ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды пенсионных выплат
Различают:
трудовые пенсии
пенсии по старости
пенсии по инвалидности
пенсии по случаю потери кормильца
пенсии за выслугу лет
социальные пенсии
государственное пенсионное обеспечение
Расчет пенсионных выплат
Формула для расчёта пенсии — установленное государством правило, по которому считают, сколько денег будет получать пенсионер
Страховая пенсия = (количество пенсионных коэффициентов × стоимость 1 коэффициента) + фиксированная часть
В 2023 году стоимость пенсионного коэффициента — 123,77 ₽, а фиксированная выплата к страховой пенсии — 7 567,33 ₽. В некоторых случаях, например если пенсионер опекает недееспособного или работал на Крайнем Севере, выплата может увеличиться
В формуле могут использоваться повышающие коэффициенты. Если обратиться за назначением пенсии не сразу после возникновения права на её получение, а позже, пенсия будет больше
Примерный размер будущей пенсии можно узнать с помощью пенсионного калькулятора
Как рассчитывается стаж ИП
ИП платят фиксированные страховые взносы. Периоды, за которые ИП перечислил страховые взносы, засчитываются в его стаж для расчёта пенсии
Пенсионный возраст, минимальный стаж и количество пенсионных коэффициентов для ИП считаются по общим правилам
Если не хватает пенсионных коэффициентов или стажа
Пенсию можно получить даже без стажа, коэффициентов и страховых взносов. Государство выплатит социальную пенсию, если не возникает права на страховую пенсию по старости
Право на социальную пенсию появляется на 5 лет позже назначения пенсии по старости
Если начисленная пенсия меньше прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе, Социальный фонд (СФР) дополнительно установит федеральную социальную доплату к пенсии
Этапы пенсионной реформы
Осуществление пенсионной реформы в России
Реформа началась 1 января 2019 года с момента вступления в действие Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (некоторые положения закона вступят в силу с 1 января 2025 года).
Ход пенсионной реформы по годам
2019 год
Мужчины (женщины), родившиеся в первой половине 1959 (1964) года, которые по старому законодательству вышли бы на пенсию в день своего 60-(55-) летия, смогли это сделать с задержкой на полгода, а именно в период с июля по декабрь 2019 г., если не было особых дающих льготы обстоятельств.
По данным ВЦИОМ и Левада-Центра, запуск пенсионной реформы назван россиянами важнейшим событием 2019 года в стране, а по опросам ФОМ он занял второе место по значимости (после факта открытия железнодорожного сообщения через Крымский мост)[14].
Из-за пенсионной реформы число пенсионеров в России по итогам 2019 года уменьшилось примерно на 355 тысяч человек[49]. Экономия госбюджета составила 21,5 млрд рублей[50]. При этом Счётная палата РФ признала, что пенсионная реформа, на конец 2019 г., не позволила достичь объявленной цели — приемлемого уровня жизни уже вышедших на пенсию граждан[51].
2020 год
В январе-июне 2020 года смогли стать пенсионерами женщины (мужчины), родившиеся во втором полугодии 1964 (1959) года[52], а в июле-декабре 2020 года не вышел на пенсию никто, кроме обладателей льгот.
С января 2020 года главой ПФР назначен М. А. Топилин (ранее министр труда), вместо А. В. Дроздова (ставшего замминистра финансов)[53].
Общий объём пенсий и пособий, выплаченных ПФР за месяц, в апреле 2020 года составил 469,2 млрд руб.[54], что существенно меньше дореформенных выплат (664,7 млрд руб./мес. в 2017 г.).
Серьёзными обстоятельствами 2020 года, которые могут оказать влияние на все стороны жизни в РФ, включая вопросы пенсий, стали вспыхнувшая в начале года пандемия коронавируса и более чем двукратное снижение мировых цен на нефть 9 марта (цены вернулись к обычным значениям с середины 2021 г.). С апреля проблема распространения коронавируса во многом затмила иные вопросы, в том числе и пенсионную реформу.
2021 год
В первой половине 2021 года на пенсию вышли только обладатели льгот[55], а во второй половине пенсионерами стали мужчины (женщины), родившиеся в январе—июне 1960 (1965) года и достигшие возраста 61,5 (56,5) лет[56].
11 февраля ушёл в отставку глава ПФР М. А. Топилин, сыгравший одну из ключевых ролей в запуске пенсионной реформы; вместо него назначен А. С. Кигим[57][58].
К 2021 году Росстат зафиксировал беспрецедентное в истории России сокращение числа пенсионеров. С 1 января 2019 года по 1 апреля 2021 года их стало меньше почти на 1,3 млн: из 43,865 млн человек осталось только 42,598 млн[59][60]. Особенно резкое сокращение отмечалось с июля 2020 по апрель 2021 года, когда убыль составила 956 тыс. пенсионеров[59]. При этом до реформы число получателей пенсий неуклонно росло[59].
В результате в 2021 году доля федеральных отчислений в ПФР на выплату пенсий стала самой низкой по крайней мере за 10 лет; трансферт из бюджета на страховые пенсии по старости составил 1,55 трлн руб, что примерно на 1 трлн меньше, чем годом ранее[61].
2021 год был годом очередных выборов в Госдуму РФ. Многие действия и заявления (как власти, так и оппозиции) вокруг пенсионной реформы в период до середины сентября обусловливались предвыборной тактикой[62].
2022-2023 годы
С января по июнь 2022 года на пенсию смогли выйти мужчины (женщины), родившиеся в июле—декабре 1960 (1965) года и достигшие возраста 61,5 (56,5) лет.
31 июля 2022 года было объявлено[63] об уходе А. С. Кигима с поста руководителя ПФР; на время до слияния ПФР с ФСС главой ПФР был назначен С. А. Чирков, он же возглавил СФР, образованный при слиянии.
Согласно схеме реформы, во второй половине 2022 года и в течение всего 2023 года статус пенсионера на общих основаниях не получит никто; выход на пенсию будет возможен только для обладателей льгот.
По данным СФР[64], число пенсионеров за 2022 год снизилось на 232 тысячи (число неработающих возросло на 369,6 тыс, а работающих уменьшилось примерно на 600 тыс). Пенсии неработающим в среднем выросли на 14%, до 20,7 тыс руб/мес при официальной инфляции 11,94%.
Пути совершенствования пенсионного обеспечения в России
№ п/п | Страна | Средний размер пенсии (в руб.) |
-
| Россия | 15 431 -
| США | 99 000 -
| Исландия | 93 000 -
| Германия | 93 000 -
| Япония | 100 000 -
| Турция | 30 000 -
| Швейцария | 128 000 -
| Польша | 40 000 -
| Нидерланды | 94 000
По данным таблицы отображающей средний размер пенсий в 2023 году в ряде стран можно сделать вывод, что пенсионная система Российской Федерации остро нуждается в ее совершенствовании и реформировании.
В данном направлении высшее руководство страны планирует произвести повышение пенсионного возраста на 3 года, т.е. до 58 и 63; более радикальный вариант предполагает прибавку к существующим нормам еще 5 лет; или же ввести уравнение пенсионного возраста для мужчин и женщин на уровне 60 лет. Так же из вариантов присутствует повышение пенсионного возраста каждый год на 6 месяцев в течение нескольких лет.
Данная мера имеет место быть и, думается, вполне себе способна принести определенные плоды, если пообещать населению более высокую пенсию при таком раскладе.
Такие изменения были бы в полной мере оправданы с позиции их экономической эффективности. Повышение пенсионного возраста представляется реальной возможностью устранения дефицита бюджета для Социального фонда страны, но все равно не решит проблем Российских пенсионеров и даже близко не приблизит их к уровню жизни людей пенсионного возраста развитых стран.
Для дальнейшей реализации таких преобразований на сегодняшний день есть непреодолимые барьеры, на устранения которых могут уйти годы. Это, в первую очередь категорическое не поддержание таких мер среди населения, что может в последующем негативно повлиять на социально-политическую сферу. И, кроме этого, низкий уровень жизни и здоровья населения, а также отсутствие должных стандартов медицинского обслуживания, по сравнению со странами, где действует норма пенсионного возраста выше наших, к тому же проводится Специальная военная операция, что существенно сокращает количество потенциальных пенсионеров.
Таким образом, для реализации такой меры, как повышение пенсионного возраста, вкупе необходимо провести довольно существенные экономические и социальные реформы, которые в нашей стране, как правило, продвигаются чрезвычайно медленно. В связи с чем прогноз не утешительный. Ситуацию подогревает все еще действующая заморозка пенсионных накоплений.
Обозначившийся бюджетный дефицит Социального фонда России (СФР) не является следствием реформ пенсионной системы, а представляется результатом иных преобразований, и, прежде всего, в налоговой политике. Так же, это результат действия государства по принятию на себя дополнительных социальных обязательств, которые находятся вне пенсионной системы, например, как выплаты по дополнительному ежемесячному материальному обеспечению (ДЕМО) и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Но это никак не результат появления такого элемента, как накопительная часть пенсии, на что уже много раз хотели возложить всю ответственность за образовавшийся дефицит [3].
Например, в 2013 г. выпадающие доходы Пенсионного фонда, связанные с изъятием средств на формирование источников для финансирования накопительной части, составляет 83,7 млрд. руб. Так как на государство возложена субсидиарная ответственность по обязательствам ПФР, то планировалось покрыть этот дефицит из средств федерального бюджета. Однако, данному действию помешало одно обстоятельство, которое так же связано с возникновением дефицита в том же бюджете ПФР, который почти в два раза превосходил первый. Этот второй дефицит возник как результат снижения ставок по страховым выплатам и выразился в недостаче средств на выплату базовой и страховой части пенсий. Скорее всего, сложившаяся ситуация – результат несогласованности действий разных структур исполнительной власти, нестыковки их приоритетов. [9].
Важным условием для дальнейшего эффективного преобразования российской пенсионной системы является исследование теоретических и методологических вопросов и проблем функционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Проблемы в данной сфере, на сегодняшний день, в основном связаны с неопределенностью роли субъектов негосударственного пенсионного сектора в социально-экономической сфере, а также с дефицитом информации о пенсионных преобразованиях. К этому можно добавить существующие пробелы в пенсионном законодательстве, недостаточную конкретизацию функций НПФ и государства в части пенсионного обеспечения населения, неразвитость процедур информационного обмена между пенсионными фондами, потребность в минимизации рисков и расширении гарантий надежности НПФ и неэффективность системы пенсионного налогообложения граждан.
Отсутствие концепции развития дополнительного пенсионного страхования, не принятие государством мер по созданию статуса НПФ, который бы позволял гражданам воспринимать его как равноправного участника пенсионного рынка, наравне с Социальным фондом России (СФР), не позволяет создать эффективный механизм пенсионного обеспечения населения, что успешно практикуется в экономически развитых странах мира [11].
В качестве мер для совершенствования деятельности НПФ, можно предложить следующие рекомендации:
-
повышение надежности НПФ через развитие риск-менеджмента; -
формирование в обязательном пенсионном страховании системы гарантирования прав застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений; -
способствование созданию ситуации выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения и места формирования пенсионных накоплений, гарантирование соблюдения прав и волеизъявления граждан при его осуществлении; -
развитие корпоративных пенсионных систем; -
повышение эффективности инвестирования пенсионных средств, развитие системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений за счет внедрения показателей оценки качества инвестирования и стандартов осуществления указанной деятельности. -
повышение финансовой грамотности граждан [11].
Разумеется, что все эти меры будут эффективны только на фоне повышения общего уровня жизни граждан, что позволит увеличить вложения в систему негосударственного пенсионного обеспечения. К тому же, стоит отметить, что предложенный комплекс мер по повышению эффективности деятельности НПФ не может быть реализован без активного участия со стороны государства.