Файл: Русь и Золотая Орда в xiiixv веках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Золотая Орда имела лишь незначительное влияние на социальную жизнь русских людей. Несомненно, погибло большое количество людей, но коренным образом структура социальных отношений не менялась в период татаро-монгольского нашествия. Огромную роль в победе над Золотой Ордой сыграл человеческий фактор. Если бы тысячи и тысячи русских людей не ценили свободу Отечества выше жизни, если бы не было героического самопожертвования нескольких поколений русского народа, полной отдачи своих сил и умений со стороны русских князей и длительной тяжелой борьбы за свободу, не было бы и самой свободы, и социальная жизнь страны так бы и оставалась под гнетом и влиянием Золотой Орды.

4.Влияние на духовную сферу в русском государстве.


Монголо-татарское нашествие нанесло огромный ущерб и по духовной сфере Руси. Были разграблены и опустошены многие храмы, убиты священнослужители и их семьи. Русская историческая жизнь отступила в область Волги, завязала для себя новый центр, вместо южного Киева, в Москве и стала развиваться здесь уже в новом направлении. Сюда же и передвинулось и сосредоточение церковной жизни – русская митрополия.

Главным поприщем церковно-исторической жизни сделалась Великороссия, что не могло не иметь сильного влияния на ход церковной истории, как вследствие новых особенностей государственной истории на новом месте, так и вследствие особенностей самого великорусского народонаселения. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар по культуре русских княжеств. Но появление таких духовных наставников, как Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, осветляло души людей среди мрака тяжелой и жестокой тогдашней жизни, давало надежду на светлое будущее и пробуждало в них высокие чувства - достоинства, духовной свободы и патриотизма. Русская церковь оказала большую помощь в освобождении Руси от Золотой Орды. Но все же завоевание привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу нашествия Батыя. И только к концу освобождения от зависимости Золотой Орды на Руси возобновляется угасшее летописание, начинают снова переводиться на русский язык греческие и болгарские православные сочинения, пишутся иконы. Мощная русская культурная традиция начинает новую жизнь.


Татаро-монгольское нашествие очень сильно тормозило культурное развитие русского государства в XIII-XV веках, но, по большому счету, духовная сфера развивалась на Руси отдельно от Золотой Орды, которая имела влияние лишь на малочисленные аспекты духовной жизни русских людей.


5. Влияние Руси на Золотую Орду.


Рассматривая тему взаимовлияния Руси и Золотой Орды, нельзя не затронуть такую сторону этого вопроса, как роль Руси в монгольской истории, и ее влияние на Золотую Орду. В начале двадцатых годов XIII века, включив в свою империю завоеванные народы Центральной Азии, Китая, Хорезма, Закавказья, Чингисхан двинулся на русские княжества. По мере возрастания количества побед татаро – монголов, Золотая Орда получала все большее влияние на Русь, где складывалась система сбора дани. Золотая Орда экономически зависела от выплаты дани русскими князьями ханам. Приток русского капитала в государство обеспечивал татаро-монголам стабильность экономики и развитие внешне – торговых связей с другими государствами. Монгольская экономика, в отличие от русской, значительно не пострадала в этот период, так как все военные действия происходили исключительно на русской территории. Но нельзя упускать тот факт, что многие средства из ханского бюджета тратились на усовершенствование оружейного дела и обмундирование своих войск. Важную роль в развитии ремесленного дела в Золотой Орде сыграли именно русские ремесленники, взятые в плен татаро-монголами. Мастера различных специальностей нужны были Орде для строительства городов, зданий, украшенных цветными изразцами и резьбой, для изготовления оружия, украшений, керамики - всего того, чем впоследствии была знаменита Золотая Орда.
Рассматривая политическую сферу татаро-монгольского государства, следует сказать, что во главе Золотой Орды стаял хан, его беспрекословно слушались и выполняли все приказы. Но не все спокойно было в Орде, менялись правители, менялись порядки. Нужно отметить, что этот народ был очень жесток, и одна кровавая резня сменяла другую. Сын убивал отца для того чтобы стать ханом. Власть во время этих усобиц ослабевала, и русские князья этим пользовались, организовывая походы, изгоняя татаро-монголов и отказываясь платить дань. Это и стало одной из причин освобождения русских земель от влияния Золотой Орды.

Что касается социальной и духовной жизни, в Золотой Орде происходил этногенез волжских, крымских, сибирских татар. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных  казахов, каракалпаков и ногайцев. Несмотря на порабощение Руси монголами и татарами, православная вера продолжала свое воздействие на иноземные племена, не исключая и самих татар. Тяготея над Русью материальной силой, Орда сама попала под духовное влияние покоренной страны, хотя и недостаточно сильное.

Многие татары приняли крещение, но в основном это были татары, поступавшие на русскую службу. Население этого государства, как и на Руси, значительно снизилось в количестве из-за многочисленных кровавых войн. Хотя эти племена и считались кочевыми, к распаду Золотой Орды, как целостного государства, они осели на различных территориях, образовав в начале 1420-х годов  Сибирское и Узбекское ханство, в дальнейшем  Ногайскую Орду, и Казанское, Крымское, Казахское ханство. В XVI Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.
Таким образом, Русь, хоть и косвенно и мало, но имела влияние на Золотую Орду. Это влияние распространялось лишь на некоторые аспекты жизнедеятельности татаро-монгольского ига, но оно сыграло важную роль в истории этого государства.

Заключение

Из всего сказанного следует вывод, что Русь и Золотая Орда имели огромное влияние друг на друга. Русь в период феодальной раздробленности ослабла и стала легкой добычей вражеских войск. Несмотря на огромный ущерб экономике, разорение страны, убийства множества людей, Русь объединяется в это тяжелое время. Создается сильное московское государство, происходит централизация власти. Создаются первые таможенные посты, формируется первое правовое законодательство в отношении торговых, в будущем таможенных, пошлин, появляются первые таможенники.

Нельзя также сказать, что влияние татаро – монголов на Русь было исключительно отрицательным. Несомненно, большое количество денежных средств уходило в Золотую Орду, разорение было огромным, но опускать тот факт, что происходило развитие именно внутренней торговли между городами Руси невозможно. То же самое и о политической составляющей. Хотя раздробленность привела к политической зависимости русских князей от ханов в виде ярлыков, впоследствии Русь становится централизованным государством с единой властью.

Что касается Золотой Орды, то Русь тоже сыграла важную роль в развитии этого государства, хотя и имела меньшее влияние. Татаро-монголы имели большой доход с русской дани и рабочую силу в виде русских рабов, в том числе ремесленников.

Влияние этих двух государств друг на друга было очень значительным, было оказано огромное воздействия на все сферы деятельности обоих государств, большую роль в экономическом, политическом и духовном развитии оказали оба государства друг на друга.


Список использованных источников и литературы 


  1. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории, издательство «Молодая гвардия», 1986. – 388 с.

  2. Дегтярев А., Дубов И. От Калки до Угры. Ленинград «Учебная литература», 1986. – 151 с.

  3. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. Москва, издательство «Знание» 1990. – 64 с.

  4. Знаменский П.В. История русской церкви. Москва, 1996. – 292 с.

  5. Карамзин Н.М. История государства Российского: Кн. 2. Ростов-на-Дону, 1994. – 1224 с.

  6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9тт., т.1.М., 1987. – 1146 с.

  7. Летопись по Лаврентьевскому списку. Издание Археографической комиссии. Санкт - Петербург, 1872. – 200 с.