Файл: Внеклассное мероприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внеклассное мероприятие
Первые сведения изучения процесса персонификации личности заложены в психологических теориях личности, в исследованиях психолога-гуманиста    А. Маслоу, гуманиста   К. Роджерса относительно «высших» аспектов природы человека (однако следует заметить, что сам термин «персонификация» в них употребляется достаточно редко). На перечисленных теориях базируется концепция А.Б. Орлова,  по мнению которого, персонификация личности есть процесс ее «отождествления с подлинным Я», в результате которого происходит осознание личностью своей уникальности, самобытности, как основы для полноценного проявления самоопределения и стремления к самосовершенствованию.

         В психологическом контексте рассматриваемое понятие связывается с именем Гарри Салливана, американского исследователя. В соответствии с его теорией, персонификация представляет собой образы, рождающиеся в человеческом сознании с самого младенчества, в процессе его взаимодействия с окружающим миром.

Особенностью персонификаций является возможность их несовпадения с действительностью. Они рождаются как реакция на те или иные события, эмоции и закрепляются в сознании как стереотипы. А затем они проецируются на других людей, которые не всегда подходят под этот шаблон.

Опасности персонификации

Главная проблема заключается в новых технологиях, которые полностью поменяли мир. Речь идет о компьютерах, телефонах, игровых приставках.

Очень часто можно увидеть особое отношение людей к своим телефонам, ноутбукам, автомобилям. Многие даже дают им имена, воспринимая эти предметы как что-то живое. Люди начали видеть «друзей» в неодушевленных вещах, что может привести к огромной проблеме человечества.

Персонификация компьютеров – это действительно серьезно. Не зря существует мнение, что скоро они поработят наш мир. С одной стороны, это глупо и смешно, а с другой – все реально ведет к этому.

К сожалению, такой прогресс грозит людям не только отсутствием работы, но и утратой человеческих отношений. А ведь они жизненно необходимы каждому. Особенно остро этот вопрос касается подрастающего поколения, у которого будут неправильно формироваться ценности.


Уже сейчас все дети подвержены искаженному восприятию мира. У большинства подростков реальные друзья превращаются в виртуальных. Загвоздка в том, что люди начинают идеализировать не только друг друга, но и себя.

В сети, где никто тебя не знает, ты можешь стать кем угодно. Это та же самая персонификация идола. Таким образом, личность сама выбирает себе оценку: «хороший» или «плохой».

Понятие «персонификация» подразумевает значимость организации образовательного процесса, максимально ориентированного на внутреннюю активность обучающегося и на его самостоятельность в той или иной образовательной деятельности. «Совершенствовать развитие проблемно-рефлексивного и проблемно-аналитического мышлений возможно создавая в учебном процессе ситуации, которые постоянно будут требовать самостоятельного решения новых и с каждым разом все более сложных для обучающегося задач». 

Решение проблемы.

Данную проблему необходимо предотвращать еще в детстве. Формирование правильной личности зависит не только от родителей, которые подают главный пример ребенку, но и от учителя, который реализует ФГОС ОО  - обеспечивать  условия для воспитания персонифицированной  личности, которая  проявит  в способности осознанность собственной уникальности, самобытности, в стремлении к сохранению внутреннего Я (быть, оставаться самим собой), в понимании само ценности, вере в себя. Поэтому характеристика персонифицированного обучения позволяет нам говорить, что это обучение способствует осознанности учащимися собственных желаний, предпочтений и субъективных реакций в целом, а в результате этого – формированию личной картины мира, представлений о людях, которые находятся рядом.

Педагог, осуществляющий принцип персонификации, первым делом должен:

  • определить особенности включения ребенка в различные виды деятельности;

  • раскрыть потенциал личности как в учебной, так и во внеклассной работе;

  • предоставить каждому ребенку возможности для оптимального самораскрытия и самореализации.

Для успешной реализации указанного принципа также необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Работу, которая проводится с группой учащихся, нужно направлять на развитие каждого ребенка.

  2. Достижение успеха в воспитательном воздействии во время работы с одним учеником не должно негативным образом повлиять на воспитание других.

  3. Выбор воспитательного средства должен происходить с учетом индивидуальных качеств ребенка.

  4. Выбирая способы коррекции поведения воспитанника, нужно взаимодействовать с ним.

  5. Постоянный мониторинг эффективности воздействия на каждого из детей определяет совокупность тех воспитательных средств, что используются педагогами.


Приложение 1.

«Формирование ценностных ориентаций на примере внеклассного мероприятия для учащихся 10 класса по теме: «Анализ романа Ф.М. Достоевского «Игрок». Профилактика зависимого поведения (виртуальная реальность).»
Ценностные ориентации определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и, таким образом, выражают ее отношения к миру, т.е. являются элементом мировоззрения. Выбранная нами тема, «Профилактика зависимого поведения с опорой на биографические данные писателя», способствует пониманию школьниками «феномена-игромании» и видения свои сильных и слабых сторон личности перед лицом проблемы зависимосимого поведения, персонификации социальных сетей, гаджетов современного мира, а также более глубокому пониманию текста и как профилактика зависимости.

