Файл: Курсовой проект по автомобилям, автомобильным дорогам на промышленном транспорте расчетнопояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет инженеров транспорта
Кафедра организации перевозок
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по автомобилям, автомобильным дорогам на промышленном транспорте
РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проектирование участка автомобильной дороги
Студент | _______________ подпись, дата | |
Группа ЗИ-ЭМТ-21-2 | | |
Руководитель | | |
к.т.н., доцент | _______________ подпись, дата | Малахов А.И. |
Липецк 2022г.
Содержание
Введение 3
1. Формирование технических размеров автодороги 4
2. Устройство параметров автодороги 5
3. Тяговые расчеты параметров 8
4. Установление расстояний видимости поверхности дороги 10
5. Пересчет движения по продольному профилю скоростей автомобиля 12
6. Результат транспортно-эксплуатационных качеств автодороги 13
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
В данном курсовом проекте мы установим категорию автодороги, определим ее основные параметры, так же расстояния видимости, рассчитаем скорость движения и произведем оценку ее транспортно-эксплуатационных качеств.
Для этого нужно задаться составом и структурой транспортного потока. К примеру, по автодороге движутся 5 видов автотранспорта, так же из них два – грузовые, а три – легковые. Возьмем автомобили:
-
КАМАЗ – 5320; -
МАЗ – 5335; -
ВАЗ – 21074; -
ГАЗ – 3102; -
АЗЛК – 2141.
Процентное соотношение транспортного потока:
-
КАМАЗ – 5320 – 15%; -
МАЗ – 5335 – 20%; -
ВАЗ – 21074 – 35%; -
ГАЗ – 3102 – 20%; -
АЗЛК – 2141 – 20%.
1. Формирование технических параметров автодороги
Нужно определить техническую категорию автодороги по СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». При данной интенсивности движения 5000 авт./сут. найден, что дорога будет относится к III категории. Технические показатели дороги этой категории приведены в Таблице 1.1.
Таблица 1.1. Технические показатели автодороги III категории
Наименование показателя | Численное значение |
Расчетная скорость движения, | 100 |
Наибольший продольный уклон, | 50 |
Наименьшее расстояние видимости, м для остановки встречного автомобиля | 200 350 |
Наименьшие радиусы кривых, м в плане в продольном профиле: выпуклые вогнутые | 600 10000 3000 |
Число полос движения, м | 2 |
Ширина полосы движения, м | 3,5 |
Ширина проезжей части, м | 7 |
Ширина обочины, м | 2,5 |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м | 0,5 |
Ширина земляного полотна, м | 12 |
Предельная длина прямой в плане, м | 3500 |
Длина переходно-скоростных полос, м разгона торможения | 110 85 |
2. Устройство размеров автодороги
Устройство размеров автодороги необходимо вести по расчетному автомобилю, т.е. по автомобилю, имеющим наибольшие габаритами – КАМАЗ – 5320.
2.1. Измерение ширины проезжей части
Т. к. на дороге имеются две полосы движения, то общая ширина проезжей части высчитывается по формуле:
Bпч = 2*Bпд (2.1)
где Bпд – ширина полосы движения, которая высчитывается по формуле Н. Ф. Хорошилова, м:
(2.2)
где a – ширина кузова автомобиля, a = 2,5 м;
c – ширина колеи автомобиля (расстояние между гранями следа наиболее широко расставленных колес), c = 2, 01м;
х – расстояние от кузова до оси проезжей части, м;
у – расстояние от внешней грани следа колес до кромки проезжей части, м.
Значения x и y на основание экспериментальных исследований высчитываются по эмпирическим формулам:
х = 0,35+0,005*V (2.3)
у = 0,5+0,005*V (2.4)
где V – расчетная скорость движения, V = 100 км/ч.
Найдем значения х и у по формулам (2.3) и (2.4):
х = 0,35+0,005*V = 0,35+0,005*100 = 0, 85, м.
у = 0,5+0,005*V = 0,5+0,005*100 = 1,м
Найдем ширину проезжей части по формуле (2.1.):
Bпч = 2*Bпд = 2*((2,5+2,01)/2)+0,85+1=7,2 м.
Для расчетного автомобиля ширина проезжей части получается больше значения по СНиП. На основании этого принимаем Bпч = 7,5 м, что равна ширине проезжей части для дорог II категории.
2.2. Определение ширины обочины
Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки.
Обочина необходима для:
-
остановки и стоянки транспортных средств; -
разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину; -
на очень узких дорогах – для разъезда транспортных средств; -
при отсутствии тротуаров – для движения пешеходов; -
при отсутствии велосипедных дорожек – для движения велосипедов и мопедов.
Для дороги III категории ширина обочины составит 2,5 м, что обеспечит остановку автомобиля КАМАЗ – 5320 без создания помех движению по проезжей части. Принимаем Bоб = 2,5 м.
2.3. Определение ширины земляного полотна
Ширина земляного полотна высчитаем по формуле:
Bзп = Впч + 2*Воб = 7,5+2*2,5 = 12,5 м.
Сложившее значение больше значения, указанного в СНиП, значит, в дальнейших расчетах будем использовать это значение.
2.4. Определение полосы отвода
Полоса отвода – земельные участки (независимо от категории земель), которые нужны для размещения конструктивных элементов автодороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Полоса отвода составляет: проезжую часть, земляное полотно, бровку, обочины, откосы земляного полотна, кюветы и защитную зону.
В границах полосы отвода, за исключением случаев, связанных с производством работ в целях обеспечения безопасности дорожного движения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильной дороги, а так же запрещаются:
-
строительство жилых и общественных зданий, складов; -
проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; -
распашка земельных участков, покос травы, рубка и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; -
установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технического регламента и нормативных актов по вопросам безопасности движения транспорта, а также информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.
Нормы ширины полосы отвода приведены в Постановлении Правительства № 717 от 2.09.2009 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и/или объектов дорожного сервиса».
Данную дорогу отнесем к III категории, она находится на пересеченной местности с заложением откосов земляного полотна 1:4 и с высотой насыпи 1,5 м. В соответствии с Приложением 5 Постановления Правительства №717 ширину полосы отвода принимаем равной 60 м.
Таблица 2.1. Результаты расчетов
Параметр | Значение, м |
Ширина проезжей части | 7,5 |
Ширина обочин | 2,5 |
Ширина земельного полотна | 12,5 |
Ширина полосы отвода | 60 |
3. Тяговые расчеты параметров
Максимальный продольный уклон по силе тяги определим из выражения:
, , (3.1)
где - динамический фактор;
- коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля, допускается для асфальтобетонных покрытий ;
, т.к. автомобиль движется с постоянной скоростью.
Динамический фактор из условия тяги определяется выражением:
, (3.2)
где - сила тяги автомобиля (Н), то
, (3.3)
где - мощность двигателя (л.с.);
- скорость движения автомобиля на II передаче, ();
- КПД трансмиссии, принимается ;
- сопротивление воздушной среды (Н):
, (3.4)
где - коэффициент обтекаемости автомобиля, определяется:
-
для тяжеловесных грузовых автомобилей - , -
для средневесных грузовых автомобилей - , -
для пассажирских автомобилей - ;
- лобовая площадь автомобиля (м2), (3.5)
где - габаритная ширина автомобиля (м);
- габаритная высота автомобиля (м);
- полный вес автомобиля (т).
Получившееся значение по силе тяги должен обеспечить возможность движения автомобилей на подъемах без буксования. Это условие будет выполнено, если не будет превышать динамический фактор из обстоятельства сцепления колес, т.е. .
, (3.6)
где - коэффициент продольного сцепления колес с покрытием дороги, принимается для мокрого покрытия ;
- часть веса автомобиля, приходящаяся на ведущие оси автомобиля (сцепной вес);
- полный вес автомобиля.
Максимальный продольный уклон по силе сцепления колес с дорогой определяется по формуле:
. (3.7)
-
КАМАЗ-5320:
,
,
, ,
, ,
().
-
МАЗ-5335
,
, ,
, ,
().
-
ВАЗ-21074
,
,
, ,
, ,
(0,017<0,25).
-
ГАЗ-3102
,
,
, ,
, ,
(0,02<0,274).
-
АЗЛК-2141
,
,
, ,
, ,
(0,017<0,26)
4. Установление расстояний видимости поверхности дороги
Установление расстояний видимости поверхности дороги будем определять из условия полной остановки автомобиля перед препятствием:
, (4.1)
где V – расчетная скорость (км/ч);
tp – время реакции водителя, заявляемый в расчетах равным 1 (с);
Кэ – коэффициент эксплуатационных условий торможения, для легковых автомобилей равен 1,2; для грузовых автомобилей и автобусов – 1,3-1,4;
ϕ – коэффициент продольного сцепления при торможении, заявляемый равным 0,5;
i – продольный уклон дороги, при определении расстояния видимости как нормативного значения можно принимать i = 0;
l0– безопасное расстояние (5-10 м).
Неободимое расстояние видимости встречного автомобиля состоит из суммы путей торможения обоих автомобилей и безопасного расстояния между ними и определим по формуле: