Файл: Тип урока Изучение нового материала Тема урока Системные программы и операционная система.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта № 1
Класс 3
Предмет Информатика
Тип урока Изучение нового материала
Тема урока Системные программы и операционная система
Цель урока формирование представления о том, что такое системные программы и операционная система
Задачи:
Дидактические: Знать классификацию программных продуктов, входящих в состав операционной системы.
Развивающие: развивать умения использовать знания, полученные на уроках информатики, в профессиональной деятельности;
развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике;
Воспитательные: воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Оборудование учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа.
Технологии, методы и приемы: словесные, наглядные; работа с учебником, беседа
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УУД |
Организационный момент | Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку, настраивает детей. | Демонстрируют готовность к уроку. Приветствуют учителя. | Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что время не теряем И работать начинаем Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас Информатика сейчас! - Здравствуйте меня зовут Анастасия Александровна. | Коммуникативные: использование речи для получения и передачи информации |
Актуализация знаний | Предлагает восстановить слова по недописанным буквам. Объясняет задания, просит отвечать. Написано на доске. Слайд 1 с темой. | Слушают учителя, отгадывают слова. Выводят тему урока. | - Посмотрите на доску, «резинка-шалунья» стерла часть букв, попробуйте восстановить буквы и угадать тему урока. (системные программы и операционная система) | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка действий Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге |
Изучение нового материала. | Задает вопросы по прошлым темам урока и по теме урока. Слайд 1. Слайд 2, устройства компьютера. Слайд 3, Слайд 4,5. Видеозапись об операционной системе. Задает вопросы по видео. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Читаю правила из учебника. Отвечают на вопрос. (клавиатура, процессор, память, монитор мышь) Слушают учителя. Смотрят видео.
Распределением ресурсов между приложениями, доступ к различным устройствами накопителям информации, защита данных от сбоев. | -Вы уже много говорили про различные устройства, из которых состоит компьютер, и про разные виды данных. -Какие вы знаете виды данных? (документальные данные, электронный документ) - Из каких устройств состоит компьютер? - Кроме устройств и данных компьютер имеет программное обеспечение. Программное обеспечение – это системные, инструментальные и прикладные программы. - Рассмотрим системные программы: Системные программы (определение написано в слайде и в учебнике.) Операционная система – это комплекс управляющих и обрабатывающих системных программ, которые обеспечивают функционирование, то есть работу всех устройств и программ компьютера. Посмотрим видео об операционной системе.
Например Windows, Apple, Chrome, Linux/ | Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка действий Коммуникативные: самовыражение: монологические высказывания разного типа |
Физминутка | Проговаривает стихотворение, показывает упражнения | Повторяют упражнение за учителем. | Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать. Прочь, усталость, лень и скука! Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.) А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем! Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.) | |
Информационная минутка. | Слайд 6.Рассказывает о технологиях будущего. | Слушают учителя. | Автоматизация. К концу 21-го века ваш дом, машина, холодильник и т.д. будет управляться автоматически. Планируется автоматизировать крупные заводы и фабрики, а также всю авиацию. Города будут управляться с помощью центрального компьютера, который будут контролировать абсолютно всю работу, от полива цветов в парке до движения автомобилей. | |
