Файл: Применение опыта зарубежного менеджмента в управлении российским авиапредприятием.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» (МГТУ ГА)

Кафедра организации перевозок на воздушном транспорте

Контрольная работа

По дисциплине

«Менеджмент»

На тему: «Применение опыта зарубежного менеджмента в управлении российским авиапредприятием»

Вариант 13

По данным авиапредприятия «Аэромар»


Выполнил студент группы ОПЗб 3-1

ФИО

Шифр

Москва-2022

Содержание



Введение 3

ЗАО «Аэромар» 5

Анализ зарубежного опыта управления 8

Американская модель управления 8

Японская модель управления 14

Французская и немецкая модели управления 19

Использование методов зарубежного менеджмента в России 29

Модель управления ЗАО «Аэромар» 29

Внедрение системы контроллинга ЗАО «Аэромар» 29

Организационная культура ЗАО «Аэромар» 30

Стиль руководства в компании «Аэромар» 31

Список использованной литературы 32



Введение


Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, деятельность которой основана на использовании «знания о знании».

Одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование зарубежного опыта менеджмента.

До недавнего времени в отечественной литературе преобладали критические оценки теории и практики зарубежного менеджмента, которые хотя и признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в общественном сознании.


Понятие «менеджер» в настоящее время стало вполне привычным и даже более употребительным синонимом слова «руководитель». Изменение терминологии связано с общеэкономическими изменениями, происходящими в стране.

Расширение контактов с капиталистическими фирмами, заметное увеличение числа переводных изданий видных специалистов в области управления зарубежных стран позволяют более конкретно представить конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более высокую эффективность производства. Вместе с тем, практика передовых российских компаний показала, что чужой (в том числе, зарубежный) опыт нельзя копировать механически. Организация должна сама ощутить потребность в изменениях, необходимости формирования своей собственной системы управления. Ведущие российские фирмы не просто должны перенять опыт зарубежных конкурентов, но и осмыслить логику их действий, проанализировать свои неудачи, разработать собственный оригинальный путь.

ЗАО «Аэромар»


Более 30 лет компания «Аэромар» производит бортовое питание, постоянно внедряя в рабочий процесс самые передовые технологии и разработки. Уже в 1994 году «Аэромар» был удостоен престижной награды Питера МакКарти за высокое качество обслуживания питанием на борту воздушного судна.

Взяв стремительный старт в развитии, «Аэромар» никогда не останавливался на достигнутом. В 2002 году компания внедрила для пассажиров бизнес-классса «Аэрофлот» программы питания по ресторанным стандартам «Перформа» В 2008 году «Аэромар» получил сертификат качества ISO 9001:2000. В мае 2009-го компания вступила в Международную ассоциацию фирм, работающих в сфере общественного питания на транспорте (ITCA), что стало лучшим подтверждением стандартов производства предприятия в мировом сообществе. За достижения в области кейтеринга «Аэромар» заслужил награды таких крупнейших мировых авиакомпаний, как British Airways, Delta, KLM и AirFrance, а южнокорейская Korean Air присудила ему первое место среди 15 кухонь, предоставляющих бортовое питание для этой компании в аэропортах Европы и стран СНГ.

Основные виды услуг АО «Аэромар»:

  • предоставление бортового питания для пассажиров первого, бизнес, экономического классов и экипажа;

  • предоставление всех видов специального питания в любом количестве – вегетарианское, лечебное, диетическое, детское, религиозное, включая халяльное и кошерное;

  • предоставление торговли на борту самолета и розничной/оптовой продажи товаров SKYSHOP на земле;

  • предоставление услуги платного питания Sky Bistro на борту самолета;

  • обслуживание VIP-рейсов и рейсов вне расписания, предоставление блюд высокой кухни, которые удовлетворят самых взыскательных пассажиров;

  • круглосуточное обслуживание рейсов, вылетающих из аэропорта Шереметьево, а также из аэропортов, где у АО «Аэромар» работают филиалы и дочерние общества, бортовым питанием, предметами комфорта и экипировки воздушных судов, уборка приземлившихся воздушных судов, предоставление скомплектованного торгового оборудования для осуществления продажи на бортах самолетов;

  • обслуживание рейсов с использованием посуды авиакомпании;

  • парк автолифтов, позволяющий бесперебойно обслуживать все типы ВС;

  • предоставление алкогольных и прохладительных напитков, расширенного ассортимента;

  • профессиональная санитарная обработка, учет и хранение оборудования;

  • предоставление авиакомпаниям предметов комфорта на борту;

  • организация и проведение отраслевых форумов в области сервиса на борту;

  • консультационные услуги в сфере реконструкции и менеджмента кейтеринговых производств.


