Файл: Человек и Бог в православии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Московской области
ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия
Курс «Содержание и методика преподавания модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКСЭ»
Самостоятельная работа № 1

Тема: «Методическая разработка урока на тему

«Человек и Бог в православии»


Выполнила: Круковская Н.А.

учитель начальных классов

МБОУ «Поведниковской СОШ»

Научный руководитель:

кандидат культурологии, доцент Кутикова Н.А.
Москва 2016

Урок 3 курса «Основы Православной культуры». Дата________________

Тема: Человек и Бог в православии (с. 8-11)

Основные термины и понятия: Бог- любовь, творец, разум, доброта, совесть.

Тип урока:  урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков (ОНЗ) Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, презентация, карточка -ромашка

Целевые установки урока:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями с понятиями «Бог», «Творец», «спасибо»; узнает особенности православной культуры; научится называть особенности православной культуры, особенности других религиозных культур; получит возможность показать влияние православия на становление культурно – исторической жизни России.

Метапредметные результаты: учащийся учится 1. различать языческую и православную традиции; 2.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, готовить сообщения и выступать перед коллективом класса; 3. слушать собеседника и излагать свое мнение; 4.умеет различать иконопись и живопись различает религиозное и светское искусство.


Личностные результаты (Л): 1. давать нравственную оценку ситуациям, опираясь на систему базовых национальных ценностей; 2. иметь сформированную ценностную картину мира; 3. делать ценностный выбор; 4. уважительно относиться к другим людям; 5.демонстрировать положительное поведение

Регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность) (Р): 1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2. адекватно оценивать свои достижения; 3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию) (П): 1. осознавать познавательную информацию; 2. читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4. понимать информацию, представленную в виде таблицы; 5. переводить её в словесную форму; 6. обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения; 7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

Коммуникативные результаты (К):1. уметь понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание; 2. иметь навыки изучающего чтения; 3. вести диалог и построения монологического высказывания — говорение; 4. осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Нравственный вывод: Человек должен стремиться стать лучше.

Ресурсы: учебник, тетрадь, листы самоанализа, компьютеры с выходом в интернет или раздаточный материал с ромашкой.

Организация пространства: групповая работа.

Оборудование. У учителя: Используемое оборудование: Компьютер, проектор, карточка- ромашка, презентация;

у учащихся: учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев— М: Просвещение, 2012; тетрадь, тесты, листы самоанализа, компьютеры с выходом в интернет или раздаточный материал карточки - ромашки


Элементы урока

Деятельность учителя

Выводы детей (ключевые смыслы, которые они проговаривают)

  1. 1.Мобилизующее начало

Проверка готовности к уроку

Л 5. положительное отношение к учению, учащиеся настраиваются на работу.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальная работа.

Слайд 1

- Какие черты православной культуры вы встречали в нашем городе?

- Какие из этих иллюстраций редко встречаются? Как вы думаете, почему?

Л1,2; Р3;П1,2; К1,3.

  1. Иллюстрации, показывающих элементы православной культуры: церкви, соборы, священник, крест, икона и т.д.




3.Актуализация знаний.

Чтение высказывания к нашему уроку.



Фронтальная работа.

Слайд 2

Вы, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

- Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу. Какое слово звучит в выражениях?

- слово «БОГ»

Слайд 3 «Бог творит все как хочет, а человек — как может».

- О чем эти высказывания?

- Сегодня мы поговорим, о том Кто есть Бог и кто есть человек. Слайд 4

Тема урока «Бог и человек в православии».

Л1,2; Р3;П1,2; К1,3.

- Люди чувствуют присутствие Бога и поэтому в выражениях обращаются к Нему, дают напутствия, чтобы Бог помогал и не покидал в трудные минуты.
- Человек не может все разрешить своими усилиями, так как есть высшие силы.

4. Мотивация: (учебный интерес)

Фронтальная работа

- Как часто человек нуждается в человеке? Как часто человек нуждается в Боге? Как вы думаете, с какого момента человек стал обращаться к Богу?

- Давайте начнём наше исследование. Составим план нашей работы.

Л4,5; Р1,П1,6,К 2,3.

- Мы нуждаемся в общении, в помощи, в любви, то что может нам дать человек. Мы нуждаемся в вере в Бога, потому что в безвыходных ситуациях, мы можем надеяться только на Него.

5.Целеполагание.

Слайд 5 Групповая работа

Построение проекта реализации цели:


- Что мы составили?

Л3; Р1; П1,2; К1,3.

План.

- Где можно узнать о том кто или что есть Бог?

- Как Бог показывает, что он существует?

- Как человек может ощутить Бога?

- Что нам могут дать знания о Боге?

- Алгоритм достижения цели.

6. Работа с понятием «человек». «Мозговой штурм» (использование метода, предлагает возможность учащимся высказывать как можно большее количество вариантов понятия «человек»)

Слайд 6,7,8/

Фронтальная работа

- Что есть человек?
- Согласно Библии человек состоит из духа, души и тела.
- Как вы думаете, как у человека проявляется наличие души?

