Файл: Работа 3 Разработка котлована. Выбор экскаватора и автосамосвала.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАБОТА № 3
« Разработка котлована. Выбор экскаватора и автосамосвала »
1. Исходные данные
Выбор экскаватора для разработки котлована зависит от размеров котлована, принятой схемы разработки. Выбор автосамосвала зависит от параметров выбранного экскаватора.
Варианты данных для расчета котлована приведены в приложении 1.
2. Состав задания
2.1. Назначить объем ковша и марку экскаватора
2.2. Рассчитать количество полос разработки котлована с учетом применяемых забоев
2.3. Определить производительность экскаватора
2.4. Назначить автосамосвал к экскаватору, определить его производительность и количество на 1 экскаватор
2.5. Представить схему разработки котлована
3. Теоретическая часть
3.1. Общие сведения
Разработка грунта в котловане может осуществляться одноковшовыми экскаваторами с рабочим оборудованием прямая и обратная лопата, драглайн, грейфер. Более плотные грунты и большого объема целесообразно разрабатывать экскаватором прямая лопата, лёгкие -обратная лопата, драглайн. Наибольшую популярность нашли экскаваторы обратная лопата для малых и средних котлованов.
3.2. Подбор машин для разработки котлована
Разработка грунта в котловане нормируется по ЕНиР (§ Е 2-1-7 - § Е 2-1-11).
Весь грунт, разрабатываемый экскаватором, транспортируется в отвал. Назначение объема ковша и марки экскаватора по таблице приложения 2.
Рекомендуемая грузоподъемность автосамосвалов в зависимости от емкости ковша экскаватора и расстояния транспортирования грунта и марка машин принимается по таблицам приложения 3.
Разработка котлована начинается с проходки пионерной траншеи (разрезной траншеи -при работе 2-х и более экскаваторов) лобовым забоем вдоль желательно длинной стороны котлована. Последующая разработка массива осуществляется последовательными боковыми проходками параллельно пионерной траншеи.
Наклонный въезд в котлован (обычно с уклоном i = 10%) экскаватор обратная лопата разрабатывает в том случае, если в соответствии со схемой организации работ в котлован предусмотрен въезд автотранспорта, катковых или гусеничных машин.
Размеры пионерной траншеи обычно принимают:
- ширина понизу b = 2,0...3,5 м (3-3,5м при использовании бульдозера на отметке дна котлована в помощь экскаватору);
- ширина поверху В = b +2mН
Возможна реализация и других схем разработки котлована.
Узкий котлован шириной 20...25 м целесообразно разрабатывать одним лобовым забоем.
3.3. Определение производительности одноковшового экскаватора
Производительность одноковшового гидравлического экскаватора определяем по формуле (1):
(м3/ч)
где: q - геометрический объем ковша, м3 ;
- длительность рабочего цикла, с;
- коэффициент наполнения ковша;
- коэффициент разрыхления грунта;
- коэффициент использования рабочего времени смены.
Основные характеристики некоторых моделей экскаваторов даны в табл. приложения 2, где указаны и длительности основного цикла (при угле поворота 90°). Коэффициенты и даны в табл. приложения 4. Коэффициент использования рабочего времени должен быть в пределах 0,80...0,90, что обеспечивают оптимальная технологическая схема разработки котлована и четкая работа транспортных средств.
3.4. Определение производительности транспортного средства
На начальном этапе расчетов следует подобрать автосамосвал требуемой грузоподъемности (табл. приложение 3 и 5). Установлено, что производительностьэкскаваторов снижается при работе с автосамосвалами малой грузоподъемности, так как увеличиваются простои экскаватора из-за длительности маневров самосвалов. Использование большегрузных машин приводит к увеличению длительности их погрузки, что снижает эффективность работы автотранспорта. Наилучшим является отношение вместимости ковша экскаватора к вместимости кузова автосамосвала 1:4 ... 1:6.
Производительность автосамосвала определяем по формуле (2):
Пэч=q*Кв*60/tц (м3/ч)
где q - объем грунта в кузове автосамосвала* м3 ;
tц - длительность цикла (рейса), мин;
Кв - коэффициент использования рабочего времени смены.
Длительность цикла автосамосвала складывается из следующих операций определяем по формуле (3):
tц=tм+tп+tр+tгх+tпх
где tм: - время маневрирования при погрузке и разгрузке
tп - время погрузки;
tр - время разгрузки;
tгх - время груженого хода;
tпх - время порожнего хода.
Время маневрирования машины при подходе на погрузку и разгрузку можно в среднем принять tм = 2 мин.
Время погрузки грунта получаем, умножив продолжительность цикла экскаватора на количество ковшей, необходимое для полной загрузки автосамосвала. tп, количество ковшей можно получить, разделив объем грунта в кузове самосвала на объем ковша экскаватора q.
Время разгрузки (как правило, сосредоточенной) любого самосвала tр = 1 мин. Средняя скорость движения самосвалов в большей степени определяется типом покрытия дороги и дальностью возки, мало зависит от степени загруженности машины и ее технической скорости.
