Файл: Организация профилактических мероприятий по предотвращению суицидальных поступков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 621
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 23 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по ивановской области майор внутренней службы
А.А. Иванов
«___»__________________20___г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий по общественно-государственной подготовке
с сотрудниками 23 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС
ГУ МЧС России по ивановской области
Тема: Организация профилактических мероприятий по предотвращению суицидальных поступков.
Вид занятия: классно-групповое
Отводимое время:1(ч.)
Цель:
довести до личного состава признаки аддиктивного (суицидального) поведения, методы оказания психологической помощи при попытке суицида.
Литература, используемая при проведении занятия:
- Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
Развернутый план занятия:
-
Подготовительная часть занятия – 5 мин.
Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.
-
Основная часть занятия – 35 мин.
Основные понятия, клинико-психологические характеристики суицидального поведения (СП).
В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств. Еще 30-40 лет назад в научной литературе шли активные дискуссии, посвященные обсуждению вопроса, является ли самоубийство социальным и психологическим феноменом или же оно в большей степени вызвано влиянием биологических факторов. Проведенные в последние десятилетия исследования способствовали признанию биопсихосоциального подхода к объяснению самоубийств. В соответствии с данным подходом суицидальное поведение возникает в результате комплексного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, действующих на разных системных уровнях и в тесной взаимосвязи друг с другом.
Суицидология – междисциплинарная область научного знания, изучающая причины суицидального поведения и пути его профилактики.
Основным понятием суицидологии является понятие суицида (от лат. sui – себя, caedo – убивать, уничтожать); под ним понимают акт лишения себя жизни. при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознанно. в последние годы в литературе получил распространение термин парасуицид, обозначающий преднамеренное самоповреждающее поведение, которое повышает риск смерти, но человек при этом осознанных действий не совершает, его намерение умереть может отсутствовать или является амбивалентным.
Различают следующие формы суицидального поведения: суицидальные мысли (тенденции), суицидальные попытки и завершенные суициды.
Под суицидальными мыслями понимают мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции – более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству. Термин суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом. Понятие абортивной суицидальной попытки обозначает случаи, когда индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта.
В суицидальном поведении принято выделять следующие этапы: предсуицидальный этап, этап реализации суицидальных намерений, и постсуицидальный этап – в случае, если предпринятые суицидальные действия не закончились летальным исходом (рис. 1).
Как видно в схеме, суицидальное поведение возникает в результате комплексного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, действующих на разных системных уровнях и в тесной взаимосвязи друг с другом.
Суициды чаще совершаются лицами, в анамнезе которых выявляются признаки предрасположенности к суицидальному реагированию. Предрасположенная личность попадая под воздействие психотравмирующей ситуации, в качестве которой обычно выступают ситуации социального отвержения (разрыв отношений с близким человеком), утраты (смерть близкого человека), и ситуации, связанные с невозможностью соответствовать собственным высоким стандартам (потеря работы, выход на пенсию, и как следствие, снижение социального и экономического статуса).
А.Г. Амбрумова отмечает, что для правильного понимания суицидального поведения необходимо ответить на два вопроса: почему человек совершил суицид и зачем он это сделал. Ответ на первый вопрос предполагает анализ условий существования суицидента: жизненной ситуации, его состояния и переживаний, приведших к совершению суицидального акта. Ответ на второй вопрос предполагает изучение мотивов суицидального поведения, целей, которых человек хотел достичь, когда совершал суицидальный акт.
Проблеме мотивации суицидального поведения посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. В отечественной психологии наибольшее распространение получила классификация В.А. Тихоненко, согласно которой выделяют пять ведущих мотивов СП:
«призыв»,
«протест»,
«избегание»,
«самонаказание»,
«отказ».
Суицидальные реакции (СР) по типу «призыва». К данной группе относят случаи, когда индивид хочет привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку.
СР по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего. Подобные действия обычно не планируются, носят характер «коротких замыканий», нередко совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
СР по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации).
СР по типу «самонаказание». К данной группе относятся суициды, которые совершаются под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе.
СР по типу «отказа». Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования, человек руководствуется стремлением умереть, прекратить свое существование.Приемы снятия болевых ощущений
Древние говорили, что боль - это "сторожевой пес здоровья". Она - вечный, верный, необходимый и в то же время всегда нежелательный спутник человека. Боль предупреждает человека о грозящей ему опасности, но, "проинформировав" его, она становится ненужной. С точки зрения эмоционального переживания болевые ощущения имеют гнетущий, тягостный характер, а подчас - характер страдания. Боль подрывает эмоциональное равновесие человека, делает его раздражительным, агрессивным, злым, неконтактным, а его поведение - конфликтогенным. Она отрицательно сказывается на эффективности любой деятельности.
Доказано, что болевые ощущения можно регулировать. Об этом знали еще в древности. Целые системы приемов снижения чувствительности к боли разработаны столетия назад.
В боли условно можно выделить как бы три стороны: сенсорную, эмоциональную и мотивационную. Говоря о сенсорной стороне боли следует обратить внимание, что на каждом квадратном сантиметре поверхности кожи человека находится 100-200 рецепторов, сообщающих о болевом воздействии. Имеются такие рецепторы и во внутренних органах. Они обладают определенным порогом чувствительности. Понижение порога чувствительности болевых рецепторов и достигается способами, описанными выше (массаж, накатка, набивка).
Эмоциональную сторону боли составляют ее переживания человеком. Одни люди шумно переживают сделанный им укол, другие молча переносят без наркоза серьезную операцию. Последние обладают способностью отделять переживания от самой боли.
Такой эффект достигается с помощью перевода своего сознания в "пустое состояние" или переноса внимания на объекты (образцы), не связанные с болью.
То, как человек переносит боль, во многом зависит от того, насколько психологически он готов к ней. Если с детства у него воспитывалось презрительное отношение к боли, а социальные нормы закрепляли такое отношение, то боль переносится легко. Если же человек постоянно думает о том, что ему будет очень больно, то болевое ощущение может действительно показаться очень сильным. Известно, что во время войн, спортивных состязаний, выполнения важной деятельности большинство людей становятся как бы менее чувствительными к боли. В данном случае установка на то, что боль надо преодолеть, примеры спокойного отношения к боли окружающих, мотивы социально важной деятельности играют "обезболивающую" роль. Способность человека побуждать себя к спокойному переживанию боли составляет мотивационную сторону последней.
Экстренная психологическая помощи при попытке суицида.
Психическое состояние накануне суицидальной попытки и после нее бывает неоднородным, что обуславливается разнообразным сочетанием индивидуально-личностных и ситуационных факторов, создающих множество вариантов.
Если вы обнаружили, что перед вам сидит потенциальный суицидент, у которого уже есть план и назначен срок, все подготовлено, ни в коем случае нельзя его отговаривать (каждый человек имеет право самостоятельно принимать решения), но также нельзя игнорировать эту тему, необходимо прояснить ее досконально.
В любой психотравмирующей ситуации суицидогенные факторы индивидуального риска взаимодействуют с антисуицидальными личностными факторами. Следует отметить, что данные факторы, препятствующие реализации суицидальных намерений, коренятся, прежде всего, в ценностной сфере личности. Антисуицидальные факторы также образуют определенную систе¬му, в которую входят, в частности, следующие компоненты:
- интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близ¬ким;
- поддержка семьи и друзей
- родительские обязанности (дети нуждаются во мне, я должен жить ради них);
- выраженное чувство долга, обязательность (например, я пообещал другу, что никогда не покончу с собой);
- приверженность религии, религиозные представления о греховности самоубийства;
- четкое осознание социальных требований, зависимость от об¬щественного мнения (если я попытаюсь покончить с собой, меня станут считать слабым, никчемным);
- представление о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие творческих планов, стремление к самоактуализации и самореализации;
- наличие эстетических критериев — нежелание выглядеть некра¬сивым даже после смерти;
- боязнь физического страдания.
- социальный опыт
- опыт решения проблем
- финансовая стабильность
Чем большее количество антисуицидальных факторов активизи¬руется у субъекта в ситуации конфликта, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятна реализация суицидальных намерений, и наоборот.
Поэтому, в первую очередь, необходимо активизировать антисуицидальные факторы.
После этого необходимо договориться, что например до следующей встречи человек подождет, не будет совершать самоубийство. Добейтесь от него обещания.
Далее необходимо обеспечить постоянный «контроль» за человеком. Необходимо, чтобы рядом с ним постоянно находился кто-то, лучше близкий человек. Кто-то кто в случае кризиса сможет помочь человеку и если что удержать от суицида. Нельзя ни на секунду оставлять человека одного. Об этом и нужно договориться.
Основное в помощи — сориентировать потенциального самоубийцу на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним. И здесь существует целый ряд действенных приемов.
Выслушивание («вентиляция мозгов»)
Это самый первый и самый главный прием. На просьбу объяс¬нить причину выхода на суицидное решение проблем человек эмоционально выплескивает весь обрушившийся на него жиз¬ненный негатив (нелады в личной жизни, неудачи в бизнесе, конфликт с начальством, плохое самочувствие...). Он выгова-ривается, ему становится легче, и мысли о самоубийстве отсту¬пают на второй план. Идея выслушивания состоит в том, чтобы человек, во-первых, высказался и тем самым «облегчил душу», чего иногда бывает достаточно для облегчения его состояния; во-вторых, сам нашел альтернативное решение своих проблем.
Банализация (снятие синдрома исключительности)
Человек обычно склонен думать, что его проблемы — это нечто совершенно исключительное, из ряда вон выходящий случай, и человечество еще не нашло, как с ними справиться. Если про¬сто указать ему, что у многих людей такие же проблемы и у многих витают такие же мысли, однако они и не думают пре¬творять их в действие (то есть обесценить ситуацию,