Файл: Открытый социальноэкономический колледж (ано по Открытый социальноэкономический колледж) Дисциплина менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация

Профессионального образования


«Открытый социально-экономический колледж»

(АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»)

Дисциплина- менеджмент

Практическое задание №1


Автор работы:

Бусовиков Данил Алексеевич

Преподаватель:

Тарновская Ирина Юрьевна

Задание 1
1.  Почему необходимо управление?

2.  Раскройте суть управленческого труда.
3.  Опишите уровни управления. Какие характерны роли для каждого уровня?
4.  Как вы понимаете словосочетание «эффективное управление»?

Ответ.
1.  Управление – это обязательный элемент, необходимый для эффективного функционирования, как небольшой фирмы, так и экономической системы крупного предприятия или целой страны. Существует множество современных методов управления, адаптированных к конкретным деловым реалиям и сфере применения.
                 Помимо организации сложной многоуровневой системы производственного процесса для функционирования организации необходимо своевременное обеспечение ее ресурсами. Все объекты предприятия тесно связаны между собой, и если не привезти сырье на один из них, то производство может остановиться полностью. Именно управляющий должен решать, что производить, из каких материалов и в какие сроки. И, исходя из составленного плана, должен координировать действия всех сотрудников.
                 Руководство необходимо не только в рамках производственной сферы. Работа с персоналом, создание новых филиалов, ведение научных разработок, одним словом, каждый аспект деятельности требует постоянного управления.
Причем крайне важно, чтобы стратегия руководства по вопросам управления предприятием была едина и в сфере производства, и в сфере работы с персоналом. Если основой концепции работы компании является доступность товаров для покупателей, то целесообразно поощрять тех сотрудников, которые внесут предложения, позволяющие экономить затраты на изготовление, а значит, снизить стоимость продукции.
                 Управление – это процесс, требующий постоянного совершенствования рабочего процесса в соответствии с динамично изменяющимися обстоятельствами. Чем быстрее управляющий реагирует на происходящие в экономическом и социальном секторе изменения, тем выше доходы его предприятия.


2. Управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.
В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые - здания, сооружения, средства и предметы труда работников аппарата управления, затраты на функционирование системы управления, квалифицированные специалисты и т. д. Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности.
Таким образом, управленческий труд - это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала.
Параметры управленческого труда:
цель - создание условий для достижения целей организации, координация и согласование совместной деятельности работников организации;
предмет - люди и их трудовая деятельность, информация;
средства - средства организационной и вычислительной техники, ЭВМ, информация как средство связи;
характеристика - умственный труд, сочетающий творческие, логические и технические операции, косвенно производительный труд, работа с людьми, многообразие решаемых задач, творческий характер;
продукт - управляющее воздействие в форме управленческого решения.
Управленческий труд имеет свои особенности:
- носит в основном информационный, аналитический и умственный характер;
- участвует в создании материальных благ не прямо, а последовательно через группы других лиц;
- в качестве предмета управленческого труда выступает информация и люди, участвующие в управленческом процессе;
- результатом труда являются управленческие решения;
- средствами труда служит организационная и вычислительная техника.

3. Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний.
Управляющие верхнего уровня средних и крупных фирм концентрируют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения. Они отвечают за процветание фирмы и потому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность.


К верхнему уровню управления относят президента и вице-президентов. Понятно, что в фирме могут быть несколько вице-президентов, ответственных за отдельные сферы ее деятельности - производство, сбыт, снабжение, финансы, кадры или рекламу.
Управляющие среднего звена возглавляют отделения или отделы. Они должны организовать их работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь, подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают, в основном, за руководство повседневной деятельностью своих подразделений. К среднему уровню руководства относятся управляющие конторами, цехами и складами, старшие мастера, начальники отделов технического контроля и качества продукции. Во многих крупных банках их филиалами руководят вице-президенты. Они отвечают за работу отделений банка и относятся к руководителям верхнего уровня. Управляющий отделением непосредственно подчинен вице-президенту по операциям отделений и относится к управляющим среднего уровня.
Нижний уровень управления – это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. Типичные наименования должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор. Часто говорят, что такой управляющий нижнего звена находится «в середине», поскольку он располагается между непосредственными исполнителями и руководителями верхнего и среднего уровней. Управляющие нижнего уровня играют в фирме очень важную роль. Но обычно вышестоящее руководство не уделяет должного внимания серьезным проблемам управляющих нижнего уровня. К числу таких проблем относится низкая заработная плата, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников, а также то, что они могут не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

4. Эффективное управление – это абстрактная категория, которая отражает степень и динамику формирования управления, качественную и количественную основу данного процесса.

Эффективность управления обычно оценивается не по одному, а по нескольким критериям, чтобы оценка была максимально объективной.
Критерии, что используются для оценки чаще всего – это:
Целевой подход.
Оценивается, насколько быстро и качественно были выполнены поставленные цели.
Этот подход труднее использовать, если приходится оценивать организацию, которая не выпускает конкретную продукцию.
Противники оценки целевого подхода утверждают, что направленность всех сотрудников на достижение конкретной цели нельзя назвать эффективным управлением, да и в ходе деятельности любой компании приходится ставить несколько целей, и нередки случаи, когда одна из них противоречит другой.
Ресурсный подход.
Учитывается, сколько ресурсов компании было направлено на выполнение конкретной задачи.
То есть, важность результата должна быть соразмерна затраченным ресурсам.
Оценочный подход.
Анализируется сама компания:

  • какое место она занимает на рынке;

  • какую годовую прибыль имеет;

  • чем отличается от основных конкурентов;

  • насколько быстро сумела достичь таких показателей и т.д.
    Комплексный подход.
    Эксперты считают его наиболее точным, потому что для оценки используется сразу несколько критериев.


    Задание 2

    1. Менеджмент, маркетинг как основные элементы современных управленческих технологий. Поясните, как вы понимаете. Приведите примеры.
    2. Перечислите роли, выполняющие в организации руководители низового, среднего и высшего звеньев управления.
    3. Какая из школ менеджмента, по вашему мнению, является наиболее эффективной в современных условиях развития экономики? Почему?
    4. Современный менеджер должен владеть процессным, системным и ситуационным подходами. Согласны ли вы?

    Ответ.
    1. Управленческие воздействия в системе маркетинга-менеджмента могут быть направлены на объекты, на процессы и функции. 
    Объекты воздействия маркетинг-менеджмента: покупатель, производитель, товар, посредник, конкурент.
    Процессы, на которые воздействует маркетинг-менеджмент: формирование политик компании (финансовой, инвестиционной, торговой, товарной); формирование взаимоотношений (с поставщиками, покупателями, посредниками); процессе разработки, создания нового товара и др.
    Функции, на которые воздействует маркетинг-менеджмент: планирование; управление; контроль и учет; анализ.
    Сфера деятельности маркетинг-менеджмента
    - разработка маркетинговой политики компании – основных и неизменных принципов ее рыночной деятельности;
    - разработка стратегии маркетинга – перспективного маркетингового плана
    - разработка тактических программ маркетинга;
    - организация управления маркетинговыми программами;
    - организация управления средствами труда;
    - организация управления рыночными отношениями.
    - организации текущего процесса маркетинга, 
    - координация различных подразделений компании в целях маркетинга;
    - контроль деятельности и аудит.


    Маркетинг-менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления маркетингом в целях интенсификации процесса формирования и воспроизводства спроса на товары и услуги компании и увеличения ее прибыли. Таким образом, процесс маркетинга-менеджмента состоит из этапов:
    - анализ рыночных возможностей компании;
    - отбор целевых рынков;
    - разработка комплекса маркетинга для каждого целевого рынка;
    - реализация маркетинговых мероприятий.
    - контроль деятельности
    - анализ полученных результатов и выработка решений для улучшения маркетинг-менеджмента.
    Современные приоритеты маркетинг-менеджмента:
    - от маркетинга в отделе маркетинга к маркетингу во всей организации;
    - от организации по товарным единицам к клиент ориентированной структуре компании;
    - аутсорсинг и межфирменное взаимодействие;
    - многообразие форм межфирменного взаимодействия: стратегические группы, альянсы, сетевые компании, партнерства;   
    - от сохранения старых рыночных позиций к поиску новых;
    - от ориентации на материальные активы к накоплению нематериальных активов;
    - ускорение процесса презентации и продажи товара за счет онлайновой торговли;
    - от финансовых показателей к маркетинговым оценка

    2. Руководители высшего звена - самая малочисленная категория; обладает наибольшей властью и ответственностью в организации. Сюда относятся директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или её крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п.; от них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом работы.
    Руководители среднего звена - представители среднего уровня в иерархии управления; они являются связующим звеном между высшим и непосредственным управлением - координируют и контролируют работу менеджеров низового звена, доводят до них решения высшего руководства. К ним относятся, например: заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту (по проекту, по региону). Характер действий их определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. В основном‚ это решение тактических задач; могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с руководителями среднего и низового звена.
    Руководители низового звена - наиболее многочисленная группа руководителей в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частными переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками).

    3. По моему мнению, является наиболее эффективной – школа человеческих отношений и поведенческих наук 
    Потому что школа человеческих отношений сосредоточилась, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Представители школы поведенческих наук занимались изучением мотивов и потребностей людей, удовлетворение которых способствовало росту производительности и эффективности их работы, повышая эффективность организации в целом.

    4. Я согласен с тем, что современный менеджер должен владеть процессным, системным и ситуационным подходами. Что означает подход? Подход – это методология принятия управленческих решений. Во второй половине XX в. в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-хгг.) и ситуационный (80-е гг.) Разберем по отдельности каждый из походов и действия менеджеров.

    Системный подход

    Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.
    Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
    По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.
    Прежде чем принимать управленческие решения по сложным объемным вопросам, связанными с развитием организации, менеджеры должны четко представлять себе, что любая организация – это система, и, управляя ею, надо знать ее свойства.
    Система – некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
    Все организации являются системами. Существует 2 основных типа систем организации: закрытые и открытые системы.
    Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему.
    Ситуационный подход
    Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением, функционирующие в одной и той же внешней среде, значительно отличаются своими финансовыми результатами.
    Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.
    Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.
    Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация.
    Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают наибольшее влияние на организацию в данный момент времени.
    Суть подхода заключается в умении менеджера увязать конкретные методы и приемы управления с конкретной ситуацией для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно:

         - Есть набор факторов (переменных), которые влияют на деятельность организации.       Менеджер должен быть знаком с этим набором. Эти переменные делятся на: внутренние (кадры, технология, структура и т.д.), и на внешние (поставщики, конкуренты, государственные законы, и т.д.).
          - Надо оценить конкретную ситуацию, в которой нужно принимать конкретное решение, т.е. оценить влияние всех переменных в данный момент времени. Часть переменных требует расчета. Часть переменных принимается как влияющие незначительно т.е. постоянными.
          - Есть традиционные методы принятия управленческих решений. Менеджер о них должен знать. Используя их, грамотно интерпретировать сложившуюся ситуацию, сделать анализ, принять управленческое решение.
    Используя этот подход, менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от принятого решения или выбранного пути. Менеджер должен уметь выбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект в конкретной ситуации, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем. Важно оценивать и социальные последствия от принятого решения, а не только экономические.

    Процессный подход

    Этот подход был впервые предложен сторонниками административной школы управления. В рамках этой школы была сделана попытка описать деятельность менеджера. Деятельность менеджера, на какой бы ступеньке иерархии он бы не находился, по сути своей одинакова – это процесс управления, потому что работа по достижению целей выполняется с помощью других целей, т.е. имеется серия непрерывных взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий – тоже процесс, который называется «управленческая функция».
    Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
    Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
    Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
    Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений. В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:
     - основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;
     - обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.);
     - управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.
    Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.
    Заключение:
    Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.
    В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
    Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.