Первичное осмысление и закрепление | Проводит работу по вариантам. Спрашивает ответы на задание. Дополняет. Проводит тестирование. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10. | Читают текст из учебника по вариантам. 1 вариант. Интерфейс – это графические изображения и меню на экране компьютера, которые обеспечивают удобный способ взаимодействия пользователя с компьютерной системой. Интерфейс помогает пользователю работать с файлами и внешними устройствами компьютера – принтером, сканером, веб – камерой, и др. Драйвер – это компьютерная программа с помощью которой операционная системе организует работу устройства. Программные утилиты – это специальные программы, которые предназначены для тестирования и обслуживания устройств и операционной системы, устранения возможных неполадок. Вариант 2 Обсл. Прогр. – антивирусные программы и архиваторы. Цель – обезвреживать компьютерные программы вирусы. Компьютерный вирус - вредоносная программа создана с целью проникнуть в чужой компьютер. Почтовые вирусы - представляют собой файлы, прикрепленные к письму. Они «призывают некоторым образом открыть их. После запуска вирус начинает рассылать точно такие же письма, используя адресную книгу. Программы архивации файлов – помогают экономить место на электронных носителях. №1 1-3, 2-1,3-2 №3 а) устройств, всеми устройствами. Б) память, ввода, устройствами. №4 Предоставляет удобный способ взаимодействия с компьютером. №5Операционные системы, драйверы, утилиты; программы для архивации файлов; антивирусные программы. №6 а) устранения неполадок и ошибок в ОС; б) лечения и удаления зараженных файлов(поиск и обнаружения вирусов); в) экономить место при хранении файлов. | 1 вариант прочтет страницу 76 и расскажет на об интерфейсе, как интерфейс помогает пользователю, драйвере и программах утилита. 2 вариант прочтет страницы 77 – 78 и расскажет какие программы можно отнести к обслуживающим программам примеры из учебника, цель антивирусных программ, компьютерный вирус, почтовые вирусы, программы архивации файлов. Работа с тетрадью. Страница 55 №1 Соедини стрелками назначение программ и названия видов программ №3 вставь пропущенное слово. №4прочитать текст, выписать из текста слова, указывающие на назначение интерфейса. №5Дополни схему классификации системных программ. №6 Подчеркни в тексте ключевые слова, указывающие на основное назначение программ. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; |
Итоги урока. Рефлексия | Проводит опрос по пройденной теме. Слайд 11. | Отвечают на вопросы учителя. | 1.О каких системных программах мы говорили сегодня? 2.Что такое операционная система? 3.Для чего служит антивирусная программа? 4.О каких программах мы говорили? | Личностные: смыслообразование, жизненное самоопределение |
Домашнее задание | Диктует задание на дом | Записывают задание на дом | Читать параграф 18. | |
Технологическая карта № 2
Класс 3
Предмет Информатика
Тип урока Изучение нового материала
Тема урока Файловая система
Цель урока формирование представления о том, что такое файловая система
Задачи:
Дидактические: Знать классификацию программных продуктов, входящих в состав файловой системы.
Развивающие: развивать умения использовать знания, полученные на уроках информатики, в профессиональной деятельности;
развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике;
Воспитательные: воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Оборудование учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа.
Технологии, методы и приемы: словесные, наглядные; работа с учебником, беседа
Этап | Реализуемые задачи обучения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля, текущая рефлексия |
Организация уч-ся на урок. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности СЛАЙД 1 | Проверка готовности к уроку. Настрой на плодотворную работу на уроке. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе. Выбирают из предложенных картинок ту, что соответствует настроению на начало урока. | Личностные УУД: Формирование навыков самоорганизации. Регулятивные УУД: Адекватно оценить свою готовность к уроку и психологический настрой на работу на уроке. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. СЛАЙДЫ 2,3 | Воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий. АМО «ДА-НЕТ» | Организует повторение знаний, закрепление умений. Организовывает сопоставление учащимися своих работ по эталону с фиксацией результатов (без исправления ошибок). На слайдах предлагаются вопросы, на которые можно ответить только ДА(1) или НЕТ (0). Сразу же проверяют. | Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал. Учащиеся ставят в тетради соответствующую варианту ответа цифру. Проверяют работу по образцу, результаты заносят рядом с последовательностью 1 и 0,которая получена при выполнении задания. | Личностные, регулятивные УУД: - развитие навыков работы с информацией; - развитие самооценки. | Знает основные понятия. Знает (помнит и воспроизводит) термины. |