Обычно она порядка 20...30 км/ч; меньше на пути 1 ...3 км, больше для пути 4...8 км и движении по дороге с усовершенствованным покрытием.
При различии путей груженого и порожнего хода составляющие и определяют исходя из фактических данных, при движении машин туда и обратно по одной трассе.
tгх+ tпх=2L/Vср*60
где L - расстояние между пунктами погрузки и разгрузки, км;
Vср - средняя скорость движения самосвала по трассе, км/ч;
Коэффициент использования рабочего времени смены = 0,85...0,95;
Количество самосвалов , необходимое для непрерывной работы экскаватора:
NAC=Пээкс/ПэАС
где Пээкс - эксплуатационная часовая производительность экскаватора, м3 /ч;
ПэАС - эксплуатационная часовая производительность автосамосвала, м3 /ч.
Округление до целой величины - всегда в большую сторону.
3.5. Расчет забоев котлована
Дано: котлован – а=41 м; в=91 м; Н=4.5 м; грунт-сглинок; h гр =0,2 м
1. Находим расчетную глубину разрабатываемого котлована:
Н р =Н – h гр =4,5 - 0,2=4,3 м,
2. Определяем размер по верху меньшей стороны котлована, при m = 0,85:
a1 = a + 2mHр = 41 + 2 * 0,85 * 4,3 = 48,3 м,
3. Определяем Нкоп mах= Нр /0,7= 4,3/0,7 = 6,1 м, по табл. приложения 2 принимаем экскаватор ЭО-4321 с объемом ковша q=0,4м3 ; Нкоп mах =6,5 м; Rкопmах = 9,8 м.
4. Определяем размеры пионерной траншеи. Предполагаем, что в котловане будет работать бульдозер. Примем bпт =3м.
Впт =bпт +2mHр =3+2*0,85*4,2=10,1 м,
5. Определяем ширину бокового забоя по верху Bбз =1,3*Rкопmах =1,3*9,8=12,7 м.
6. Определяем количество боковых забоев: nБЗ =(а1 -Bпт )/Bбз = (48,3-10,1)/12,7 = 3
Bбз =12,7 м
3.6. Расчет производительности экскаватора
Определим эксплуатационную производительность экскаватора по формуле (6):
(м3/ч)
3.7. Расчет производительности автосамосвала
Определим необходимое число самосвалов:
Т. о. выбираем автосамосвал КАМАЗ-5511, технические характеристики представим в таблице 4.
Таблица 4. Технические характеристики автосамосвала КАМАЗ-5511.
Показатели | КАМАЗ-5511 |
Объём грунта в кузове, м3 | 7,4 |
Грузоподъёмность, т | 10,0 |
Погрузочная высота, м | 2,2 |
Габариты, м -длина -ширина -высота | 7, 2,5 2,7 |
Полная масса, т | 18,9 |
Рис.1 Схема отрывки котлована одноковшовым экскаватором:
1 - экскаватором, оборудованный обратной лопатой, с ковшом вместимостью 0,5 м3 ; 2 – направление движения экскаватора; 3 – автосамосвал; 4 – бульдозер.
Производительность автосамосвала определяется по формуле:
Пэч=q*Кв*60/tц (м3/ч)
где q – объем грунта в кузове автосамосвала (по табл.4), м3;
tц – длительность цикла (рейса), мин.;
Кв – коэффициент использования рабочего времени смены(примем равным 0,90).
tц=tм+tп+tр+tгх+tпх
где tм=2мин – время маневрирования при погрузке и разгрузке, мин;
tп – время погрузки, мин;
tр=1 мин – время разгрузки, мин ;
tгх – время груженого хода, мин;
tпх – время порожнего хода, мин.
tп= tцэкс*пк (мин)
где tцэкс=22 с=0,4 мин. – продолжительность цикла экскаватора, мин;
пк – количество ковшей, необходимое для полной загрузки автосамосвала;
пк=qсам/qковша
где qсам =7,4 м3 - объем грунта в кузове автосамосвала (по табл.4), м3;
qковша=0,4 м3 – объём ковша экскаватора (по табл.2), м3.
пк=7,4/0,4=18,5 м3.
tп=0,4*18,5=7,4 мин.
При движении автосамосвалов туда и обратно по одной трассе принимаем:
tгх+ tпх=60*2L/Vср (мин)
где L – расстояние между пунктами (1.8), км;
Vср – средняя скорость самосвала по трассе (примем равной 20 км/ч), км/ч.
tгх+ tпх=60*2*1,8/20=10,8 мин.
tц=2+7,4+1+10,8=21,2 мин.
Пэч=7,4*0,9*60/21,2=18,8 м3/ч.
Определим необходимое количество автосамосвалов NAC для непрерывной работы по формуле:
NAC=Пээкс/ПэАС
Где Пээкс – эксплуатационная часовая производительность экскаватора, м3/ч;
ПэАС - эксплуатационная часовая производительность автосамосвала, м3/ч.
NAC=78/18,8=5 автосамосвалов необходимо для непрерывной работы.
Литература
1. Галузин В.М., Телешев В.И. Выбор машин и оборудования для производства земляных работ. - Учебное пособие.- Л.-1987