Файл: Подробнее разобраться в поведенческой гибкости и определить её необходимость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Введение.

Поведенческой гибкостью принято считать способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения, умение свободно распоряжаться исходным материалом. По сути, под гибкостью принято подразумевать гибкость ума, т.е. способность видеть ситуацию в развитии: раскладывать ее на составляющие, перераспределять, взглянуть на проблему под иным углом и суметь спрогнозировать всевозможные варианты исхода того или иного события, а также использовать творческий подход при решении тех или иных задач, смену алгоритма, шаблона анализа и синтеза на принципиально иной. В наше время, время компьютеризации и новых технологий, с быстрой сменой образа жизни населения, значение поведенческой гибкости довольно возросло. Поэтому вопросы о развитии гибкости в своем поведении встают перед человеком всё чаще.

Целью работы является изучение поведенческой гибкости и составление каталога упражнений тренинга. Для достижения поставленной цели, выделим следующие задачи:

  1. Подробнее разобраться в поведенческой гибкости и определить её необходимость;

  2. Составить каталога упражнений тренинга.

  3. Вариант тренинга (пример) по выбранной теме, время проведения - 4 часа.

Основная часть.

  1. Поскольку деятельность современного человека осуществляется в условиях динамичных, неожиданных, неоднозначных и полифункциональных ситуаций, он сталкивается с проблемами, связанными с противоречием между необходимостью мыслить и действовать по-новому и недостаточной сформированностью определенных личностных структур.

Необходимо отметить, что окружающий человека мир бывает и постоянным, и изменчивым, поэтому к поведению человека предъявляются двойственные требования: с одной стороны, оно должно быть устойчивым, а с другой – динамичным. Гибкость поведения также зависит от внутренних психических процессов. Поэтому под поведенческой гибкостью мы понимаем разнообразие проявляемых внешних и внутренних форм активности, адекватных актуальным ситуациям.

Поведенческая гибкость непосредственно связана с саморегуляцией. Умелая, осознанная и целенаправленная деятельность человека может быть обеспечена только достаточной сформированностью системы произвольной регуляции действий, т. е. умений саморегуляции. В противном случае возникают трудности в профессиональной деятельности, личностном развитии, социализации в обществе и т.п.


К тому же поведенческая гибкость формируется и развивается посредством определения цели деятельности, анализу и выявлению значимых условий; выбору лучшего способа и последовательности действий, оценки результатов и их коррекции.

Из вышесказанного становится ясно, что, не развивая поведенческую гибкость, человек столкнётся со множеством нерешаемых проблем, а умение гибко мыслить поможет человеку избежать открытой конфронтации в конфликтных ситуациях.



•отработка умения групповой работы;

•развитие навыков невербальной коммуникации;

•задействование творческих способностей

•развитие логики мышления.

«Башня»

Команды участников в полнейшей тишине строят самую высокую и устойчивую башню. Пример. Тренинговая группа объединяется в команды до 4 человека, желательно с менее знакомыми людьми. Команды планируют «стройработы». Далее они строят свои башни в глубоком безмолвии. По сигналу тренера работы прекращаются. Та команда, чье сооружение сможет простоять 1 минуту, объявляется победителем. После начинаются обсуждения с командами: общее впечатление от игры, было ли комфортно участникам, уверенно ли они себя чувствовали.

Набор бумаги (А4); скотч, ножницы – каждой команде.

40 минут

  1. 2.

•развитие способность справиться с ситуацией нагнетания напряжения; •коммуникабельность;

•умение расположить к себе

•развитие гибкости поведения

«Золушка»

Ведущий задает ситуацию:

Золушка знает, что в 24 часа магия распадется, и ей необходимо сбежать с балла. И вот ей осталось 10 минут. Золушка быстро направилась к выходу, но по дороге к выходу ее ожидали непредвиденные обстоятельства. На ее пути возникли:

Король,

Придворный балетмейстер,

Мачеха,

Сводная сестра,

Представитель местной прессы, который освещает придворную жизнь.