Выявление места и причины затруднения СЛАЙДЫ 3 | Организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем). | Организовывает обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем). Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации. Вопросы к уч-ся:
| Проговаривают причины затруднений. Определяют границы знания и незнания. Обсуждают последние три вопроса. Выясняют название компьютерных документов (файл) (предполагаемый ответ: возможно они образуют особую структуру в памяти, чтобы их можно было быстро найти) | Познавательные УУД:
Развитие умений вести проблемный диалог. Обобщить понятия «файл», «система», «документ». Умение ставить учебную задачу. Регулятивные УУД: Развитие логического мышления. Развитие навыков исследовательской деятельности. Развитие навыков анализа и сравнения. | Устный опрос, фронтальная беседа с элементами проблемного диалога. |
Построение проекта выхода из затруднения СЛАЙДЫ 4 | Сформулировать конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (какие знания нужно построить и чему научиться). | Организует построение проекта выхода из затруднений. Работа со слайдом 4. Формулировка темы урока. Какой может быть цель урока «Файловая система»? Предлагает прочитать в учебнике в п. «Файловая система» цели урока, выстроить план достижения целей. (Работа с учебником, Открываем учебник и находим интересующий параграф, Спросить у учеников КАК это сделать быстро: ОГЛАВЛЕНИЕ—ПАРАГРАФ—СТРАНИЦА 82) | Отвечают на вопросы, которые появляются на слайде. Формулируют тему урока, пробуют поставить цели на урок. Определяют способы получения новых знаний, необходимых для освоения темы урока. Обсуждают ответы и разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы). Планируют собственную деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: Осознав конечный результат, найти самостоятельно средства достижения цели. Осознать конечный результат достижения цели урока. | Предвосхищающий контроль по способу действия. |
Реализация построенного проекта СЛАЙД 5 | Зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. Работа с учебником АМО-прием ИНСЕРТ (смысловое чтение) | Организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности. | Работают с учебником - читают и ставят на полях отметки ! ЗНАЛ Раньше, ? УЗНАЛ Сейчас, V ДОПОЛНИЛ Знания | Познавательные УУД:
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Регулятивные УУД: Развитие логического мышления. Развитие навыков анализа и сравнения. | Устный опрос, фронтальная беседа. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Интерпретирует словесный материал. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи СЛАЙД 6,7 | Решить несколько типовых заданий на новый способ действия. Задачи на слайдах: Какие файлы могут находиться в электр. папках? На какие электр. носителях можно хранить файлы? | Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний учащихся. | Решают типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации). | Познавательные УУД:
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, схемой. | Умеет использовать понятия и применять в новых ситуациях. |
Физминутка СЛАЙД 8 | Физминутка «Здоровым быть ЗДОРОВО!» | Личностные УУД: Формирование здорового образа жизни | | ||
Самостоятельная работа с взаимо- и самопроверкой по эталону (РАБОТА В ПАРАХ) СЛАЙД 9, 11 Для проверки СЛАЙД 10, 12,13 | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка. Работа в Рабочей тетради: упр. 1,2,3а | Контролирует выполнение работы. Организовывает самопроверку учащимися своих решений по эталону. Организовывает взаимопроверку (а затем сравнить решения с эталоном). | Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Решают типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), корректируют ошибки. Самостоятельно работают и проверяют по образцу на интерактивной доске. Используют приобретенные знания в практической деятельности. | Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Развивать умения работать в парах, осуществлять взаимопроверку. Осуществить контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, проявить умение убеждать. | Самоконтроль по образцу. Умеет применять знания в конкретных практических ситуациях. Взаимный контроль в паре, после - контроль по образцу. |
Включение в систему знаний и повторение СЛАЙД 14, СЛАЙД 15 (ссылка на интеракт_приложение) | Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний (проигрывание учебной ситуации). Учащимся предлагается попробовать самостоятельно построить файловую систему, соединив папки и файлы линиями (на рисунке). Проверяют на ИНТ_ДОСКЕ | Организует в минигруппах выполнение творческого задания (проигрывание учебной ситуации). Организовывает самопроверку учащимися своих решений по эталону | Выполняют предложенные учителем задания в минигруппах (по 3-4 человек, проигрывание учебной ситуации). Обсуждают выполненные задания, высказывают свое мнение. Выполняют на интерактивной доске, обсуждают. | Познавательные УУД:
Формирование понятия («Изобразим это в виде схемы…») Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Развивать умения работать в минигруппах, осуществлять самопроверку по эталону. Осуществить контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, проявить умение убеждать. | Самоконтроль по образцу. Демонстрирует правильное применение знаний. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке СЛАЙД 16, СЛАЙДЫ 17, 18, 19 | Соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и фиксация степени их соответствия. ОЦЕНИТЬ РАБОТУ КАЖДОГО С УЧЕТОМ САМООЦЕНКИ УЧ-СЯ | Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока. Создает ситуацию для анализа своей работы на уроке. | Отвечают на вопросы, которые спроектированы на экран (клише). Соотносят цель учебной деятельности и её результаты. Выбирают из предложенных картинок ту, что соответствует настроению на конец урока (сравнивают и оценивают изменения, либо постоянство). | Регулятивные УУД: Сверить свои действия с целью и, при необходимости, исправить ошибки самостоятельно. Осознать конечный результат и психологический настрой в конце урока. Адекватно оценить свою готовность к уроку Личностные УУД: развитие самооценки. | Устный опрос, фронтальная беседа. Констатирующий контроль по результату. Ретроспективная рефлексия (анализ и оценка выполненной деятельности, выявление возможных ошибок, поиск причины собственных неудач и успехов). Ситуативная рефлексия (анализ происходящего в данный момент, соотнесение собственных действий с предметной ситуацией). |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. СЛАЙД 20 | Наметить цели дальнейшей деятельности и определить задания для самоподготовки (дом. задание с элементами выбора, творчества). | Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание. | Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов, записывают домашнее задание в соответствии с выбранным уровнем. | Регулятивные УУД: Адекватно оценить свои возможности достижения цели выполнения задания. | |
Технологическая карта № 3
Класс 3
Предмет Информатика
Тип урока Изучение нового материала
Тема урока Компьютерные сети
Цель урока формирование представления о том, что такое компьютерная сеть
Задачи:
Дидактические: знать, что .
Развивающие: развивать умения использовать знания, полученные на уроках информатики, в профессиональной деятельности;
развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике;
Воспитательные: воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Оборудование учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа.
Технологии, методы и приемы: словесные, наглядные; работа с учебником, беседа
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие и развивающие знания каждого урока | УУД |
Организационный момент | Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. | Демонстрируют готовность к уроку. Выполняют требования учителя. | - Здравствуйте ребята! Меня зовут, Екатерина Игоревна сегодня я у вас проведу урок информатики. Чтобы наш урок прошел с хорошим настроением, и доброжелательно давайте по цепочке передадим через рукопожатие соседу свою улыбку и хорошее настроение, начнем мы с первого ряда первого варианта, ну а последний ученик передаст свою улыбку мне. Молодцы! -Спасибо, садитесь! | Личностные:
|
Повторение | Повторяет с учащимися пройденный материал | Рассматривают схему, называют папки: Мои документы, Рисунки, записи; файлы: Мой кот, Акварель, Лето; Расшифровывают слово - файл, называют определение файл – это набор данных, имеющих имя и хранящихся во внешней памяти компьютера. Подбирают слово по смыслу (файловая система) дают определение: - это способ организации и хранения программ и данных на носителях; - Файл – это один документ или одна программа, файловая система показывает, как и где хранятся множества файлов; | - Рассмотри схему. Назови, какие файлы и папки представлены в данной файловой структуре? - Декодируй зашифрованное слово. Вспомни, что оно означает. Дай определение; - Подбери слово по смыслу. Дай определение словосочетанию; - Чем отличается файл от файловой системы? | |