Анализируя произведение Ф.М. Достоевского, учащиеся не только видят истоки жизненных переживаний, волевых решений и бессознательных импульсов, но и имеют возможность проследить, как формируется человеческое поведение. Через своих героев Федор Михайлович показывает весь путь становления зависимого поведения отзарождения пагубной страсти и причин, которые могут привести к игорному столу (и не только). При этом очень важно описание симптомов душевных переживаний и понимание их внутренних взаимосвязей. Путём глубокого анализа Достоевский и сам постигал, какие импульсы оказывают влияние на определённые душевные процессы и как реагируют на них свойства души.

При анализе литературного произведения и биографических материалов жизни автора учащиеся имеют возможность, выдвигать свои гипотезы, проверять и уточнять их, отрабатывать точность вопросов, прослеживать течение жизни и видеть разные подходы в режиме жизненных проблем.

Особое внимание мы уделили проблеме принятия решенийДостоевский в своём романе «Игрок» показывает, как возникает желание, осмысление возможностей его осуществления. Путь от желания к поступку длинный и сложный. Желание сначала принимает конкретный облик. Душа колеблется в выборе решений, что-то в ней протестует, что то говорит «за». Следующий шаг состоит в том, что в душе принимается решение: я имею право осуществить этот поступок, или: я даю себе право его осуществить.


Работа в данном направлении показывает путь к возможности увидеть новые перспективы, посмотреть на жизнь совершенно иной точки зрения, осознать, что спрятано в глубинах сознания, и научиться жить в реальности, получая при этом удовольствие, напомнить о предыдущих успехах борьбе с дурными привычками, помочь сориентироваться и понять, что можно сделать, чтобы не только навсегда избавиться от зависимого поведения, но и не потерять при этом способности радоваться жизни, ведь в ней всегда есть альтернатива зависимому существованию. Понимание этого факта чрезвычайно важно для понимания современным подростком своего места в этом мире, своих возможностей . Что чрезвычайно важно для формирования ответственной личности в обществе

Важнейшей задачей организации такого урока являлось расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов, формирование представлений о принятии волевых решений и бессознательных импульсов, проследить, как формируется человеческое поведение, истоки жизненных переживаний через анализ литературного произведения Ф.М Достоевского «Игрок» текста.

Основные задачи: формировать умение анализировать эмоциональную сферу человека; формировать систему нравственных ценностей учащихся.

В соответствии с типом урока была выбрана следующая структура:

  1. Организационный момент;

  2. Актуализация и целеполагание;

  3. Обобщение и систематизация;

  4. Рефлексия;

Этапы урока логически связаны между собой. На всех этапах использовалась компьютерная презентация. 

Исходя из темы урока «Анализ романа Ф.М. Достоевского «Игрок». Профилактика зависимого поведения (виртуальная реальность)» - на этапе актуализации учащиеся были распределены на 2 команды. С целью систематизации полученных ранее знаний командам задавались вопросы.

Для оценки своих знаний ребятам был предложен «рабочие листы», в которых отражены основные этапы деятельности учащихся на уроке.

На начальном этапе обобщения и систематизации учащиеся совместно с учителем и психологом с опорой на презентационный материал систематизировали имеющиеся знания по основной теме: «Профилактика зависимого поведения (виртуальная реальность)», учащимся были предложены задания на рабочих листах, которые способствовали развитию следующих умений:


  • умения выделять главное;

  • умения обобщать информацию;

  • выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность решения проблемы;

  • делового партнерского общения;

  • умения точно и кратко высказываться о личности героев произведения

Таким образом, знания не сообщались в готовом виде, а приобретались учащимися в ходе самостоятельной работы. 

После выполненной кропотливой работы группы поочередно выступали с краткими ответами на поставленные вопросы, приводя аргументы и выражая свое отношение по данному вопросу. Происходило обсуждение.

На этапе рефлексии учащиеся обсудили и обобщили главные проблемы и мысли о героях романа в сравнении с современностью. Также ими были состаленны рекомендации подросткам и родителям, о том, что необходимо перестать персонифицировать себя и окружающих, хотя сделать это непросто. Взрослым поможет отказ от социальных сетей, а детям – правильное воспитание и забота. Интернет можно легко заменить прогулками, походами и простым общением.

(Учащиеся поделились своими впечатлениями от произведения и проделанной ими работы. Структура урока построена с учётом использования активных форм организации познавательной деятельности – групповой работы, которая позволяет обеспечить активное участие каждого в продвижении материала.   

Формирование коммуникативной компетенции выполнялось через использование следующих методов и приемов: групповая форма работы, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста.

Формирование учебно-познавательной компетенции: проблемная ситуация, целеполагание, рефлексия.

Формирование информационной компетенции: работа со справочной литературой.

Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: фронтальная и групповая, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Все задания давались в деятельностной форме. Использование разнообразных заданий   способствовало развитию мыслительной деятельности, которая необходима для способности анализировать эмоциональную сферу человека через анализ литературного произведения.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию проблемной ситуаций, сотрудничества с учениками.)