Файл: Отчет по дисциплине Русский язык и деловые коммуникации по теме Нормы речи Акцентологические и орфоэпические нормы..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Информационное обеспечение управления и производства»

ОТЧЕТ

по дисциплине «Русский язык и деловые коммуникации»

по теме «Нормы речи

Акцентологические и орфоэпические нормы.»
Выполнили: ст.гр.

Проверила: доцент кафедры ИиОУП, к.п.н.

Ладанова О.Ю.

Дата:

2023

Цель: формирование способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5), в частности:

 реализация теоретических знаний об особенностях функциональных стилей современного русского литературного языка;

 реализация теоретических знаний о коммуникативных качествах речи;

 умение применять стилистические нормы при разграничении функциональных стилей;

 умение распознавать нарушения коммуникативных качеств речи в предлагаемых предложениях и редактировать их;

 овладение навыками синтеза текстов различной стилевой принадлежности.

Ход работы:

1) Изучили теорию по теме «Коммуникативные качества речи. Стили речи»;

3) Выполнили упражнения 1-5;

4) Составили список литературы по теме «Коммуникативные качества речи. Стили речи».

Практическая часть.

Упражнение 1. Выполните блок мини-заданий по вариантам

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2


1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно.

а) бАнты;

б) диспансЕр;

в) жАлюзи;

г) завИдно.

1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно.

а) мизЕрный;

б) обеспечЕние;

в) балОванный;

г) кухОнный.

2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно.

а) катАлог;

б) блюдА;

в) красИвее;

г) тортЫ.

2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно.

а) удОбрить;

б) углУбленный;

в) позвОнит;

г) зажралАсь.

3. Найти слова, в которых ударным является первый слог.

а) кедровый;

б) задолго;

в) воры;

г) досуха.

3. Найти слова, в которых ударным является первый слог.

а) вальдшнеп;

б) колледж;

в) бармен;

г) партер.

4. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог.

а) жалюзи;

б) алкоголь;

в) фетиш;

г) розлив.

4. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог.

а) квартал;

б) эксперт;

в) благовест;

г) щавель.

5. Найти слова, у которых есть нормативные варианты ударения.

а) звонит;

б) исчерпать;

в) осведомить;

г) оптовый.

5. Найти слова, у которых есть нормативные варианты ударения.

а) одновременно;

б) вручат;

в) в туфлях;

г) дефис.

6. Найти слова, в которых перед Е произносится твердый согласный.

а) демократ;

б) тенденция;

в) термин;

г) де-факто.

6. Найти слова, в которых перед Е произносится твердый согласный.

а) антенна;

б) филателист;

в) шинель;

г) тест.

7. Найти слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН.

а) скучно;

б) ночной;

в) справочник;

г) скворечник.

7. Найти слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН.

а) горчичник;

б) сердечный (друг);

в) нарочно;

г) внеурочный.

8. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ.

а) что;

б) почтальон;

в) нечто;

г) кое-что.

8. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ.

а) чтобы;

б) ничто;

в) прочту;

г) ГЛАВПОЧТАМТ.

9. Найти слова, произношение которых указано правильно.

а) макулатура;

б) прецендент;

в) дермантин;

г) подскользнуться.

9. Найти слова, произношение которых указано правильно.

а) инцидент;

б) конфорт;

в) конфорка;

г) тубаретка.


Упражнение 3. Расставьте ударения в словах

Августовский, агент, алкоголь, алфавит, апартеид, апостроф, арест, аристократия, асимметрия, афера, баловать, балованный, балуешь, безудержный, блёклый, блокировать, блокированный, бомбардировать, бомбардированный, бюрократия, вероисповедание, ветеринария, возбуждённый, воспроизведённый, втридорога, гастрономия, генезис, гладильный, глубока, горьки, гордиев узел, давнишний, делегировать, делегированный, деспот, деспотия, добыча, договорённость, донельзя, дремота, духовник, еретик, житие, завидно.

Упражнение 4. Расставьте ударения в словах

Завсегдатай, заговор, закупорить, звонишь, звонят, избалованный, исповедание, исподволь, истерия, истекший (год), истёкший (кровью), исчерпать, камбала, каталог, каучук, квартал, квашение, кичиться, клала, клеить, коклюш, красивее, кремень, кулинария, ломоть, лубочный, манёвры, маркетинг, маркировать.

