ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Осень»

Цель: Уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
Учить детей подбирать признаки к слову «осень».
Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.
Совершенствовать навык употребления форм косвенных падежей существительных в единственном числе; активизировать глагольный и предметный словарь.
Совершенствовать навык развёрнутого ответа на вопрос педагога.
Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.
Оборудование: сюжетные картинки по теме осень; предметные картинки (солнышко, дождик, облака, ветер, овощи и фрукты, поле, сад, огород); листья деревьев.
Организационный момент:
Логопед: Ребята, посмотрите какой букет я собрала! Сегодня мы с вами поговорим об осени, о том, как красиво это время года. О том, как меняется природа осенью.
Посмотрите на букет и угадайте, листья каких деревьев я собрала? (Логопед показывает листья по одному – а дети отгадывают дерево)
Дидактическая игра «Угадай листочек?»
Цель – развивать умение классифицировать предметы по определенным признакам. Развивать умение образовывать прилагательное от существительного.
Лист клёна (какой лист?) – кленовый; рябины – рябиновый; ольхи – ольховый; осины – осиновый; берёзы – берёзовый; дуба – дубовый; липы – липовый.

Логопед: Дети, отгадайте, что происходит с листьями осенью?
(Логопед показывает жестами действия, дети отгадывают слова)
Дети: листья падают, летят, кружатся, порхают, шуршат, шелестят.


Логопед: Давайте вспомним, какая бывает осень?
Дети: Золотая, багряная, поздняя, ранняя и т. д.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам приехала из Африки обезьянка! В Африке всегда жарко, и обезьянка очень удивилась, увидев нашу природу. Давайте расскажем ей об осени! Для того, чтобы вы легче справились с заданием, помогать вам буду волшебные картинки.
Логопед показывает картинку с изображением времени года – лето.

Логопед: После какого времени года наступает осень?
Дети: Осень наступает после лета.
Логопед показывает картинку с изображением букета листьев.

Логопед: Что происходит с листьями?
Дети: Листья осенью желтеют, краснеют, опадают.
Логопед показывает картинку с изображением тучки.

Логопед: Какие дожди идут осенью?
Дети: Идут холодные дожди.
Логопед показывает картинку с изображением «солнца – месяца».

Логопед: Какие становятся день и ночь?
Дети: День становится короче, а ночь длиннее.
Логопед показывает картинку с изображением перелетных птиц.

Логопед: Куда улетают перелётные птицы?
Дети: перелётные птицы улетают в жаркие края.
Логопед: А теперь давайте расскажем обезьянке, чего не бывает осенью!
Дидактическая игра «Что перепутал художник?»
Цель – развивать умение выделять характерные признаки, уметь описать словами.
Дети по картинке исправляют ошибки: осенью не растут подснежники, осенью не купаются в речке, осенью не загорают, осенью не надевают шубу, осенью не бегут ручьи.
Логопед: Молодцы!
Логопед: Что–то мы засиделись, давайте сделаем зарядку вместе с
обезьянкой!
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»
1,2,3,4,5
Будем листья собирать:
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Листики
Речевая игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (цепочки произносятся с ударением на разный слог). Запомните и произнесите песенку листьев:
«ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу».
Логопед: Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «ш».
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
(А.Суслов)
Затем построчное отражённое произношение стихотворения.
Игра «Телеграф» деление слов на слога (прохлопываем ладошками слога в словах, сколько хлопков (с гласными звуками) – столько и слогов): «ше - пот», «шо - рох», «ти – ши - на» на слоги, определение длинны слов.

Какое слово длиннее? Почему?
Игра «Где звук?»
Цель – определение места звука «ш» в этих словах.
(Детям с низким уровнем развития - по звуковым полоскам, с высоким уровнем – без зрительной опоры)

Игра: «Урожай»
Логопед: Ребята, Посмотрите внимательно на картинки.

Что там изображено?
Дети: Овощи, пшеница, фрукты.
В поле собирают урожай чего? (пшеницы)
В саду собирают урожай чего? (фруктов)
В огороде собирают урожай чего? (овощей)
Итог занятия. О каком времени года говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось