Файл: Пояснительная записка рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Цель уроков речи и альтернативной коммуникации в 5 классе – преодолеть несовершенство речевой практики обучающихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
2.Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Основными критериями отбора материала по предмету речь и альтернативная коммуникация являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирование у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и с учебным планом школы в 5 классе на изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» выделяется -68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Предметные результаты:
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога
Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
5. Содержание учебного предмета
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия
(несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи ( педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Чтение и письмо
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
6. Тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Слово. Предложение. Слова – приветствия. Слова –прощания. | 1 | Слушание учителя Индивидуальное проговаривание Работа с карточками-символами. Выполнение действий по подражанию. Работа с раздаточным материалом. Воспроизведение изученных звуков и подбор слов с этими звуками. Выделение звука в слове. Конструирование букв из цветных палочек. Нахождение нужной буквы. Составление слогов и слов из разрезной азбуки. Чтение слоговых таблиц. Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и показывай на картинке» Работа с карточками-символами. Работа с раздаточным материалом. Выполнение правил посадки и положения тетради при письме. Ориентирование в тетради в узкую линейку. |
2 | Звуки и буквы А,а У, у, О,о. Слушание сказки «У солнышка в гостях» | 1 | |
3 | Звук и буква М, м. Выделение звука в словах с опорой на картинку. | 1 | |
4 | Звук и буква С,с. Выделение звука в словах с опорой на картинку. | 1 | |
5 | Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами. | 1 | |
6 | Рассказы В. Бианки. | 1 | |
7-8 | Звуки и буквы Х,х., Ш,ш. Выделение звука в словах с опорой на картинку. | 2 | |
9-10 | Образование открытых и закрытых слогов с изученными буквами. | 2 | |
11 | Звук и буква Л,л. Выделение звука в словах | 1 | |
12 | Образование открытых и закрытых слогов с буквой л. | 1 | |
13 | Звук и буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. | 1 | |
14-15 | Образование открытых и закрытых слогов с изученными буквами. | 2 | |
16 | Звук и буква Н,н. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
17-18 | Повторение изученных букв. Чтение слогов и слов. | 2 | |
19 | Работа с разрезной азбукой. Составление слов. | 1 | |
20 | Слушание сказки «Два жадных медвежонка». | 1 | |
21 | Повторение пройденных букв. Начало предложения. | 1 | |
22 | Звук и буква Р,р. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
23 | Образование и чтение слогов с буквой р. | 1 | |
24 | Звук и буква К,к. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
25 | Образование и чтение слогов с буквой к | 1 | |
26 | Звуки и буквы П,п, Т, т. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
27 | Образование и чтение слогов с буквами п, т. | 1 | |
28 | Звук и буква И, и. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
29 | Образование и чтение слогов с изученными буквами | 1 | |
30 | Звук и буква З,з Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов. | 1 | |
31 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 | |
32 | Конец предложения. Точка. Составление предложений по картинке. | 1 | |
33 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 | |
34 | Слушание сказки. Чуковский К. «Айболит». | 1 | |
35 | Звук и буква В,в.. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
36 | Образование и чтение слогов с буквой в. | 1 | |
37 | Звук и буква Ж,ж. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
38 | Образование и чтение слогов с буквой ж. | 1 | |
39 | Звук и буква Б,б. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
40 | Образование и чтение слогов с буквой б. | 1 | |
41 | Звук и буква Г,г. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
42 | Образование и чтение слогов с буквой г. | 1 | |
43 | Звук и буква Д,д. Выделение звука в словах. | 1 | |
44 | Образование и чтение слогов с буквой д. | 1 | |
45 | Звуки и буквы Я,я, Ю, ю. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
46 | Чтение слогов с буквами я, ю. | 1 | |
47 | Образование и чтение слогов , слов с изученными буквами | 1 | |
48 | Упражнения в чтении слогов, слов с изученными буквами. | 1 | |
49 | Составление рассказа с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. | 1 | |
50 | Работа с разрезной азбукой. Составление слов. | 1 | |
51 | Повторение. Упражнение в чтении односложных слов | 1 | |
52 | Повторение . Упражнение в чтении по «Букварю» | 1 | |
53 | Звук и буква Ц,ц. Выделение звука в словах. | 1 | |
54 | Чтение слогов с буквой ц | 1 | |
55 | Звук и буква Ч,ч. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
56 | Чтение слогов с буквой ч | 1 | |
57 | Звук и буква Щ, щ. Выделение звука в начале слов. | 1 | |
58 | Чтение слогов с буквой щ. | 1 | |
59 | Звук и буква Ф, ф. Выделение звука в начале слова и знакомство с буквой. | 1 | |
60 | Чтение слогов с буквой ф. | 1 | |
61 | Буква Е, е. Чтение слогов с буквой е | 1 | |
62 | Буква Ё,ё. Чтение слогов с буквой ё. | 1 | |
63 | Чтение слогов с буквами е ,ё. | 1 | |
64 | Звук и буква Э, э. Выделение звука в начале слова и знакомство с буквой. | 1 | |
65 | Упражнения в чтении слогов, слов с изученными буквами. | 1 | |
66 | Составление предложений с использованием карточек для глобального чтения. | 1 | |
67-68 | Резервный урок | 2 |