Компания первой предложила пассажирам приобрести на рейсах дополнительное питание по концепции buy-on-board. Сервис Sky Cafe и Sky Bistro позволяет приобрести в полете снеки и напитки. Это создает альтернативу стандартному питанию на борту, улучшая качество предоставляемого сервиса.

Сегодня «Аэромар» гарантирует международные стандарты питания и других видов сервиса на рейсах, вылетающих из Шереметьево и прочих аэропортов маршрутной сети «Аэрофлот» и авиакомпаний, входящих в группу «Аэрофлот». Максимальная производительность предприятия составляет 130–150 тысяч порций за одни сутки. Предлагая широкий ассортимент холодных и горячих блюд (русская, средиземноморская, китайская, японская кухня), «Аэромар» учитывает также специальные кулинарные запросы пассажиров: при покупке билета можно заказать питание халяль, вегетарианское, кошерное, диабетическое и др.

Анализ зарубежного опыта управления

Американская модель управления


Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX - XX веков, когда в США переживали экономический бум. Огромные природные ресурсы привлекали передовые умы того времени; уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера - Фредерика Уинслоу Тейлора.

Вовсе не случайно, что центр развития теории и практики менеджмента в начале XX века переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников «менеджмента» отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма - свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий. Организация труда и управления в такой «локальной экономике» не требовала систематического применения науки, да и сама наука ещё не была доминирующим общественным институтом, главной производительной силой промышленности. Так обстояло положение дел в Англии эпохи Аркрайта, Смита, Болтона и Оуэна. Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно английская, а точнее англо-саксонская модель легла в основу американской школы менеджмента.


Иная ситуация складывалась в конце XIX - начале XX века в США, которые по техническому уровню производства вошли в число мировых лидеров. Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. Даже в начале XX века США были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес - крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типичную структуру общества, поведение людей, их образ жизни. Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса. Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами.

Отмечая различия в развитии индустрии континентальной Европы и Северной Америки, некоторые специалисты указывают, что американцы начали с механизации всего комплекса операции, в то время как европейцы склонны были механизировать отдельные операции, например, ткачество или прядение. В результате в Англии были более совершенные станки, а в США - сборочные линии и конвейеры.

В Англии техническая мысль развивалась в Рамках академической науки. Так сказать, на государственной основе, а затем уже, через какое-то время, достигла практики. Американцы заимствовали в готовом виде лучшие технические идеи европейцев и тут же претворяли их в конкретные технические модели. Подход североамериканцев был более гибким и скорым, внедрение техники в меньшей степени опутано бюрократическими сетями. Центрами технического прогресса в Европе чаще всего служили государственные учреждения и университеты, а в США - предприятия. Передовые фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занимающиеся практическим внедрением технических достижений. Таковы исторические предпосылки возникновения американской школы менеджмента.

В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы отходят на второй план.


Рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных работников и структурных единиц компании и жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности специализированного оборудования.

Решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну-две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых.

Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы - ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде.

Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления.

В традиционной модели иерархической организации, прежде всего, имеет место разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных решений. Первый касается деловых решений фирмы, которые определяют основные направления её функционирования. После выработки последнего фирма принимает оперативные решения для адаптирования своей деятельности к непредвиденным различным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке. Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя особенностями:

1) Каждая функциональная единица имеет не более одного прямого начальника и не связана с другими единицами (следовательно, любая координация действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником);

2) Только одна единица (центральный отдел) является начальником любой другой единицы.