ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Московской области
ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия
Курс «Содержание и методика преподавания модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКСЭ»
Самостоятельная работа № 1
Тема: «Методическая разработка урока на тему
«Человек и Бог в православии»
Выполнила: Круковская Н.А.
учитель начальных классов
МБОУ «Поведниковской СОШ»
Научный руководитель:
кандидат культурологии, доцент Кутикова Н.А.
Москва 2016
Урок 3 курса «Основы Православной культуры». Дата________________
Тема: Человек и Бог в православии (с. 8-11)
Основные термины и понятия: Бог- любовь, творец, разум, доброта, совесть.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков (ОНЗ) Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.
Используемое оборудование: Компьютер, проектор, презентация, карточка -ромашка
Целевые установки урока:
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями с понятиями «Бог», «Творец», «спасибо»; узнает особенности православной культуры; научится называть особенности православной культуры, особенности других религиозных культур; получит возможность показать влияние православия на становление культурно – исторической жизни России.
Метапредметные результаты: учащийся учится 1. различать языческую и православную традиции; 2.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, готовить сообщения и выступать перед коллективом класса; 3. слушать собеседника и излагать свое мнение; 4.умеет различать иконопись и живопись различает религиозное и светское искусство.
Личностные результаты (Л): 1. давать нравственную оценку ситуациям, опираясь на систему базовых национальных ценностей; 2. иметь сформированную ценностную картину мира; 3. делать ценностный выбор; 4. уважительно относиться к другим людям; 5.демонстрировать положительное поведение
Регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность) (Р): 1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2. адекватно оценивать свои достижения; 3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию) (П): 1. осознавать познавательную информацию; 2. читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4. понимать информацию, представленную в виде таблицы; 5. переводить её в словесную форму; 6. обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения; 7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
Коммуникативные результаты (К):1. уметь понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание; 2. иметь навыки изучающего чтения; 3. вести диалог и построения монологического высказывания — говорение; 4. осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Нравственный вывод: Человек должен стремиться стать лучше.
Ресурсы: учебник, тетрадь, листы самоанализа, компьютеры с выходом в интернет или раздаточный материал с ромашкой.
Организация пространства: групповая работа.
Оборудование. У учителя: Используемое оборудование: Компьютер, проектор, карточка- ромашка, презентация;
у учащихся: учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев— М: Просвещение, 2012; тетрадь, тесты, листы самоанализа, компьютеры с выходом в интернет или раздаточный материал карточки - ромашки
Элементы урока | Деятельность учителя | Выводы детей (ключевые смыслы, которые они проговаривают) |
| Проверка готовности к уроку | Л 5. положительное отношение к учению, учащиеся настраиваются на работу. |
2. Проверка домашнего задания | Фронтальная работа. Слайд 1 - Какие черты православной культуры вы встречали в нашем городе? - Какие из этих иллюстраций редко встречаются? Как вы думаете, почему? | Л1,2; Р3;П1,2; К1,3.
|
3.Актуализация знаний. Чтение высказывания к нашему уроку. | Фронтальная работа. Слайд 2 Вы, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!». - Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу. Какое слово звучит в выражениях? - слово «БОГ» Слайд 3 «Бог творит все как хочет, а человек — как может». - О чем эти высказывания? - Сегодня мы поговорим, о том Кто есть Бог и кто есть человек. Слайд 4 Тема урока «Бог и человек в православии». | Л1,2; Р3;П1,2; К1,3. - Люди чувствуют присутствие Бога и поэтому в выражениях обращаются к Нему, дают напутствия, чтобы Бог помогал и не покидал в трудные минуты. - Человек не может все разрешить своими усилиями, так как есть высшие силы. |
4. Мотивация: (учебный интерес) | Фронтальная работа - Как часто человек нуждается в человеке? Как часто человек нуждается в Боге? Как вы думаете, с какого момента человек стал обращаться к Богу? - Давайте начнём наше исследование. Составим план нашей работы. | Л4,5; Р1,П1,6,К 2,3. - Мы нуждаемся в общении, в помощи, в любви, то что может нам дать человек. Мы нуждаемся в вере в Бога, потому что в безвыходных ситуациях, мы можем надеяться только на Него. |
5.Целеполагание. | Слайд 5 Групповая работа Построение проекта реализации цели: - Что мы составили? | Л3; Р1; П1,2; К1,3. План. - Где можно узнать о том кто или что есть Бог? - Как Бог показывает, что он существует? - Как человек может ощутить Бога? - Что нам могут дать знания о Боге? - Алгоритм достижения цели. |
