Файл: Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу ii (темы 913), материалам основной и дополнительной литературы..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II
«Основные проблемы философии».
Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 1.
-
Онтология:
- Дайте определение понятия «бытие».
- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
-
Гносеология:
- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.
- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
-
Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:
- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».
- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.
- Какие критерии личности выделяет современная философия?
-
Онтология:
- Дайте определение понятия «бытие».
- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек.
Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Гераклит утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем, согласно материализму, бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно — его познания и преобразования.
Учение диалектики прошло три этапа развития: стихийная диалектика древних, диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика. Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.
Объективная диалектика — это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.
Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.
И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.
1. наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества и познания
2. общение с собеседником с целью обретения им истины.
3.диалектический материализм;
Основные формы бытия:
1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
-
Гносеология:
- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.
- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
Теория познания– раздел философского знания, в котором исследуются вопросы о природе, источниках, границах, достоверности и истинности человеческого познания. Наряду с термином «теория познания» используют обозначения гносеология. Центральными для гносеологии являются понятия знания и познания, которые соотносятся как результат и процесс.
Термин «теория познания» был введен в философию относительно недавно – в середине ХIХ века. Первая систематически и синтетически продуманная философская теория познания была создана И. Кантом в конце 18 столетия. Но более распространенная теория познания оформляется в Европе в 16-17 веках в трудах двух крупнейших европейских мыслителей Нового времени - Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Именно наука, основанная на строгих экспериментальных и теоретических методах получения и обоснования знания, приобретает особую общественную ценность. Основные философские теории познания:
Эмпиризм - единственный источник знания – опыт
Сенсуализм – единственный источник знания – ощущения человека
Рационализм - единственный источник знания – разум человека
Иррационализм – отрицает возможность рационального познания мира, источник знания – откровение, вера, инстинкт.
Познание - процесс целенаправленного активного отображения деятельности в сознании человека.
Уровни познания: чувственное(формы: ощущение, восприятие, представления) и рациональное(формы: понятие, суждение, умозаключение).
Научное познание-возникает на определенном этапе развития общества и имеет свою специфику.
Уровни научного познания (формы: факт, проблема, идея, гипотеза, теория): эмпирическое и теоретическое.
Эмпирический уровень (отражение внешних признаков, сторон, связей, предметов и явлений; получение научных фактов, их описание и систематизация), методы:
Наблюдение-целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них
Измерения-определение отношения измеряемой величины к эталону
Описание-является продолжением наблюдения, оно является формой фиксации информации наблюдения
Эксперимент-изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях
Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части
Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое
Дедукция-движение от общего к частному
Индукция-движение от частного к общему утверждению
Теоретический уровень (объяснение фактов, отражение существенных связей, открытие законов; систематизация знаний, формирование теорий), методы:
Идеализация-создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней. Абстрагирование-отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны
Формализация-отображение знания в знаковом, символическом виде
Моделирование-создание и изучение заместителя объекта
Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части
Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое
Дедукция-движение от общего к частному
Индукция-движение от частного к общему утверждению
-
Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:
- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».
- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.
- Какие критерии личности выделяет современная философия?
Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.
Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».
Определение. Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.
Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.
Основные характеристики человека:
особое строение организма;
способность к трудовой деятельности;
наличие сознания.
Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».
Определение. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.
Общие характеристики индивида:
целостность психофизической организации организма;
устойчивость по отношению к окружающей действительности;
активность.
Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.
Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.
Определение. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.
Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.
Определение. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.
МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР
Космос Представляется вполне вероятным, что накопление новых знаний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека. Планета - понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.
Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.