Упражнение 5. Расставьте ударения в словах

Маркированный, мастерски, мастерский, мельком, менеджмент, мизерный,монумент, мытарство, мытарь, наголо (стричь), наголо (держать шашки), наискось, наложенный (платеж), наотмашь, недвижимость, некролог, новорождённый, нормировать, обеспечение, обесценить, обетованный, облегчить, ободрить, обострить, олигархия, опека, опериться, оптовый, оседлый, осуждённый, откупорить, очистной, пасквиль, петля, пиццерия, побасёнка

Упражнение 6. Расставьте ударения в словах

Подростковый, поставщик, поутру, похороны, на похоронах, премирование, премировать, премированный, приданое, принудить, проведённый, процент, путепровод, ракурс, рэкетир, ровен, не ровён час, санитария, сантиметр, свёкла, силос, снадобье, соболезнование, согнутый, созыв, сосредоточение, средства, статуя, столяр, таможня, танцовщица, тирания, тяжба, углубить, украинский, умерший, усугубить, феномен, ходатайствовать, холеный, христианин, цемент, черпать, щавель, экскурс, эксперт.

Упражнение 7. Используя справочные материалы, укажите недочеты в звуковой организации речи (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайную рифму). Исправьте предложения.

1) Эту проблему мы обсуждали с учеными с мировым именем. Эту проблему мы обсуждали совместно с учёными с мировым именем.

2) В ораторской речи употребляется и ирония как один из стилистических приемов. В ораторской речи ирония употребляется как один из стилистических приёмов.



3) Система содержит регулирующие, управляющие, функциональные и вычислительные устройства, приборы контроля, регистрирующие и показывающие, – всего более тридцати наименований. В системе содержится более тридцати различных устройств: управляющие, регулирующие, функциональные, вычислительные, а также приборы контроля - регистрирующие и показывающие.

4) Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. Имена героев войны произносятся ими с глубоким уважением.

5) Это позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации.

Всё это позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин и механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей, рядов оборудования машин, механизмов и средств механизации и автоматизации.

6) В экспериментах измерение импульсов вторичных частиц часто четко не удается выполнить. В экспериментах часто не удаётся выполнить измерение импульсов вторичных частиц.

7) Проблем предостаточно, и главная – сюрприз капризной погоды. Проблем предостаточно, главная из которых - сюрприз капризной погоды.

8) Организуем систематически тематические выставки. Систематически организуем тематические выставки.

9) Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды. Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки воды.

10) С раннего утра сюда стало стекаться все население села. С раннего утра сюда стало стекать все население села

Упражнение 8. Проанализируйте звуковую организацию текстов радиопередач. Выделите случаи нарушения благозвучия, исправьте предложения.

1) Работа предприятия оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли.

Работа предприятия оценивается по количеству изготовленной продукции и полученного дохода.


2) Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным свойственна в разной мере.

Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям свойственна в разной мере людям закаленным и изнеженным.

3) Во многом способствует улучшению работы и лучшая организация труда и отдыха.

Во многом улучшение работы способствует лучшая организация труда и отдыха.

4) Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов.

Пользуются успехом выступления юристов и других специалистов по радио.

5) Увеличение объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации.

Увеличение объема и усложнение технической информации затребовало ее организации и систематизации.

6) Директор старался дать понять и почувствовать всем, насколько важна эта проблема.

Директор старался дать всем понять и почувствовать, насколько важна эта проблема.

7) Водителю необходимо время для того, чтобы начать обгон, а это происходит как раз в то время, когда у него его меньше всего.

Водителю необходимо время для того, чтобы начать обгон, а это происходит именно тогда, когда его почти не осталось.

8) Под свой контроль прокуратура взяла и эти дела.

Прокуратура взяла под свой контроль эти дела.

9) Удостоен приза за завоеванную победу.

Удостоен приза за заслуженную победу.

10) В этой области еще много неясного, и требуются тщательные исследования для получения данных, имеющих решающее значение для диагностики и лечения хромосомных заболеваний.

В этой области еще много неясного, в связи с чем требуются тщательные исследования для получения данных, имеющих решающее значение для диагностики и лечения хромосомных заболеваний.