Файл: 1. Определите, какая часть поведения человека является компульсией а какая обсессией, а какая избегающим поведением.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

1. Определите, какая часть поведения человека является компульсией а какая обсессией, а какая избегающим поведением.

Пример: Пациент, страдающий от навязчивой мысли (обсессии), о том, что он проглотит волос, получит аппендицит и умрет, должен всегда перед сном целый час, тщательно осматривать свою кровать (Компульсия) на пред­мет того, не остался ли в кровати волос, который он может нечаянно про­глотить.

Пациентка страдает от страха, что на улице может заразиться микробами, а затем заразить и всю свою семью (Обсессия). Поэтому, когда она вы­ходит на улицу, она всегда одета в чистую одежду (Избегающее поведение) и перчатки. При возвращении домой она кидает их в специальную корзину. Другие члены семьи должны делать то же самое. Для того чтобы иметь чи­стые руки, она моет их дезинфицирующим средством около 300 раз в день (Компульсия).

2. Прочитайте следующие примеры. Определите и обоснуйте, какого рода дисфункциональные убеждения (допущения) присутствуют у данных пациентов?

Пример: Страдающий навязчивым расстройством художник, который избегает работать над своей самой последней картиной, потому что она может быть в каком-то отношении «неправильной» — она может быть недостаточно социально уместной, или не вписываться в историю искусства, или не понравиться другу. Любой из этих недостатков означает, что он ничего не стоит как художник.

Ответ - «Я должен избегать ошибок, чтобы чего-то стоить

  1. Бизнесмен, желал достать особенный подарок для своей секретарши, которая ему очень нравилась. Заказав ей драгоценности, он очень переживал, понравятся ли они ей. Мысль о том, что он мог сделать ошибку (подарок не понравится), вызывала у него депрессию и тревогу.

«Сделать ошибку- значит полвергнуться критике, потерпеть неудачу. Неудача невыносима».

2)«Легче или эффективнее выполнить ритуал или иметь навязчивость, чем прямо противостоять мыслям или чувствам» или «Если вы думаете о чем-то достаточно долго, появится совершенное решение или план действий».

« Без своих правид и ритуалов я развалюсь на части». «Если нет ясного плана действий, лучше не деелать ничего».

3. Ознакомьтесь с протоколом записи навязчивой мысли пациента.


З апишите вопросы для терапевта, которые помогли пациенту выявить мысли «против» и финальный рациональный ответ.

Пример: Эта мысль приходила вам в голову раньше? Как она повлияла на ваши действия? Кто-нибудь уже пострадал?»


Были ли ситуации в Вашей жизни, в которых Вы не могли себя контролировать?


Откуда Вы знаете, бывают ли подобные мысли у других людей?


Вы действительно желаете кому-то зла, хотите причинить какой-то вред?


Есть ли у Вас какие-либо причины сделать то, о чем Вы думаете?

4. Составьте примерный план помощи клиенту. Клиент, 35 л, работает в магазине электроники. Перенес длительное инфекционное заболевание в детстве. Несколько раз пережил госпитализацию в инфекционное отделение, где параллельно был заражен стафилококком. Отношения в семье были сверхконтролирующими. После окончания учебы работал, женился, появился ребенок. Однако после измены жены, было принято решение развестись. После развода снова живет с родителями. Тревога обострилась в последние три месяца (после переезда к родителям).

Среди основных убеждений обнаруживаются: "Я все должен делать на отлично", «быть грязным недопустимо».

Проблема: тревога из-за возможного заражения страшной болезнью, с дальнейшей госпитализацией.

Вынужден мыть руки каждый день по 10-20 раз после каждого посещения улицы, туалета, общественного места. Общественный туалет посещать не может, в связи с чем был вынужден уволиться с любимой работы и найти работу рядом с домом, которая не нравится.

Главный запрос - снизить страх заражения.

Продолжительность терапии- 2-3 месяца. Вначале терапии сеансы проводятся 5 раз в неделю продолжительностью 1-2 часа.

Лечение состоит из следующих этапов:

  1. Обследование, обучение модели КБТ при ОКР, описание симптомов ОКР, лечения.

  2. Согласование списка проблем с пациентом (создаем психологическую формулировку проблемы, включая предрасполгающие, провоцирующие и текущие поддерживающие факторы). Инструктурируем о ежедневной записи обсессий и компульсий, составляем список их возбудителей.

  3. Оценка пригодности психотерапевтического лечения (готовности пациента пройти терапию).

  4. Создание измерителя для оценки прогресса --выявляются все ситуации и объекты, вызывающие страх заражения. Которые оцениваются по шкале 0-100, для этой цели в ходе домашнего задания используется самонаблюдение. Пациент ведет дневник, куда записывает как часто и в течение какого времени выполняет ритуал.

  5. Когнитивная реструктуризация. С помощью ежедневных записей навязчивых состояний определяются навязчивые мысли, ситуации, в которых они появляются, запускающие события, эмоции, нейтрализующее поведениие, выявляется связь между этими процессами. Сотавляется когнитивная концептуализация расстройства. Затем проводится проверка достоверности навязчивых мыслей и записывается рациональный ответ.


Далее работаем с убеждениями, изменяем иррациональные установки «Я должен все делать наотлично», «Быть грязным недопустимо ( изменяем формулировку, используем шкалу измерения событий, технику декатострофзации).

  1. Метод экспозиции. Составляем список ситуаций, в которых пациент испытывает страх заражения и степень переживаемой тревоги по отношению к каждой ситуации.Обучаем пациента техникам релаксации и медитации, остановки мысли, методам отвлечения внимания. Начинаем конфронтацию с наименее пугающих ситуаций. На первом этапе возможно применение систематической десенсебилизации, при которой пугающие представления в соответствии с возрастанием по иерархии сопровождаются применением техник релаксации, использзованием безопасных отвлекающих образов. В дальнейшем переходим к экспозиции в реальных условиях, запрещаем паациенту мыть руки после столкновения с пугающей ситуацией (начинаем с наименее значимой из списка), при этом более не позволяем использовать техники отвлечения, релаксации.

Также возможно использовать экспозицию по отношению к навязчивой мысли о возможности заражения- предлагаем пациенту намеренно вызывать эту мысль, сосредоточиться на ней, экспонировать от 30 минут до 1 часа.

Важно рассмотреть и другие возможные ситуации, не представленные в списке, научить пациента воздействовать на все виды ситуаций, которые могут вызвать потребность в выполонени ритуального действия (помыть руки).

  1. Планирование времени- составляем список занятий, конкретных дел, которые заполнят свободное время пациента, составляем план реализации этих дел, вносим его в ежедневный график.

  2. Профилактика рецидивов. Готовим пациента к возможным будущим стрессовым ситуациям и обсуждаем возможность их решения. Говрим пациенту о необходимости самостоятельно продолжить экспозиции по всем ситуациям, предупреждаем, что обсессии и компульсии могут вернуться., но благодаря своим возможностям и тому, чему пациент научился, он в силах противостоять им, а также их устранить.