Задача Золушки — успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени выскочить из дворца. По завершении игры организуется обсуждение поведения Золушки, анализируются стратегии ее поведения в сложных ситуациях и те способы, благодаря которым разрешались конфликты в общении.

Карточки для участников.

(Рис. 2)

40 минут.



•коммуникабельность;

•развитие продуктивного общения;

•умение расположить к себе

•развитие гибкости поведения

Команды строят удобный, просторный, полноценный и функциональный дом с: фундаментом; стенами; крышей; дверью; окнами; внутренним небольшим садиком во дворе. Основные материалы. Все, что есть в зале. Также в постройке можно использовать самих себя – кто-то изображает стену, дверь, предметы мебели, цветы и т.д. Процедура. Группа объединяется в 2 команды. В каждой необходимо распределить обязанности – кто и что строит (задействуются все участники), выбрать прораба. После согласования команды возводят свои «дома». Участвуя в упражнении «Дом», члены команд, с одной стороны, задумываются о своей функции в коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», — это способствует сплочению.

Всё, что есть в аудитории.

30 минут.

  1. 3.

•развитие продуктивного общения;

•тренировка гибкости поведения

«Воздушный шар»

Ведущий задает ситуацию: «Итак, представьте себе, что ваша группа – экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Ваш воздушный шар летит над океаном. До ближайшей земли 500–550 км, и скоро долгожданный берег, но произошла непредвиденная авария, и шар стал стремительно снижаться. Вы выбросили за борт все мешки с балластом. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин шар стал падать с прежней скоростью. Весь экипаж собрался, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, в этом им поможет предметный лист (Рис. 3).

Прежде чем принять групповое решение, вы примете решение

самостоятельно, на это дается 10 мин.

Когда вы примете индивидуальное решение, группа должна приступить к выработке группового решения.

По окончании упражнения, члены группы обсуждают свои мысли и действия, критикуют или одобряют действия коллег.

Ручки, листы бумаги, предметный лист (Рис. 3)

1 час.

  1. 6

•реализация обратной связи с группой по поводу тренинга; •учет пожеланий участников группы;

«Впечатления»

Ведущий предоставляет возможность поделиться своими впечатлениями, замечаниями о проведенном тренинге.

Участникам предлагается по кругу начать свою реплику с одной из фраз: “Во время занятия я поняла…”, “Самым полезным для меня было…”, “На занятии я узнал, что…”, “Мои пожелания…”».

Не требуется.

15 минут.

10

•поддержание положительного настроя участников.

«Спасибо за работу»

Тренер встает, протягивает вперед правую руку

и говорит: «Мне очень приятно было вести тренинг. Всем спасибо за

работу!» Затем поднимается один из участников, кладет свои руку на

руку ведущего и повторяет его последнюю фразу: «Всем спасибо за

работу!» Таким же образом поступают и другие участники. Когда все

правые руки будут соединены и речи сказаны, тренер говорит всем:

«До свидания!» – и группа расходится

Не требуется.

5 минут.




  1. Вариант тренинга (пример) по выбранной теме, время проведения - 4 часа

Для начала необходимо расставить стулья таким образом, чтобы все члены группы друг друга видели и было пространство для выполнения упражнений. Тренер представляется, а также спрашивает имена и комфортное обращение участников.

Тренер начинает первое упражнение «Постулаты»: Участники группы высказывают свои ожидания и опасения, обсуждают какие правила необходимо соблюдать во время тренинга, в это время ведущий записывает их. На протяжении всего тренинга, ведущий может обращать внимание участников, которые нарушают правила.

Далее тренер переходит к следующему упражнению, направленному на поднятие настроения у участников тренинга. «Техника разбивания льда». Каждый участник, по очереди, говорит, что хорошего произошло у него сегодня, что подняло ему настроение, заставило улыбнуться.

Третье упражнение направлено на концентрацию на работе: «Алфавит». Ведущий делит группу по парам и раздает заготовки (Рис. 1), один человек читать только верхнюю букву, а второй человек реагирует поднятием рук: «П» — правая, «Л» — левая или «О» — обе. В дальнейшем роли меняются. В конце упражнения участники делятся своими ощущениями, тем, что у них получилось или не получилось.

