Файл: Особенности проведения инвентаризации нематериальных активов документированное оформление бухгалтерского и налогового учета результатов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности проведения инвентаризации нематериальных активов: документированное оформление бухгалтерского и налогового учета результатов

2…Понятие инвентаризация:

Инвентаризация- это сверка фактический наличия имущество и источники её образовании с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация - это проверка и документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, проверка их состояния и оценка

То есть основные цели инвентаризации- это:

  • выявление фактического наличия имущества;

  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухучета;

  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация на предприятии проводится на усмотрение самой организации, то есть количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливает руководитель организации Но есть случаи обязательной инвентаризации.

3…Понятие нематериальных активов:

Нематериальные активы– это объекты долгосрочного пользования (более 12м), не имеющие материально-вещественной формы, но имеющие стои­мостную оценку и приносящие доход.

К НМА относят:

  • исключительные права патента обладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

  • исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

  • исключительные авторские права на программы для электронная вычислительная машина и базы данных;

  • имущественное право автора на топологию интегральных схем; деловая репутация организации;

  • права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства;

  • организационные расходы, связанные с образованием юридического лица;

  • права пользования природными ресурсами и др.

4…Проведение инвентаризации нематериальных активов

Задачи инвентаризации НМА это:


  • проверка наличия документов, подтверждающих права организации на НМА (патентов, договоров об отчуждении прав, свидетельств и т.д.);

  • правильность и своевременность отражения НМА в бухгалтерском и налоговом учете.

Проведение инвентаризации нематериальных активов обязательно в следующих случаях:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

  • при смене лиц, ответственных за сохранность нематериальных активов;

  • при установлении фактов хищения нематериальных активов;

  • при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях, в результате которых могут быть утрачены правоустанавливающие документы на НМА.

5…Документальное оформление инвентаризации нематериальных активов:

По итогам инвентаризации нематериальных активов составляется инвентаризационная опись нематериальных активов. Можно использовать унифицированную форму ИНВ-1а. Разрешено разработать собственный бланк, где по каждому проверенному объекту указывается:

  • наименование, назначение, характеристика (кратко);

  • документ о регистрации (наименование, дата, номер);

  • дата постановки на учет;

  • стоимость по данным первичной документации и бухучета.

Если комиссия обнаружила нематериальные активы, которые не учтены в балансе, их тоже включают в форму ИНВ-1а, при этом стоимость учета должна соответствовать рыночной цене. Документ подписывают все члены комиссии и сотрудник, отвечающий за сохранность правоустанавливающих документов на НМА.

Один экземпляр описи передают в бухгалтерию, второй оставляет у себя ответственный сотрудник. От виновных исполнителей комиссия требует письменные объяснения. От подобных случайных ошибок, как и от злонамеренных действий бухгалтера, не застрахован ни один предприниматель.

Во всех случаях расхождения с учетными регистрами (излишек/недостача инвентарных объектов) заполняют сличительную ведомость ф.ИНВ-18 в 2-х экземплярах, а результаты отражают в учете: синтетическом – в балансе по счетам; аналитическом – в данных инвентарных карточек.



Проводки по итогам инвентаризации нематериальных активов:

Операция

Дт

Кт

Учет излишка по рыночной стоимости

04

91-1

Списание накопленной амортизации недостающих НМА

05

04

Списание недостачи по остаточной стоимости

91-2

04

ИНВ-1а-оформляют результаты инвентаризации нематериальных активов

ИНВ-18- Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов.

ИНВ-22- приказ о проведении инвентаризации.

6…Оформление результатов инвентаризации нма в учете:

Отражено недостачи в пределах норм естественной убыли. Дт-20(23,25,26,44) Кт-10(41)

На счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» розничные торговые организации отражают недостачи товаров в пределах норм естественной убыли по продажным ценам, а затем списывают их на расходы на продажу по стоимости приобретения. Для этого по кредиту счета 42 "Торговая наценка" сторнируют сумму торговой наценки, которая приходится на недостающие товары.

Дебет 50 Кредит 73-2(МОЛ) - отражена сумма недостачи, внесенная в кассу организации виновным лицом.

Прочих расходов Дт91-2 Кт94

7…Налоговый учет результатов

В налоговом учете нематериальные активы (НМА) – это результаты интеллектуальной деятельности, активы со сроком полезного использования больше 12 месяцев и стоимостью больше 100 тыс. руб. При этом у фирмы должны быть на них исключительные права и они должны приносить доход в будущем. В этом случае НМА признают амортизируемым имуществом, стоимость которого списывают постепенно через амортизацию (п. 3 ст. 257 НК РФ). В фактическую стоимость объекта также включают все расходы по его изготовлению и регистрации (стоимость израсходованных материалов, заработную плату работников, которые участвовали в его создании, суммы страховых взносов, патентные пошлины и т. д.). Отдельного внимания заслуживают НМА, полученные в результате выполнения
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работ.

Чем отличается Бухгалтерского и Налогового учет?

Бухгалтерский учет- упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Налоговый учет- система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом. Цель обобщения информации и ее пользователи. Если в налоговом учете информация формируется для определения налоговой базы и используется контролирующими органами и квалификационными налоговыми консультантами, то бухгалтерский нужен для формирования наиболее полной информации о состоянии дел фирмы, которая учитывает все факторы и включает в себя все совершенные операции.
Заключение
При инвентаризации НМА комиссия проверяет, в наличии ли все необходимые документы, подтверждающие права на нематериальные активы. А затем сверяет данные по документам с данными бухгалтерского учета.