Файл: Литература, используемая при проведении занятия практическое пособие мчс россии Оказание первой помощи пострадавшим.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УТВЕРЖДАЮ

Зам начальника ПСЧ ПСО ФПС ГПС

ГУ МЧС России по

___________________

«____» _____________ 2021 года


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведение занятия по боевой подготовке личного состава дежурных караулов по оказанию первой помощи с личным составом 2-го караула

ПСЧ ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по

Тема № 2: «Средства для оказания первой помощи. Транспортировка пострадавших»
Вид занятия: практическое занятие Отводимое время: 1 (ч.)
Цель занятия: изучение приемов и способов транспортировки пострадавших
Литература, используемая при проведении занятия: практическое пособие МЧС России «Оказание первой помощи пострадавшим»
Развернутый план занятия

Учебный вопрос – «Средства для оказания первой помощи. Транспортировка пострадавших», 45 мин.




п/п

Учебные вопросы (включая контроль занятий)

Время, мин.

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т. ч. технические средства обучения) учебного вопроса



Подготовительная часть.

Охрана труда

5

Построение личного состава караула на месте проведения занятия.

Проверка наличия личного состава по списку и их готовности к проведению занятия.

Проверка состояния и комплектности специальной защитной одежды Объявление темы, цели и краткого содержания занятия.



Средства для оказания первой помощи. Транспортировка пострадавших

35

Общие правила переноса и транспортировки пострадавших.

Правильная укладка пострадавшего (транспортное положение) при транспортировке или в период ожидания скорой медицинской помощи предотвращает осложнения травмы. Это важный момент оказания первой помощи. Транспортное положение – это расположение пострадавшего, которое является наиболее оптимальным до момента приезда бригады скорой медицинской помощи. Транспортное положение пострадавшего зависит от тяжести состояния пострадавшего (нарушения сознания, дыхания, кровообращения), локализации травмы (голова, грудь, живот, таз, позвоночник, конечности).
Транспортные положения.

Позиции при травмах (если пострадавший в сознании).

  1. Травматический шок.

Положение лежа на спине. Ноги приподняты на 30 см.

Цель: а) Улучшение притока крови к головному мозгу.


  1. Травма головы.




Положение лежа на спине, с приподнятым плечеголовным концом. Цель: а) Снижение мозгового кровотока; б) Уменьшение внутричерепного давления.


  1. Травма груди.




Положение полусидя. Цель: а) Иммобилизация грудной клетки; б) Уменьшение боли; в) Улучшение вентиляции здорового легкого.

  1. Травма живота.

Положение лежа на спине с приподнятым плечеголовным концом. Валик под полусогнутыми коленями. Цель: а) Уменьшение напряжения передней брюшной стенки; б) Уменьшение боли.



  1. Перелом костей таза.

Положение лежа на спине. Колени слегка разведены. Валик под коленями. Стопы связаны между собой. Кости таза стянуты.





Цель: а) Иммобилизация; б) Уменьшение боли;

в) Предупреждение вторичных повреждений.

Позиции при нарушениях кровообращения.

  1. Травма позвоночника.

Положение лежа на спине, на твердой ровной поверхности. Оставить в том положении, в каком обнаружен пострадавший. Надеть шейный воротник. Перекладывать с помощью 4 - 5 помощников («скандинавский мост»).

Цель: а) Иммобилизация; б) Предотвращение дальнейших повреждений.

  1. Боли в области сердца.

Положение полусидя.

Цель: а) Уменьшение венозного возврата крови к ослабленному сердцу.

  1. Синдром сдавления нижней полой вены (большие сроки беременности).

Лежа на спине с полуоборотом на левый бок.

Цель: а) Уменьшение сдавления полой вены беременной маткой.


Позиции при травмах (пострадавший без сознания).

  1. Стабильное боковое положение (СБП).

Цель: а) поддержание свободной проходимости дыхательных путей;

б) предупреждение аспирации.



  1. Травматический шок (острая кровопотеря).

Стабильное боковое положение, ноги приподняты на 15 см.

Цель: а) Поддержание проходимости дыхательных путей;

б) Улучшение притока крови к голове.





  1. Травма головы.

Стабильное боковое положение на неповрежденной стороне.

Цель: а) улучшение венозного оттока крови; б) предупреждение отека головного мозга.



  1. Травма груди.

Стабильное боковое положение на повреждённой стороне. Цель: а) Поддержание свободной проходимости дыхательных путей; б) Иммобилизация ребер, уменьшение боли; в) Улучшение вентиляции легкого на неповрежденной стороне.




  1. Травма живота.

Цель: а) поддержание свободной проходимости дыхательных путей;

б) предупреждение аспирации.



  1. Травма таза.

Положение лежа на спине. Колени слегка разведены. Валик под коленями. Стопы связаны между собой. Кости таза стянуты. Контролировать дыхание.





Цель: а) Иммобилизация; б) Уменьшение боли;

в) Предупреждение вторичных повреждений.

Позиции при нарушениях кровообращения.


  1. Травма позвоночника.

Лежа на спине, на твердой, ровной поверхности.



Перекладывание 4 - 5 спасателями одновременно («скандинавский мост»).
Цель: а) Предупреждение дополнительной травматизации спинного мозга; б) Иммобилизация перелома.
Правила переноски пострадавших на носилках.

По ровной поверхности пострадавших надо нести ногами вперед, а если пострадавший без сознания, то головой вперед, так удобнее наблюдать за ним и обеспечивается приток крови к мозгу.

Передвигаться следует осторожно, короткими шагами. Чтобы носилки не раскачивались, несущие не должны идти в ногу.

На крутых подъемах и спусках следить, чтобы носилки находились в горизонтальном положении, для чего на подъеме приподнимают их задний конец, на спусках передний. При этом ручки носилок можно положить на плечи несущих.

Нести пострадавших на носилках на большие расстояния легче, если использовать лямки (ремни, веревки), которые уменьшают нагрузку на кисти рук. Из лямки делают петлю в виде восьмерки и подгоняют ее под рост носильщика.

Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в сторону рук. Петлю надевают на плечи так, чтобы она скрещивалась на спине, а петли, свисающие по бокам на уровне кистей опущенных рук, эти петли продевают в ручки носилок.

Общие правила переноски пострадавших.

На месте, прежде всего надо остановить кровотечение, наложить повязки на раны, зафиксировать с помощью шин переломы костей. Только после этого можно переносить, грузить и транспортировать его в лечебное учреждение, по возможности быстро и осторожно.

Неумелое извлечение и перенос пострадавших может привести к серьезным осложнениям - усилению кровотечения, смещению отломков костей и болевому шоку. Чтобы этого не произошло, поднимать и укладывать пострадавшего на носилки следует вдвоем или втроем.

При отсутствии стандартных носилок, их несложно сделать из досок, жердей, фанеры, одеяла, пальто.

Способ транспортировки пострадавшего зависит от его общего состояния и характера повреждения. Можно переносить на руках, в рюкзаке, на импровизированных носилках, при помощи изготовленных из по­лос прочной ткани носилочных лямок длиной около 2 м и шириной до 10 см.

При переноске пострадавших можно использовать различные подручные средства: доски; двери; листы толстой фанеры; лыжи; деревянные и металлические шесты; палки; стулья и др. Можно переносить пострадавшего с помощью шеста, простыни, одеяла и лямки (веревки).

При переноске пострадавших можно использовать различные подручные средства: доски; двери; листы толстой фанеры; лыжи; деревянные и металлические шесты; палки; стулья и др. Можно переносить пострадавшего с помощью шеста, простыни, одеяла и лямки (веревки).


Самый простой способ при чрезвычайных ситуациях - перенос в положении полулежа на стуле.



Пострадавшего усаживают на стул, если он без сознания, то привязывают. Один или два человека несут спинку стула, а один или двое, держат стул за ножки. Пострадавший как бы полулежит с согнутыми в коленках ногами. Такой способ является наиболее универсальным и не требует особых приспособлений.
Кроме того, для переноса пострадавших можно использовать две палки, жерди или лыжи, продетые в застегнутые пальто, рубашки, в мешки, обернутые одеялом, простыней или соединенные деревянными распорами и переплетенные лямками (веревкой, ремнями).
Пострадавшим и больным следует обеспечить спокойное и удобное положение, особенно для пострадавшей части тела.

При отсутствии носилок, хотя бы импровизированных, пострадавших переносят на руках. Оказывающий помощь человек опускается на одно колено сбоку от пострадавшего, берет его одной рукой под спину, а другой - под бедра, затем поднимается и несет на руках перед собой пострадавшего. Такой способ переноски применим для пострадавших без переломов костей конечностей и ребер.



При переноске «на замке» носильщики становятся рядом и соединяют руки так, чтобы образовалось сиденье («замок»). Его делают из двух, трех и четырех рук. Если надо поддерживать пострадавшего, то «замок» делают из двух или трех рук. «На замке» из четырех рук пострадавший сам держится за шеи носильщиков. Но следует учесть, что руки выдерживают такую нагрузку недолго. Без отдыха можно перенести человека на расстояние не более 50 метров.


При переноске пострадавших и больных без носилок можно использовать лямки, сложенные кольцом или восьмеркой. При отсутствии носилочных лямок их можно изготовить из поясных ремней. Переноска с помощью восьмерки двумя носильщиками осуществляется следующим образом: два носильщика становятся рядом, надевают на себя лямку, сложенную восьмеркой так, чтобы перекрест ремня лямки оказался между ними на уровне тазобедренных суставов, а петли были перекинуты у одного носильщика через правое, а у другого - через левое плечо. Затем носильщики опускаются на одно колено, приподнимают пострадавшего, подводят лямку под ягодицы пострадавшего и одновременно встают на ноги. При этом способе переноски руки носильщиков остаются свободными.



Для переноски на шесте требуются: шест длиной не менее 3 м, транспортировочный мешок, палка длиной 60-70 см. Мешок привязывают к шесту так, чтобы оставались ручки: у идущего впереди - длиной около 50 см, у идущего сзади - около 70 см. Для удобства переноски мешок привязывают к шесту как можно ближе. На уровне груди пострадавшего, на шесте укрепляют распорку, при помощи которой края мешка удерживаются в раздвинутом положении. На уровне середины туловища вокруг мешка делают обвязку и прикрепляют ее к шесту.



Для переноски на носилках из шестов требуются два шеста длиной около 2,5 м, пять палок длиной около 60 см и шнур.
Шесты кладут параллельно на расстоянии примерно 60 см друг от друга и соединяют в головной части двумя поперечинами (одну делают сверху и ближе к краю, другую - снизу, в 10- 15 см от первой). В нижней части шесты скрепляют одной поперечиной. Из оставшихся двух палок делают изголовье: вставляют их сверху между перекладинами головной части и привязывают к ним таким образом, чтобы образовался треугольник. Все веревочные крепления на носилках делают узлами с прочной затяжкой. Поверхность носилок туго заплетают шнуром.

В лесной зоне можно соорудить носилки-волокуши из длинных жердей. Для этого потребуются три жерди 5-6-метровой длины, на тонких концах которых оставляют ветки, две-три поперечины и шнур.


Д ве жерди кладут параллельно и скрепляют двумя поперечинами на расстоянии 1,5-2 м (в зависимости от роста пострадавшего), при­чем первую поперечину крепят в 40-50 см от головной части жердей, после чего из шнура плетут сетку для ложа. Затем к жердям сни­зу прикрепляют еще одну поперечину. Между поперечинами снизу вводят третью жердь и закрепляют ее.
В крайнем случае, можно использовать большой кусок ткани - палатку, одежду, кусок полиэтиленовой пленки и волочить пострадавшего по снегу, траве.

П ри подозрении на повреждение позвоночника или таза переносить пострадавшего можно только на твердых носилках, на щите, причем перекладывать его на носилки, нужно не меняя его позы и как можно большим количеством человек.

Для переноски пострадавшего в рюкзаке нужно распороть внизу его боковые швы примерно на 30 см от дна. Продев ноги пострадавшего в эти отверстия, надевают на него рюкзак наподобие брюк и завязывают на уровне груди. Переноску осуществляет один человек.



Заключительная часть

5

Подведение итогов занятия, сбор аварийно-спасательного оборудования и инструмента, выставление оценок личному составу.




Пособия и оборудование, используемые на занятиях: АЦ, ПТВ.

Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовки к следующему занятию: самостоятельно изучить приемы и способы транспортировки пострадавших


План-конспект составил:

Ком.отделения ПСЧ ПСО

ФПС ГПС Главного Управления

МЧС России по
«____» _____________ года