Файл: Примерные задания контрольного среза для текущего контроля Дайте определение понятиям Биологический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерные задания контрольного среза для текущего контроля

1.Дайте определение понятиям:

Биологический слух – способность воспринимать звуковые колебания органами слуха (слуховое восприятие). Слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности.

Речевой слух - это сложная, сформировавшаяся при жизни человека способность воспринимать звучащую речь, распознавать и воспроизводить ее фонологически значимые средства: звуки, интонации, паузы, ударения и т.п. Это - умение слышать себя и других, соотносить услышанное с нормой, улавливать различия между близкими звуками, замечать, запоминать, оценивать особенности произношения и интонации.

Слуховое внимание — это способность сфокусировать сознание на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Известно, что ребенок обучается говорить со слуха.

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Звуковысотный слух


Это способность слышать отличаются звуки по высоте или нет, даже при малейшей разнице. В интернете можно легко найти тесты, где нужно определить, выше или ниже второй звук, и, таким образом, узнать, насколько у вас развит звуковысотный слух.

Для начала следует научиться слышать разницу между двумя соседними полутонами.

2.Опишите основные симптомы фонетико-фонематического недоразвития у детей.

Основными симптомами фонетико-фонематического недоразвития являются:

искажение некоторых звуков замена сложных для артикуляции звуков на простые («р» на «л» и т.п.) нечеткое, размытое произношение определенных фонем, вплоть до слияния их в один неразборчивый звук отсутствие разницы между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками

3.Опишите основные направления логопедического обследования дошкольника с ФФН.


1.Анамнестические сведения ( особенности протекания беременности и родов у матери , раннего физического , психического развития ребенка.)

2.Состояние слуха (* по заключению детского отоларинголога), неврологический статуса ( по заключению невролога), общего здоровья ( за заключению педиатра.

3. Состояние и подвижность артикуляционного аппарата , состояние голосовой и дыхательной функции.

4. Характер имеющих нарушений звукопроизношения ( искажение , отсутствие , замены, смешение)

5.Различение оппозиционных фонем в словах( крыса- крыша ;том-дом ) и в слогах ( па-ба-па; шва-шва-жва)

6.Способоность воспроизведения в слов различного слогового состава ( пуговица, велосипед, автобус)

7. Уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза.

8.Определяем словарный запаса, сформированность грамматического строя речи и связанной речи.

4.Перечислите приемы обследования фонематических процессов.

Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа.

1.Подобрать слова определенной тематики на заданный звук.

2.Подобрать любое слово на заданный логопедом твердый или мягкий звук.

3.Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове.

4. Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом. Г.А.Каше приводит следующие данные, используя обследование Л.Ф.Спировой. Итак, в логопедии обследование фонематических процессов является частью обследования устной речи и включает в себя обследование фонематического восприятия, фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений.

Дайте определение понятиям:

Фонемный анализ - Фонемный анализ, в отличие от фонематического восприятия, предполагает отделение звуковой оболочки слова от значения, вычленение в ней далее неразложимых единиц и порядка их следования, сопоставление звуковых форм слов и выяснение их сходства и различия, соотнесение последнего в значениях слов с неодинаковым фонемным составом.

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков.



Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Практические задания к теме 7 Совместная работа логопеда, воспитателя, музыкального руководителя в специализированных группах для дошкольников с ФФН

Задание 7. Проанализируйте и квалифицируйте следующие нарушения у детей:

Затрудняется в узнавании и различении на слух слов, отличающихся одной фонемой;

Шла Саша по шоссе и сосала сушку – Сла Шаса по соссе и шосала шушку. Нарушение фонематического слуха у детей. Дислексия

Дайте определения понятиям фонематическое восприятие, фонематические представления. Охарактеризуйте онтогенетические основы их формирования.

Ответ:

Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи. Для детей с ОНР трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т.д. Проблемы произношения звуков у таких детей оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у дошкольников с ОНР имеется недоразвитие фонематического восприятия

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Фонематические представления формируются на основе фонематического восприятии и фонематического анализа. Фонематические восприятие (или слухопроизносительная дифференциация фонем) – это процесс узнавания и различения звуков речи.

Выделите особенности обследования фонематического восприятия и представлений. Обоснуйте выбор методов, приемов обследования, лингвистического материала. Приведите примеры диагностических заданий для выявления недоразвития фонематических процессов.

Ответ:

Обследование фонематического восприятия предполагает выявление наличия или отсутствия звука в слове

Обследование фонематических процессов (ФП). Это обследование направлено на выявление того, как дети различают оппозиционные звуки, которые предъявляются им сначала в составе звукосочетаний, затем в словах и, наконец, в виде названий предметов, изображенных на картинках.


 Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной. Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при  наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического  восприятия обычно используют приемы, направленные на: узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.

     Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

     Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

     Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

     Особое  внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость — глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

     Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию  из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться  от одного звука к другому.


     При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

     Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий  словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.

В ее задачи входят:

определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Диагностические критерии, показатели, инструментарий

Исследование фонематического восприятия

Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

- дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных

па — ба; са — за; то — до;

- дифференциация изолированных пар согласных п — б; ж — ш; с —з; к — г;

- дифференциация слов — квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка — почка; коза — коса; крыша — крыса;

- деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

Хозяйка сварила зуб.

На лугу паслась коса.

У девочки болел суп.

У девочки длинная коза.

У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциация одной или нескольких групп фонем при сохранной способности к различию остальных (даже более сложных) звуков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.