- Как у человека проявляется наличие духа?

- А что есть дух?


Л1,2; Р1;П3; К3.

- Существо умное, разумное, думающее, чувствующее, переживающее, нуждается в пище, в воздухе, в родных, в близких, в общении и т.д.

- Он чувствует, переживает.
- Человек радуется, смеётся, рыдает, грустит.

- Дух – высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога.

7. Ознакомление с понятием «Бог».

Слайд 9

Групповая работа, индивидуальная работа

Работа с текстом с. 8-10 .

Запишите на лепестках ромашки слова, которыми называют Бога.

Приложение 1


Сделайте вывод:

Л 3, 5; Р1; П2,6; К1,4

Бог - Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь. Бог всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех любит.
Вывод: В православной культуре Бог живёт в каждом человеке, так как человек наделён умением любить, думать, творить, быть добрым, свободным.

8. Обсуждение результатов самостоятельной работы

Слайд 10

Фронтальная работа

-Как представляет себе Бога Ваня?

- Как представила себе Бога Лена?

- Как Бог представлен в православии?

- Как Бог показывает свою любовь к людям?

«Он всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех Любит. Для того, чтобы мы спаслись Он Сам показал нам, что Закон Любви есть единственный Закон Бытия, и идти против Него все равно, что прыгать из самолет без парашюта. И судьба каждого человека в вечной жизни будет зависеть от того, насколько он проникся Любовью, научился любить».

Л1;Р3;П 7; К3

- Защитник.
- Священник.
- Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь.

- Он нам помогает, защищает, оберегает, любит, даёт возможность творить, мыслить, развиваться.

9. Цепочка событий.

(элемент ТРИЗ).

Слайд 11

Фронтальная работа

- Давайте представим понятие «Бог» в виде цепочки событий. Если бы..., то...

Если бы не было человека, то….

Если бы не было веры в Бога, то….

Л3,Р3,П7;К3
- Если бы не было человека, то не создавалось новое на Земле, ничего не развивалось.

- Если бы не было веры в Бога, то человек был не защищён и слаб, был бы унылым

10.Противоречие.

(элемент ТРИЗ).

Слайд 12

Фронтальная работа

- Вернёмся к высказыванию урока: «Бог творит все как хочет, а человек — как может».

- Какая проблема возникает перед людьми?

- Как решается эта проблема?

- С каким противоречием сталкиваются люди?

- Если бы не было человека
- Если бы у людей не было веры в Бога
- Каков идеальный конечный результат в решении этого противоречия?

- Как человек может познакомиться с Богом?

Л3,Р3,П7;К3


- Понять, как Бог и человек связаны


+ то никто не разрушал планету

- мы не знали об этом мире, нас бы не было

+ то можно было не думать о том, как жить

- не было защитника, творца, любви
- Нужно познакомиться с Богом.
- Научится прислушиваться к себе. Бог живёт в каждом человеке, так как человек наделён умением любить, думать, творить, быть добрым, свободным.

11. Включение в систему знаний.


Работа со словом «спасибо»


Фронтальная работа

- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

- Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы?

- Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить усвоили ли вы тему.

Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

- Что такое спасибо? Если пожелание, то чего?

- Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь –

- Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?

Вывод:

Л 1; Р3;П3,4;К4

- Какое значение в православной культуре занимает вера в Бога?

- Да.

- Можно узнать о случаях, когда Бог показывал своё существование, когда человек обращается к Богу.

– слово вежливости, ритуал, пожелание?
- защити, помоги
- Мы каждый день общаемся с Богом, даже если нам кажется, что это не так.

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание.


Индивидуальная и фронтальная работа

-Какое открытие сделали сегодня на уроке?

-Каков алгоритм действий использовали, чтобы раскрыть понятия человек и Бог?

-Какая была цель?

-Какие были трудности?

-Справились мы с затруднением?

Слайд 13

Приложение 2

-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке.

- Узнать о людях, которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.

Подумать, Кто или Что для вас Бог?

Л3,Р3,К3


Я умею правильно называть Бога

Я знаю, как можно увидеть Бога

Я имею представление о том, какие слова созвучны слову Бог



Приложение 1 (этап )



Приложение 2

Заполните лист самооценки

_________________________(Ф.И.)




отлично

хорошо

удовлет.

пока плохо

Я умею правильно называть Бога













Я знаю, как можно увидеть Бога













Я имею представление о том, какие слова созвучны слову Бог














Вывод: ______________________________________________

_____________________________________________________________

Список информационных источников:

1.П. Н. Воздвиженский. Я познаю мир. Священная история в рассказах для детей. - М., 2006

2.Л. Л. Шевченко, Е. Шестун. Православная культура. Методическое пособие. - М., 2003

3.Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. протоиерей А. Соколов.- М.,I999.

4.Библейские рассказы для маленьких детей в изложении Анны Твердовской. -Российское Библейское общество, 1995.

5. www. kakzovut.ru

6. http://images.yandex.ru