Файл: Анатомофизиологические особенности ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Анатомо-физиологические особенности ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.
Нервная система.
В преддошкольном возрасте продолжает интенсивно возрастать масса головного мозга, и к концу периода она утраивается по сравнению с массой головного мозга новорожденного, достигая в среднем 1050 г.
К 3-летнему возрасту практически завершается дифференцировка нервных клеток, интенсивно происходит миелинизация нервных путей. В целом завершение процесса миелинизации приходится на дошкольный возраст (3—5 лет).
Новое для этого возраста – участие в анализе информации ассоциативных областей мозга (переработка и запечатление информации).
Продолжает развиваться и спинной мозг: после 3 лет жизни начинают контурироваться его шейное и поясничное утолщения.
Кожа и подкожная жировая клетчатка. Кожа ребенка в преддошкольном возрасте очень нежная, обильно снабжена кровеносными сосудами и по-прежнему выполняет ряд важных функций, например, выделительную и резорбтивную (всасывание веществ, растворимых в жирах).
Защитная функция остается недостаточной, слабой, что может приводить к развитию повреждений, инфицированию, мацерации; легко доступна воздействию химических веществ.
Поэтому по-прежнему очень важно соблюдать правила асептики и антисептики, ухаживая за ребенком.
Несовершенна и функция терморегуляции, в формировании которой принимают участие и потовые железы.
Дыхательная функция по-прежнему имеет более существенное значение, чем у взрослых, но с возрастом она несколько утрачивается.
Костно-мышечная система. Костная ткань детей в раннем периоде имеет волокнистое строение, а к 2 годам приобретает выраженное пластинчатое строение, как у взрослых, и становится более плотной, однако трубчатые кости имеют в своем составе большее количество хрящевой ткани. Все это определяет большую мягкость, эластичность, упругость костей в детском возрасте, поэтому они имеют меньшую ломкость, чем у взрослых.
Надкостница у детей более плотная, толстая, легко отслаивается от кости. Эти особенности обусловливают возможность поднадкостничных переломов костей, по типу зеленой веточки.
Надкостница у детей более функционально активна, за счет чего идут процессы новообразования костей.
Скорость роста, обновления и трансформации костной ткани существенно снижается после 2 лет.
В начале преддошкольного периода (1 —1,5 года, а иногда и ранее) закрывается большой родничок. Кости же черепа полностью сращиваются к 3—4 годам.
Продолжают формироваться изгибы позвоночника: после 9—12 мес становится заметным поясничный лордоз, таким образом, типичная конфигурация позвоночника устанавливается к 3—4 годам, однако грудной кифоз окончательно закрепляется только к 6—7 годам.
Кости таза относительно интенсивно растут до 6 лет, после чего наблюдается стабилизация размеров таза.
Преддошкольный возраст характеризуется интенсивным прорезыванием молочных зубов, а период дошкольного возраста — появлением постоянных.
В 3—3,5 года завершается первая стадия молочного прикуса, характеризующаяся тем, что зубы стоят плотно друг к другу, без промежутков между ними, стертость зубов незаметна.
Прикус носит название ортогнатического, т.е. нижняя челюсть выступает несколько
вперед.
Второй период молочного прикуса, продолжающийся с 3,5 до 6 лет, характеризуется появлением физиологических промежутков между зубами (диастемы или тремы),
стертостью зубных поверхностей. Прикус переходит из ортогнатического в прямой.
На 3-м году жизни ребенок имеет полный комплект молочных зубов — 20.
В последующем появляются только постоянные зубы, которые начинают прорезываться в конце дошкольного — начале младшего школьного периода.
В 5—7 лет появляются большие коренные зубы (моляры), затем молочные зубы меняются в той же последовательности, в какой прорезывались.
Период, в течение которого еще сохраняются молочные зубы и уже появляются постоянные, называется периодом сменного прикуса.
При смене молочных зубов на постоянные между выпадением молочного зуба и прорезыванием постоянного обычно проходит 3—4 мес.
Мышцы у детей преддошкольного возраста развиты недостаточно.
Рост, мышц, особенно в возрасте 1—2 лет, осуществляется преимущественно в длину благодаря наличию зон роста на концах мышечных волокон.
Развитие разных мышечных групп происходит неравномерно:
сначала развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее, ближе к концу дошкольного возраста — мышцы рук, поэтому до 6 лет тонкие движения пальцами рук детям удаются плохо.
К концу дошкольного периода скорость роста костей ног опережает увеличение нарастания мышц, вследствие этого дети могут жаловаться на боли в ногах.
Дыхательная система. Размеры носа и его полости в преддошкольном возрасте остаются малыми, носовые ходы узкие, а раковины толстые.
Нижний носовой ход не развит, он формируется лишь к 4 годам. Эти анатомические особенности, а также хорошо развитая сосудистая и лимфатическая сеть могут приводить к отекам слизистой оболочки при насморке, затруднению носового дыхания, т.е. удовлетворение потребности в дыхании становится проблематичным, а вследствие затрудненного дыхания может возникнуть и другая проблема — в нормальном питании.
К особенностям анатомического строения можно отнести наличие широкого слезно-носового протока, что способствует проникновению инфекции в конъюнктивальный мешок и развитию конъюнктивита.
Придаточные полости носа, отсутствующие у детей грудного возраста, начинают оформляться только после 2 лет: в течение преддошкольного и дошкольного возраста наиболее быстро развивается гайморова пазуха.
Евстахиева труба широкая и короткая, расположена более горизонтально, чем у старших детей, эта особенности являются предрасполагающим фактором к возникновению инфекции барабанной полости при насморке.
Гортань у детей раннего возраста воронкообразная. Диаметр гортани небольшой.
Этими анатомическими особенностями строения гортани объясняется более высокая заболеваемость ларингитами у детей, при этом возможно развитие стеноза (сужения) гортани, которое сопровождается нарушением дыхания, лающим кашлем.
Трахея мягкая, подвижная. Подвижность и мягкость трахеи, а также меняющийся просвет ее могут приводить к возникновению экспираторной одышки (трудно выдохнуть) или грубому хрипящему дыханию (врожденный стридор).
К 2 годам, когда хрящи трахеи становятся более плотными, вероятность развития этих симптомов уменьшается.
Бронхи у детей раннего возраста отходят от трахеи под одинаковым углом, поэтому инородные тела могут попадать и в левый, и в правый бронх одинаково часто.
Легочная ткань продолжает формироваться на протяжении обоих возрастных периодов. До 2 лет — период особенно интенсивного развития альвеол.
С 2 до 5 лет - интенсивное развитие эластической ткани, лимфатической ткани, включенной в мышечные бронхи, что, возможно, объясняет возрастание числа случаев затяжных пневмоний и начало формирования хронических пневмоний в преддошкольном возрасте.
В третьем периоде развития легких (от 5 до 7 лет) завершается формирование альвеол, происходит окончательное созревание структур ацинуса, поэтому течение пневмоний становится более благоприятным.
Из особенностей дыхания в эти возрастные периоды можно отметить:
• уменьшение количества дыхательных движений до 30— 35 в минуту в возрасте 1—2 лет и примерно до 25 в минуту — в 5—6 лет;
• в возрасте 1—3 года преобладает брюшной (диафрагмальный) тип дыхания,
в 3—5 лет начинает преобладать грудной тип дыхания.
Сердечно-сосудистая система.
Рост сердца происходит неравномерно:
на период преддошкольного возраста приходится интенсивный рост сердца, и уже к 3 годам масса сердца достигает 0,4—0,5 % от массы тела, т.е. его относительная масса начинает соответствовать относительной массе сердца взрослого.
Причем в первые 2 года энергичнее растут предсердия, интенсивный рост желудочков наблюдается значительно позже.
К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной форме сердца у взрослого.
В этом же возрастном промежутке меняется клеточная структура сосудов: до 5-летнего возраста интенсивно растет мышечный слой, затем все оболочки растут равномерно.
Частота сердечных сокращений с возрастом снижается и составляет в преддошкольном периоде 105—115 в минуту, в дошкольном — около 100.
Благодаря относительно большой массе сердца и широкому просвету кровеносных сосудов кровообращение у детей этих возрастных периодов находится в более благоприятных условиях, чем у взрослых.
Пищеварительная система в раннем детском возрасте продолжает интенсивно развиваться: увеличивается длина пищевода, растет желудок, объем которого к началу дошкольного периода достигает 400—600 мл, а масса к 4—5 годам увеличивается в 6 раз, увеличивается и поверхность слизистой оболочки желудка. Но функциональное состояние слизистой оболочки желудка остается несовершенным (количество желудочных желез, продуцирующих желудочный сок, примерно в 2,5 раза меньше, чем у взрослого).
Кишечник у детей преддошкольного и дошкольного возрастов отстает от темпов роста тела. Нервная регуляция моторики кишечника несовершенна, слизистая оболочка тонкая, слабо зафиксированная: все это способствует возникновению различных патологических процессов — инвагинации кишечника (Инвагина́ция кише́чника - вид непроходимости кишечника, причиной которого является внедрение одной части кишечника в просвет другой), забросу
содержимого толстого кишечника в тонкий, выпадению толстой кишки.
Наиболее интенсивный рост поджелудочная железа наблюдается именно в преддошкольном периоде, т.е. в первые 3 года жизни, но в это время ее функция еще несовершенна. Секреторная активность поджелудочной железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летнему возрасту, при этом выполняются и внешнесекреторная, и внутрисекреторная функции.
Мочевая система. К периодам преддошкольного и дошкольного возраста формирование мочевыделительной системы еще не завершено, хотя продолжается рост мочеточников, мочевого пузыря, а также почек, масса которых к дошкольному возрасту увеличивается в 5 раз. Но мочеточники остаются относительно широкими, имеют много изгибов.
Эластическая и мышечная ткань в мочевом пузыре развита недостаточно. Эти особенности предрасполагают к застою мочи.
У детей этих возрастов почки более подвижны, что связано со слабым развитием околопочечной клетчатки и фасций, окружающих почки. Только к концу дошкольного — началу младшего школьного периода уменьшает подвижность почек, их смещаемость при дыхании.
Количество мочи, выделяемой ребенком за сутки, можно приблизительно рассчитать по формуле:
Д = 600 + 100 * (п -1 ) , где Д — количество мочи; п — число лет.
Не следует забывать, что диурез во многом зависит от питьевого режима, температуры окружающей среды.
Система кроветворения.
На протяжении преддошкольного и дошкольного периодов продолжается постепенное увеличение числа эритроцитов и повышение содержания гемоглобина.
Первый физиологический перекрест в лейкоцитарной формуле ребенка происходит в 5 дней, второй –в 5 лет.
На дошкольный возраст приходится второй перекрест относительного количества нейтрофилов и лимфоцитов: в возрасте 4—6 лет вновь происходит выравнивание их числа.
Соотношение лимфоцитов и нейтрофилов в разные возрастные периоды:
1 день - Н:Л= 2:1 (60:30)
5 день - Н:Л= 1:1 (45:45)
1 мес. до 1 года - Н:Л= 1:2 (30:60)
5 лет – Н:Л=1:1 (45:45)
12 лет – Н:Л = 2:1 (60:30)
Система анализаторов в преддошкольном и дошкольном периодах продолжает интенсивно развиваться, что связано в том числе и с развитием мозга.
Улучшается острота зрения, достигающая максимума к 3— 5 годам: в этом возрасте острота зрения ребенка становится такой же, как у взрослых.
В возрасте 2,5—3 лет формируется осознанное ощущение цветов, таким образом, после 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением, а после 4 лет — совершенствуется восприятие цветовых оттенков.