Файл: М. А. Колодко 2023 года.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на значительные высоты, а также значительно усложняет условия про­ведения спасательных работ с горя­щих и вышерасположенных этажей

Разведка пожара.

В многоэтажных зданиях разведку пожаров осуще­ствляют разведывательно-спасатель­ными группами, которые должны со­стоять не менее чем из 4—5 человек. Это обуславливается тем, что при проведении разведки одновременно осуществляют поисково-спасательные работы и тушение пожара. В зависи­мости от планировки зданий, наличия лестничных клеток и обстановки на пожаре разведку организуют в не­скольких направлениях. Разведыва­тельно-поисковые группы должны иметь при себе изолирующие противогазы, переносные радиостанции, пе­реговорные устройства, спасательную веревку длиной 50—60 м или 30-метровые из расчета одна веревка на 5 этажей, приборы освещения. Во всех случаях у входа в здание вы­ставляют связного с радиостанцией для передачи приказаний РТП прибы­вающим на пожар подразделениям и других его распоряжений. Основ­ной задачей разведывательно-спаса­тельных групп в первую очередь является определение угрозы людям на горящих и вышерасположенных этажах зданий.

В процессе разведки РТП должен выяснить у представителей админи­страции число людей, оставшихся в здании, какие меры приняты по их эвакуации. Используя системы опове­щения о пожаре и управления эва­куацией, он должен предупредить панику среди людей, оставшихся в здании. При отсутствии указанных систем применяют электромегафоны и громкоговорящие установки пожар­ных машин. В ходе разведки опреде­ляют возможные кратчайшие пути эвакуации людей с горящих, выше и нижерасположенных этажей по не за­дымленным лестничным клеткам, в смежные незадымляемые помещения через балконы и лоджии, на покрытия здания с последующим переходом в безопасные места и т. п. Выясняют возможность использования автолест­ниц, коленчатых автоподъемников и других спасательных средств и места их установки, основные пути рас­пространения огня и продуктов сго­рания по зданию. Уточняют, включены ли пожарные насосы внутренних про­тивопожарных водопроводов, можно ли использовать стационарные сред­
ства тушения пожаров, удаления ды­ма и снижения температуры, приве­дены ли в действие системы противо­пожарной защиты и какова их эф­фективность. Определяют возмож­ность использования лифтов для подъ­ема личного состава и пожарно-технического вооружения на верхние этажи и др.

Спасание людей.

Эвакуационно - спасательные работы проводят с уче­том обстановки на пожаре, наличия сил и средств и психологического состояния людей. Определяя количе­ство дополнительных сил и средств, РТП должен оценить, какая обста­новка на пожаре может сложиться к моменту прибытия и включения их в работу.

Спасательные работы в случае угрозы жизни людей следует начи­нать немедленно и привлекать для этого максимально возможное ко­личество сил и средств. Эвакуацию и спасание людей организуют и про­водят следующими способами: вывод (вынос) людей в безопасные места из зданий или внутри зданий; эва­куация людей по лестничным клет­кам и наружным эвакуационным лестницам, а также через наружные переходы (лоджии, балконы) из сек­ции в секцию, через балконные лест­ницы на ниже- и вышерасположенные этажи; спасание людей с примене­нием автолестниц, коленчатых авто­подъемников, штурмовых и выдвиж­ных лестниц, спасательных веревок, а также с использованием различных спасательных устройств (спасатель­ных рукавов, индивидуальных спаса­тельных устройств и др.). Для спа­сания людей используют крыши со­седних корпусов зданий с последую­щим переводом людей на лестничные клетки и из здания.

При массовой эвакуации по лест­ницам и переходам на путях эва­куации выставляют пожарных, кото­рые должны обеспечить быстрое и организованное продвижение людей к выходам и не допустить паники.

При спасании людей из зданий повышенной, этажности можно исполь­зовать массовое применение пожар­ных автолестниц, коленчатых авто­подъемников, выдвижных и штурмо­вых лестниц, спасательных рукавов, веревок и одновременно вывод и вы­нос пострадавших по коридорам и маршевым лестницам звеньями и от­делениями ГДЗС. Выдвижные по­жарные лестницы устанавливают со стилобатов и перепадов крыши сбло

кированных корпусов зданий, примы­кающих к горящему, а штурмовые лестницы при необходимости подве­шивают последовательно одна за дру­гой по «цепочке», начиная с верши­ны выдвижной лестницы или авто­лестницы. Для большей устойчи­вости используют штурмовые лест­ницы с двумя крюками. При этом у каждой штурмовой лестницы на «це­почке» выставляют пожарного, ко­торый удерживает лестницу и оказы­вает помощь спасаемым в передви­жении и переходе с лестницы на лест­ницу. Спасаемых обязательно стра­хуют веревками.

При отыскании людей тщательно проверяют все помещения, особенно на горящих и вышерасположенных этажах, и заблокированные кабины лифтов. Чтобы избежать повторного осмотра помещений, на их входных дверях делают пометки.

