Файл: 4. Сходство и отличие государственного и муниципального секторов экономики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экономика государственного и муниципального
сектора крупных городов
Группа Ек20ГУ191
Студент
А.Р.Перезолова
МОСКВА 2023
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Тема 4. Сходство и отличие государственного и муниципального секторов экономики
Задание № 1 Охарактеризовать соотношение понятий «государственный сектор экономики» и «муниципальный сектор экономики». Заполнить таблицу 2.1.
Таблица 2.1– Соотношение понятий «государственный сектор экономики» и «муниципальный сектор экономики»
| ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ | МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ |
Характеристика | Государственный сектор экономики - это сектор, представляющий и обслуживающий интересы всего населения. Государство является основным институтом, организующим и координирующим взаимоотношения граждан и социальных групп в стране и обеспечивающим условия для их совместной деятельности. Основными направлениями деятельности государственного сектора экономики являются предоставление общественных благ, перераспределение доходов и богатства и оказание социальной помощи населению, а также производство и реализация товаров и услуг на коммерческой основе предприятиями, принадлежащими или контролируемыми государством. В силу своей особой роли государство может также оказывать воздействие на экономическое поведение субъектов хозяйствования путем принятия законодательных и иных нормативных актов, налогообложения, субсидий и других мер регулирования экономической деятельности. | Муниципальный сектор экономики - это ограниченный границами муниципального образования сектор хозяйственных отношений, ориентированный на поддержание и развитие тех сфер национальной экономики, которые отнесены к компетенции муниципальных властей. Во многом благодаря муниципальному сектору экономики обеспечивается реализация благ социального характера, а также формируется производственная инфраструктура. Функции органов местного самоуправления, в конечном счете, сводятся к удовлетворению социальных потребностей населения и повышению качества его жизни. При этом экономика служит одним из средств реализации социальных интересов. Необходимость муниципального сектора определяется особым характером производимых им видов продукции и услуг, способами их предоставления населению, а также возможностью более рационального использования местных ресурсов. В конечном счете, муниципальный сектор обеспечивает производство или предоставление общественных благ. |
Задание № 2 Система местного самоуправления базируется на четырех основных элементах: принципах, органах управления, их функциях и их полномочиях.
Охарактеризовать механизм местного самоуправления.
Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в большинстве стран мира.
Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом обществе как государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосредственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.
Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.
Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию, прежде всего, в форме закона, который обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что является одной из характерных черт местного самоуправления.
Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой организации государственной власти вообще. Общеизвестно, что степень децентрализации власти в демократическом обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне «власти» должно быть столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения.
В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности, частью конституционного механизма государства.
Например, в Основном Законе ФРГ (ст. 28) содержится норма, в соответствии с которой «в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства». Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального Основного Закона, предоставляют общинам статус исключительных обладателей «всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти…», кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства.
Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление (ст. 3, ст. 12), но и устанавливает конституционный принцип - норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления (ст.1 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ). Включение в Конституцию России статей, касающихся местного самоуправления, вводит последнее в число основ конституционного строя, свидетельствует о принципиальном изменении отношения государства к местным органам власти и, несомненно, является признаком правового государства.
Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы «продолжает» их деятельность на местах.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, подконтрольные населению.
Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:
-
обеспечение участия населения в решении местных дел; -
управление муниципальной собственностью; -
обеспечение развития соответствующей территории; -
охрана общественного порядка;
Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 4, 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.
Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.
Практическое занятие 2
Тема 5. Государственная финансовая политика России
2. Задания на практическое занятие:
Задание No 1. Укажите в таблице 1 направления финансовой политики РФ и
их задачи.
Таблица 1– Направления финансовой политики РФ и их задачи
Направления финансовой политики РФ | Задачи финансовой политики РФ |
Налоговая политика | комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей; пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот; введение единого реестра налогоплательщиков; ужесточение налогового администрирования; реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. |
Бюджетная политика | введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга; принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет; реализация программ экономии государственных расходов; централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства; проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации; обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции; проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета; реструктуризация государственного долга; инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования. |
Денежно-кредитная политика | - реструктуризация банковской системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу; активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда; усиление таможенного контроля. |
Задание No 2. Перечислите основные проблемы государственных финансов
и направления их решения.
Основные проблемы государственных финансов:
-
это сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных
внебюджетных фондов; -
совершенствование налоговой системы; -
оптимизация структуры расходов государства; -
принятие реального и прозрачного бюджета; -
расширение инвестиционного финансирования; -
обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики; -
стабилизация валютного курса рубля; -
регулирование процентных ставок; -
повышение эффективности использования государственной
собственности; -
переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; -
развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и
дальнего зарубежья.
Для стабилизации экономики и финансовой системы
необходимо:
обеспечить сбалансированность бюджетов и их утвержде-
ние на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
реализовать комплекс мер по расширению
налогооблагаемой базы;
установить верхние границы доходности по государст-
венным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
стабилизировать валютный курс рубля через усиление
контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
сформировать систему доверительного управления госу-
дарственной собственностью в России и за рубежом;
реформировать систему казначейского исполнения бюд-
жета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу
применения;
ориентировать денежно-кредитную политику регули-
рования процентных ставок.
Практическое занятие 3
Тема 6. Финансово-ресурсное обеспечение функционирования
государственного и муниципального сектора крупных городов
Задание No 1 Охарактеризовать принципы функционирования
бюджетной системы. Заполнить таблицу 1.
Таблица 1– Содержание основных принципов функционирования
бюджетной системы
Принципы функционирования бюджетной системы | Содержание основных принципов функционирования бюджетной системы |
Принцип единства бюджетной системы РФ | единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней. |
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов | все доходыи расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. |
Принцип сбалансированности бюджета | объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. |
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств | при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. |
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов | все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. |
Принцип гласности | обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов; доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. |
Принцип достоверности бюджета | надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. |