ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока | По пьесе А.Вампилова «Утиная охота». | ||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 11.2.3 определять роль композиции в раскрытии авторского замысла (тематики, проблематики, образов героев) | ||||||||||
Цели урока | Учащиеся смогут: -определять роль композиции в раскрытии авторского замысла (тематики, проблематики, образов героев) | ||||||||||
Критерии оценивания | Дескрипторы: -демонстрирует понимание тематики, проблематики, образа героев; -раскрывает душевное состояние персонажа -умеет выполнять композиционный анализ драматического текста. | ||||||||||
Языковые цели | Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: дружба, любовь, искренность, долг, духовность, душевная усталость, глубокий скептицизм Набор фраз для диалога и письма: Зилов- лишний человек… | ||||||||||
Привитие ценностей |
| ||||||||||
Межпредметныесвязи | Междисциплинарная связь осуществляется через содержание с предметом «химия» | ||||||||||
Навыки использования ИКТ | Учащиеся будут работать с интернет- ресурсами, видеоматериалами, ИАД. | ||||||||||
Предварительные задания | Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися в предыдущих классах, также рассчитан на обогащение активного словарного запаса и развитие языковых навыков слушание и говорение. | ||||||||||
Ход урока | |||||||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||||||
Начало урока 5 минут |
https://www.youtube.com/watch?v=naFI0sp_xw0&feature=emb_rel_end Утиная охота Подумайте, оставляет в нем что-то надежду на обновление? Каково ваше мнение? Постановка темы урока и целей | | |||||||||
Середина урока 30 минут | II Стадия осмысления 1.Словарная работа Деградировать – постепенно ухудшаясь, приходить в упадок. Ретроспекция – обращение к прошлому. Интеллигентность - подлинная образованность, культура. 2.Вопрос-ответ Что такое драма? Какие виды драмы вам известны? Драма — это не только самый древний, но и самый традиционный род литературы. Почему трудно читать драматические произведения? Что лежит в их основе? 3. Работа в группах 1 группа. Докажите, что пьеса «Утиная охота» — драма, передав сюжет этого произведения. В чём смысл названия пьесы «Утиная охота»? С чего начинается завязка? 2группа. Для чего понадобился драматургу приём воспоминаний главным героем о своей прежней жизни? Зачем автор использует приём ретроспекции? 3 группа. Прочитайте терминологическую консультацию. Можно ли проблемы, поднятые в пьесе «Утиная охота», назвать экзистенциальными? Почему? Экзистенциализм - философское движение, ориентированное на изучение двух основных тем: анализа человеческого существования (экзистенции) и специфики человеческого выбора. Проблемы морального выбора, свободы и ответственности ставились экзистенциалистами в центр их философских построений. 4. Работа в парах. 1.Составьте двухчастный дневник на тему «Внутренний конфликт в пьесе А.Вампилова «Утиная охота». Подберите цитаты, доказывающие, что герой находится в конфликте не с внешним миром, а с самим собой. Прокомментируйте их.
2. Какими мотивами руководствуются персонажи пьесы в ситуации выбора? Почему? Ответьте на этот проблемный вопрос письменно, выбрав одного из персонажей пьесы (Валерия, Вера, Галина, Ирина, Саяпин, Кузаков, Дима). 3.Определите общее и уникальное для Зилова и других персонажей пьесы при помощи Диаграммы Венна. 4. Какова художественная функция ретроспекции в композиции пьесы? Какими средствами (свет, музыка, сценография) автор пьесы осуществляет временной переход из настоящего в прошлое и обратно? 5.Какие приемы вы сами можете предложить для режиссёрского решения этого перехода? 6. Почему же Зилов остался жить? И, действительно, живой ли он еще человек? | | |||||||||
Конец урока 5 минут | III Стадия рефлексии Плюс-минус-интересно Актуальны ли проблемы, поднятые автором в пьесе, в наши дни? | |
Пьеса А. Вампилова «Утиная охота»
1. История создания произведения.
Пьеса «Утиная охота» создавалась А.В. Вампиловым с 1965 года. Завершена она была в 1967 году, а впервые опубликована в 1970 году альманахом «Ангара». Так как произведение было напечатано без цензуры, вскоре на писателя написали донос за клевету.
«Утиная охота» на сцене была поставлена лишь в 1975 году, в то же время пьеса вышла в составе сборника А.В. Вампилова «Избранное».
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Родовая и жанровая специфика «Утиной охоты» своеобразна.
В пьесе соединились черты и драмы, и лирики: драматические признаки проявились в форме произведения, в его внешней структуре, а лирические – в конфликте пьесы, в передаче чувств главного героя.
«Утиную охоту» можно назвать пьесой в форме воспоминаний. Такая манера написания была довольно популярна во времена создания произведения. Отрывочные воспоминания Зилова, лежащие в основе пьесы, создают цельную картину жизни главного героя, передают основной конфликт произведения.
Форма воспоминаний тесно связана с исповедальным характером. Поэтому «Утиную охоту» можно назвать еще и пьесой-исповедью. В данном толковании важным в произведении является не внешний конфликт Зилова с окружающим миром, а внутренний, связанный с нравственными началами главного героя.
3. Название произведения и его смысл.
На новоселье Зилов говорит друзьям, что хотел бы себе в подарок остров, где бы он обрел настоящую свободу и спокойствие. Снаряжение для охоты, которое получает главный герой, оказывается для него своеобразным островом. Утиная охота – это единственная радость в жизни Зилова. Он весь год живет в надежде поскорее отправиться на охоту. Вся пьеса А.В. Вампилова и построена как ожидание Зиловым утиной охоты.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
В соответствии с жанровой спецификой повествование построено в виде реплик персонажей и ремарок.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
А.В. Вампилов показывает в пьесе картину мира. Равнодушный ко всему Зилов живет в таком же равнодушном мире. Люди не замечают ничтожность своего существования, они довольны тем, что у них есть. Поэтому поведение главного героя для них непонятно. Окружающему миру все равно на мироощущение Зилова, который понимает пустоту своей жизни.
Такому неидеальному миру противопоставлен мир охоты. Тема охоты, поднимаемая автором, воплощает идеи противоположности бездушной обыденности.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Пьеса «Утиная охота» вбирает в себя несколько сюжетных линий. Первая повествует о любовном треугольнике Зилова, его жены и любовницы. Вторая сюжетная линия повествует о карьерной службе центрального персонажа. Третья и основная сюжетная линия связана с раздумьями Зилова о том, как окружающие воспримут его смерть. Особое внимание в сюжете здесь уделяется воспоминанием главного героя.
7. Система образов произведения.
Центральным персонажем в системе образов является Виктор Зилов. Он вобрал в себя черты целой эпохи – «эпохи застоя». Главному герою 30 лет, у него есть все, о чем мечтают многие люди. Однако его ничего не интересует. Зилов не живет, а лишь существует. Он будто плывет по течению. С окружающими людьми у героя отношения складываются напряженно. Зилов постоянно врет и обманывает людей, ссорится с ними. Центральному персонажу уже не приносит счастья его жизнь, однако он ничего не делает, чтобы ее изменить. Зилов не хочет воспринимать свою жизнь всерьез.
8. Композиция произведения.
Пьеса «Утиная охота» включает в себя три действия. Построение в форме воспоминаний позволяет говорить о нескольких временных пластах в произведении: это настоящее, прошлое, а также своеобразный пласт видений героя.
Финал пьесы А.В. Вампилов оставляет открытым. Что произойдет с дальнейшей судьбой Зилова, должны решать сами читатели. Фраза «Плакал он или смеялся – по его лицу мы так и не поймем» говорит о том, что главный герой может пойти двумя путями: жить прежней жизнью и духовно погибнуть или возродиться и изменить свое отношение ко всему происходящему. Пути, по которым пойдет Зилом, каждый читатель выбирает сам.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Помимо открытого финала и своеобразия жанра, в произведении необычно бытописание, включающее большое количество художественных деталей. Так, плюшевый кот – это символ неудачных отношений между Зиловым и Галиной. Весь беспорядок, царствующий в доме к главного героя, говорит и о беспорядке в духовном мире Зилова.
А.В. Вампиловым в произведении подчеркивается типичность быта. Условия, в которых проживает свою жизнь Зилов, обычны.
10. Отзыв о произведении.
А.В. Вампилов в своей пьесе «Утиная охота» смог передать черты «эпохи застоя». Образ Зилова вызывает неоднозначное отношение к нему, отчего произведение становится еще интереснее.
Выполните задания
1 Словарная работа
Деградировать – постепенно ухудшаясь, приходить в упадок.
Ретроспекция – обращение к прошлому.
Интеллигентность - подлинная образованность, культура.
Драма — это не только самый древний, но и самый традиционный род литературы.
2 Работа в группах
1 группа. Докажите, что пьеса «Утиная охота» — драма, передав сюжет этого произведения. В чём смысл названия пьесы «Утиная охота»? С чего начинается завязка?
2группа. Для чего понадобился драматургу приём воспоминаний главным героем о своей прежней жизни? Зачем автор использует приём ретроспекции?
3 группа.
Прочитайте терминологическую консультацию. Можно ли проблемы, поднятые в пьесе «Утиная охота», назвать экзистенциальными? Почему?
Экзистенциализм - философское движение, ориентированное на изучение двух основных тем: анализа человеческого существования (экзистенции) и специфики человеческого выбора. Проблемы морального выбора, свободы и ответственности ставились экзистенциалистами в центр их философских построений.
3. Работа в парах.
1.Составьте двухчастный дневник на тему «Внутренний конфликт в пьесе А.Вампилова «Утиная охота». Подберите цитаты, доказывающие, что герой находится в конфликте не с внешним миром, а с самим собой. Прокомментируйте их.
Цитата | Комментарии |
| |
| |
| |
2. Какими мотивами руководствуются персонажи пьесы в ситуации выбора? Почему? Ответьте на этот проблемный вопрос письменно, выбрав одного из персонажей пьесы (Валерия, Вера, Галина, Ирина, Саяпин, Кузаков, Дима).
4 задание
3.Определите общее и уникальное для Зилова и других персонажей пьесы при помощи Диаграммы Венна.
4. Какова художественная функция ретроспекции в композиции пьесы? Какими средствами (свет, музыка, сценография) автор пьесы осуществляет временной переход из настоящего в прошлое и обратно?
5.Какие приемы вы сами можете предложить для режиссёрского решения этого перехода?
6. Почему же Зилов остался жить? И, действительно, живой ли он еще человек?