Одновременно с проведением эвакуационно-спасательных работ РТП принимает меры по предотвращению распространения огня и дыма на пу­ти эвакуации, а также по удалению дыма и снижению температуры в лест­ничных клетках и шахтах лифтов, по которым производят спасательные работы. Для этих целей в первую очередь используют противопожарный водопровод и стационарные системы тушения пожаров, а также системы дымоудаления. При удалении дыма клапаны дымоудаления должны быть открыты только на горящем этаже, так как одновременное открытие клапанов на других этажах приводит к задымлению вышерасположенных этажей. В ряде зданий из лестнич­ных клеток дым удаляют через дымо­вые люки, устроенные в их покрытии.

При отсутствии в здании систем противодымной защиты или отказе их работы РТП должен принять меры по удалению дыма и ограниче­нию распространения огня на пути эвакуации с помощью передвижных средств: пожарные автомобили дымо­удаления, прицепные и переносные ды­мососы, а также путем вскрытия окон и дверей



Рис. 5. Схема удаления дыма и варианты подачи воздуха в коммуникационные узлы многоэтажных зданий с помощью автомобиля дымоудаления АДУ-100(66):

а — без лифтового холла, б — с лифтовым холлом
При помощи автомобилей дымо­удаления или дымососов дым удаляют нагнетанием воздуха в лестничную клетку, лифтовые шахты и лифтовые холлы через вестибюли здания. Од­новременно осуществляют выпуск дыма в верхней части лестнично-лиф-тового узла через дымовые люки и оконные проемы. Варианты подачи воздуха в вестибюли зданий повы­шенной этажности автомобилем ды­моудаления приведены на рис. 5.

Охрана труда при тушении пожаров.

На пожаре (аварии, стихийном бедствии), в непригодной для дыхания среде личный состав противопожарной службы должен выполнять работы в СИЗОД с соблюдением требований безопасности, установленных

Наставлением по ГДЗС.

  В помещениях (на участках), где применяются или могут выделяться (при тушении пожаров или ликвидации аварий) сильнодействующие отравляющие вещества, работа личного состава осуществляется только в специальных защитных комплектах типа Л-1, изолирующих (фильтрующих, применяемых для рабочих и служащих данного объекта) противогазах и специальной резиновой обуви. Для снижения концентрации паров газов необходимо орошать объемы помещений (участков) распыленной водой. Групповая защита личного состава и техники, работающих на участках сильной тепловой радиации, обеспечивается водяными завесами (экранами), создаваемыми с помощью распылителей турбинного (НРТ) или веерного (РВ-12) типа, а индивидуальная - стволами-распылителями.

Не допускается использование для работ непосредственно у зоны пожара (на позициях ствольщиков) и в задымленных помещениях личного состава пожарных частей, членов ДПД и ПСО, прибывших к месту пожара без одежды и снаряжения.

При тушении пожара (ликвидации аварий и т. п.) каждый работающий обязан следить за изменением обстановки, поведением строительных конструкций, состоянием технологического оборудования и в случае возникновения опасности - немедленно предупредить всех работающих на опасном участке и руководителя тушения пожара.


Запрещается при тушении пожара использовать грузовые и пассажирские лифты для подъема личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования.

  Во избежание образования взрывоопасных концентраций внутри здания не допускается тушение пламени горящих газов или паров горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, входящих (вытекающих) под давлением из аппаратуры и трубопроводов, без согласования с администрацией объекта. В необходимых случаях и при непосредственном контроле со стороны администрации принимаются меры к прекращению истечения газов и паров (закрыть задвижки на питающих линиях, пустить газ на факел и т. п.) и обеспечивается охлаждение производственного оборудования пламени. Лица, принимающие участие в тушении пожаров, обязаны знать виды и типы веществ и материалов, при тушении которых опасно применять воду или другие огнётушащие средства.

  При работе на высоте следует применять страхующие приспособления, исключающие возможность падения работающих. При этом:

а) работа на лестнице со стволом (ножницами и др.) допускается только после закрепления пожарного карабина;

б) для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух человек;

в) запрещается оставлять ствол без надзора даже после прекращения подачи воды, а также нахождения личного состава на обледеневших кровлях, обвисших покрытиях (кровлях) и на участках перекрытий с признаками горения.

  При перестановке пожарных лестниц следует предупредить об этом поднявшихся по ним для работы на высотах пожарных, указать новое место их установки или другие пути спуска.

  Работающие с электроинструментом и прожекторами обязаны:

а) держать и переносить инструменты и приборы только в прорезиненных или резиновых рукавицах;

б) перед пуском электроинструмента надеть защитные очки;

в) установить прожекторы и приборы на прочную и устойчивую основу в тех местах, где нет опасности попадания на них воды (пены);

г) включать электроинструмент при перерыве подачи тока и при перемещении на новое место работы;

д) выключать токоприемники при попадании напряжения на корпус электроинструмента или прибора, а также при обнаружении других неисправностей.