Актуализация знаний | Организует диалог с учащимися, задает вопросы. Организует и контролирует работу учащихся по карточкам. Наводящими вопросами, подводит учащихся к формулировке темы урока. | Отвечают на вопрос – «соединить проводом» Разгадывают записку по карточке. Называют тему урока. | - Как ты думаешь, что надо сделать, чтобы передать файл на другой компьютер? - Как называется такое соединение компьютеров? В этом нам поможет разобраться записка агента 007 к агенту 008.Пожалуйста, попытайтесь ее расшифровать. - Какое ключевое слово получилось? (компьютерные сети) - Если мы говорим о соединении компьютеров между собой проводом, то есть сетью, то и тема урока будет звучать? | Личностные:
|
Изучение нового материала | Объясняет новую тему, показывает презентацию, задает вопросы. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы Зачитывают определение из учебника Называют дополнительные устройства - принтер, сканер, графический планшет Перечисляют действия Отгадывают ребус | - Пронумеруй компьютеры данной сети? Сколько их? Компьютерная сеть – связанные между собой с помощью проводной или беспроводной связи два и более компьютеров. - Прочитай определение «компьютерная сеть» в учебнике на с. 89 - Рассмотри рисунок. Назови дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютерной сети. -Знаете ли вы, что такое локальная сеть? Локальная сеть – компьютерная сеть, которая объединяет компьютеры, расположенные, как правило, в одном здании. Локальная сеть может объединять компьютеры, расположенные в разных зданиях, стоящих недалеко друг от друга,- например, в одном районе города. С появлением компьютерных сетей возникли новые устройства и, соответственно, новые термины. Выберите из списка действия (услуги), которые доступны всем компьютерам в локальной сети Давайте отгадаем ребус и узнаем новое слово (ребус «СЕРВЕР») Прочитай и запомни определение «сервер» в учебники стр.90. -Как вы думаете, для чего служит сервер? Сервер служит для организации взаимодействия компьютеров в сети и хранение данных. - Выбери из списка действия (услуги), которые доступны всем компьютерам в локальной сети; -Что такое операционная система? Операционная система – это комплекс управляющих и обрабатывающих системных программ, которые обеспечивают функционирование, то есть работу всех устройств и программ компьютера. Чем операционная система счисления отличается от операционной системы? Операционная система счисления - это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр) | Познавательные:
|
Физическая минутка для глаз | Организует выполнение физминутки | Выполняют физминутку за учителем Отвечают на вопрос Декодируют новый термин. Отвечают на вопрос – Интернет Выбирают действия по слайду Разгадывают слово - Браузер | Ребята, сейчас немного отдохнем, встаем из-за парт и выполняем за мной. Мы работали отлично! Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс!!! Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей. Мы попрыгаем как зайки! Сразу станем всех бодрей! Подтянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! -Часто в нутрии локальной сети существуют локальные ресурсы. - Как вы думаете, что такое локальные ресурсы? Локальные ресурсы – это документы, которые содержат не обходимые или интересные для всех пользователей сети данные. Ими могут пользоваться все пользователи, подключённые к данной сети.( слайд 5) - Давай разгадаем еще один новый термин. (услуги сети). Услуги – это приём и отправка электронной почты, защита данных от похищения и вирусов, доступ к общим данным, сетевым ресурсам и много др. услуг. - Подумай, какая сеть самая большая в мире? (Глобальная сеть Интернет) Да, это «глобальная сеть интернета» - это общедоступная компьютерная сеть, которая связывает пользователей всего мира, подсоединённых к ней. ( слайд 6) - Выбери из списка действия, которые можно выполнить в сети Интернет. Расставь буквы по порядку и узнаешь, какая программа нужна для работы в Интернете. | Личностные:
|
Закрепление материала | Организует деятельность учеников в рабочих тетрадях | Работают в рабочей тетради, проговаривают задания. | РТ стр.65-68 №1-5 | Регулятивные:
Познавательные:
|
Рефлексия | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы. | - Что нового узнали? - Что такое компьютерная сеть? - Что такое локальная сеть? -Чем локальная сеть отличается от глобальной сети интернета? - Что такое сервер? Молодцы! Урок окончен. | Личностные:
|