарафан шился из двух прямых полотнищ и четырех косых клиньев, пришитых по бокам к переднему и заднему полотнищам. Лямки на спинке цельнокроеные. Сарафан украшался спереди позументом в виде Т-образной фигуры, а также тесьмой, бисером, блестками. Разрез по центру застегивался на костяные пуговицы. По подолу пришивался такой же «пояс», как и на поневе. Фартуки на сарафаны не повязывали. Косоклинный сарафан сменился прямым, причем его шили не только из фабричных тканей, но и из домотканой шерсти. Такой сарафан был довольно узким, поскольку косые клинья по бокам были заменены на прямые, а количество полотен не было увеличено. Украшался он очень скромно, носили его обычно в пожилом возрасте. Молодежь же отдавала предпочтение юбкам, которые пришли в село вместе с фартуками.
Юбки носили в комплекте со старинными рубахами и подпоясками, тем самым отдавая дань традициям.Судя по этнографическим образцам и рассказам старожилов села, рубахи украшались очень скромно – вышивкой красной «бумагой» вдоль швов, соединяющих полик с полотнищем и рукавом, а также вдоль продольного шва рукава. На пояс вешали карман-сумку «гаман», выполненный в лоскутной технике и украшенный по периметру зубцами из разноцветной ткани. Гаман предназначался для различных лакомств и мелких предметов.
Девичьим головным убором был венец – полоса картона, обтянутая красной тканью, с нашитыми бумажными цветами. Венчальнымубором был венец, обшитый бисером, украшенный «гарусочками» и золотной бахромой. В косы на праздники девушки вплетали по 2-3 ленты.Основным головным убором сельчанок был платок. Праздничными разновидностями были «заграничные с бахмарами» (из краснофонового ситца, обшитые по периметру короткой бахромой из разноцветной шленки), шерстяные с цветочным узором на красном или зеленом фоне.Более поздним женским головным убором был повойник в виде шапочки-таблетки, на которую повязывали платок.
Праздничные наряды украшали дутыми стеклянными бусами белого, зеленого и голубого цветов («монисто»).
Основной обувью в селе были лапти. В сухие теплые дни женщины надевали черевики, связанные крючком из шерсти. К подошве черевик подшивали кожу. Более поздней женской обувью были сапоги и ботинки «румынки».
Таким образом, выявить тип костюма, который был бы преобладающим на территории села, довольно трудно.
История школы
До реформы 1861 года в селе Мелихово в 1858 году была построена церковно-приходская школа. Она была церковной сторожкой и школой. Это здание было обнесено каменной оградой, во дворе был фруктовый сад, кусты сирени, черёмухи и другие кустарники. Церковно-приходская школа была с 3-х летним образованием. Грамоте в школе обучал дьячок Богоявленской церкви Афанасьев (Попов).
В этой школе учились дети только богачей, а дети бедняков не учились, они с самого раннего детства старались найти себе работу по найму у какого-либо хозяина-богача, работая за жалкую оплату труда.
Среди бедняков почти не было грамотных, поэтому среди жителей села был очень большой процент безграмотных.
После реформы 1861 года село стало волостным, объединяло следующие сёла: Д-Игуменку, Шляхово, Мазикино, Ушаково, Ушаковку, Нелидовку и хутора Муханов и Иновку.