В следующем упражнении, «Я возвращаюсь домой...», ведущий объясняет правила, а один из участников тренинга становится учителем, а остальные участники распределяют между собой роли «гостей-сюрпризов». Пока будет проходить это распределение, «учителю» надо будет подождать за дверью. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожиданными гостями. Для этого нужно вступить с каждым из них в контакт. «Гости» имеют право отвечать на вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Единственное, что им запрещено — прямо называть себя. Задача «учителя» — догадаться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить. После участники обсуждают свои чувства.

Далее тренер переходит к упражнению «Башня». Команды участников в полнейшей тишине строят самую высокую и устойчивую башню. Тренинговая группа объединяется в команды до 4 человека, желательно с менее знакомыми людьми. Команды планируют «стройработы». Далее они строят свои башни в глубоком безмолвии. По сигналу тренера работы прекращаются. Та команда, чье сооружение сможет простоять 1 минуту, объявляется победителем. После начинаются обсуждения с командами: общее впечатление от игры, было ли комфортно участникам, уверенно ли они себя чувствовали.


Шестое упражнение — это «Золушка». Ведущий задает ситуацию: Золушка знает, что в 24 часа магия распадется, и ей необходимо сбежать с балла. И вот ей осталось 10 минут. Золушка быстро направилась к выходу, но по дороге к выходу ее ожидали непредвиденные обстоятельства. На ее пути возникли (Рис. 2): Король, Придворный балетмейстер, Мачеха, Сводная сестра, Представитель местной прессы, который освещает придворную жизнь. Задача Золушки — успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени выскочить из дворца. По завершении игры организуется обсуждение поведения Золушки, анализируются стратегии ее поведения в сложных ситуациях и те способы, благодаря которым разрешались конфликты в общении.

Следующее упражнение «Воздушный шар». Ведущий задает ситуацию: «Итак, представьте себе, что ваша группа – экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Ваш воздушный шар летит над океаном. До ближайшей земли 500–550 км, и скоро долгожданный берег, но произошла непредвиденная авария, и шар стал стремительно снижаться. Вы выбросили за борт все мешки с балластом. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин шар стал падать с прежней скоростью. Весь экипаж собрался, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, в этом им поможет предметный лист (Рис. 3). Прежде чем принять групповое решение, вы примете решение самостоятельно, на это дается 10 мин. Когда вы примете индивидуальное решение, группа должна приступить к выработке группового решения. По окончании упражнения, члены группы обсуждают свои мысли и действия, критикуют или одобряют действия коллег.

Предпоследнее упражнение «Впечатления» - Ведущий предоставляет возможность поделиться своими впечатлениями, замечаниями о проведенном тренинге. Участникам предлагается по кругу начать свою реплику с одной из фраз: “Во время занятия я поняла…”, “Самым полезным для меня было…”, “На занятии я узнал, что…”, “Мои пожелания…”».

И в завершении тренинга, последнее упражнение «Спасибо за работу». Тренер встает, протягивает вперед правую руку и говорит: «Мне очень приятно было вести тренинг. Всем спасибо за работу!» Затем поднимается один из участников, кладет свои руку на руку ведущего и повторяет его последнюю фразу: «Всем спасибо за работу!» Таким же образом поступают и другие участники. Когда все правые руки будут соединены и речи сказаны, тренер говорит всем: «До свидания!» – и группа расходится.


Список используемой литературы.

  1. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. Издательство: Литагент Нестор-История. 2018. URL: https://kartaslov.ru/

  2. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. — (Образовательный стандарт ХХI). URL: https://refdb.ru/look/3722089

  3. Организационная психология: учебник для студентов вузов, обуч. по направлению подготовки "Психология" (квалификация (степень) "бакалавр") / А.Б. Леонова [и др.]; под общ. ред. А.Б. Леоновой - Москва: Инфра-М, 2019 - 429 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : непосредственный. - То же. - 2020. - ЭБС ZNANIUM.com. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1079718 (дата обращения: 19.06.2020). - Текст : электронный.