6. Работа с понятием «человек». «Мозговой штурм» (использование метода, предлагает возможность учащимся высказывать как можно большее количество вариантов понятия «человек») | Слайд 6,7,8/ Фронтальная работа - Что есть человек? - Согласно Библии человек состоит из духа, души и тела. - Как вы думаете, как у человека проявляется наличие души? - Как у человека проявляется наличие духа? - А что есть дух? | Л1,2; Р1;П3; К3. - Существо умное, разумное, думающее, чувствующее, переживающее, нуждается в пище, в воздухе, в родных, в близких, в общении и т.д. - Он чувствует, переживает. - Человек радуется, смеётся, рыдает, грустит. - Дух – высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. |
7. Ознакомление с понятием «Бог». | Слайд 9 Групповая работа, индивидуальная работа Работа с текстом с. 8-10 . Запишите на лепестках ромашки слова, которыми называют Бога. Приложение 1 Сделайте вывод: | Л 3, 5; Р1; П2,6; К1,4 Бог - Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь. Бог всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех любит. Вывод: В православной культуре Бог живёт в каждом человеке, так как человек наделён умением любить, думать, творить, быть добрым, свободным. |
8. Обсуждение результатов самостоятельной работы | Слайд 10 Фронтальная работа -Как представляет себе Бога Ваня? - Как представила себе Бога Лена? - Как Бог представлен в православии? - Как Бог показывает свою любовь к людям? «Он всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех Любит. Для того, чтобы мы спаслись Он Сам показал нам, что Закон Любви есть единственный Закон Бытия, и идти против Него все равно, что прыгать из самолет без парашюта. И судьба каждого человека в вечной жизни будет зависеть от того, насколько он проникся Любовью, научился любить». | Л1;Р3;П 7; К3 - Защитник. - Священник. - Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь. - Он нам помогает, защищает, оберегает, любит, даёт возможность творить, мыслить, развиваться. |
9. Цепочка событий. (элемент ТРИЗ). | Слайд 11 Фронтальная работа - Давайте представим понятие «Бог» в виде цепочки событий. Если бы..., то... Если бы не было человека, то…. Если бы не было веры в Бога, то…. | Л3,Р3,П7;К3 - Если бы не было человека, то не создавалось новое на Земле, ничего не развивалось. - Если бы не было веры в Бога, то человек был не защищён и слаб, был бы унылым |
10.Противоречие. (элемент ТРИЗ). | Слайд 12 Фронтальная работа - Вернёмся к высказыванию урока: «Бог творит все как хочет, а человек — как может». - Какая проблема возникает перед людьми? - Как решается эта проблема? - С каким противоречием сталкиваются люди? - Если бы не было человека - Если бы у людей не было веры в Бога - Каков идеальный конечный результат в решении этого противоречия? - Как человек может познакомиться с Богом? | Л3,Р3,П7;К3 - Понять, как Бог и человек связаны + то никто не разрушал планету - мы не знали об этом мире, нас бы не было + то можно было не думать о том, как жить - не было защитника, творца, любви - Нужно познакомиться с Богом. - Научится прислушиваться к себе. Бог живёт в каждом человеке, так как человек наделён умением любить, думать, творить, быть добрым, свободным. |
11. Включение в систему знаний. Работа со словом «спасибо» | Фронтальная работа - Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем? - Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы? - Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить усвоили ли вы тему. Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!». - Что такое спасибо? Если пожелание, то чего? - Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – - Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь? Вывод: | Л 1; Р3;П3,4;К4 - Какое значение в православной культуре занимает вера в Бога? - Да. - Можно узнать о случаях, когда Бог показывал своё существование, когда человек обращается к Богу. – слово вежливости, ритуал, пожелание? - защити, помоги - Мы каждый день общаемся с Богом, даже если нам кажется, что это не так. |
12. Рефлексия учебной деятельности на уроке Домашнее задание. | Индивидуальная и фронтальная работа -Какое открытие сделали сегодня на уроке? -Каков алгоритм действий использовали, чтобы раскрыть понятия человек и Бог? -Какая была цель? -Какие были трудности? -Справились мы с затруднением? Слайд 13 Приложение 2 -Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. - Узнать о людях, которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога. Подумать, Кто или Что для вас Бог? | Л3,Р3,К3 Я умею правильно называть Бога Я знаю, как можно увидеть Бога Я имею представление о том, какие слова созвучны слову Бог |
Приложение 1 (этап )
Приложение 2
Заполните лист самооценки
_________________________(Ф.И.)
| отлично | хорошо | удовлет. | пока плохо |
Я умею правильно называть Бога | | | | |
Я знаю, как можно увидеть Бога | | | | |
Я имею представление о том, какие слова созвучны слову Бог | | | | |
Вывод: ______________________________________________
_____________________________________________________________
Список информационных источников:
1.П. Н. Воздвиженский. Я познаю мир. Священная история в рассказах для детей. - М., 2006
2.Л. Л. Шевченко, Е. Шестун. Православная культура. Методическое пособие. - М., 2003
3.Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. протоиерей А. Соколов.- М.,I999.
4.Библейские рассказы для маленьких детей в изложении Анны Твердовской. -Российское Библейское общество, 1995.
5. www. kakzovut.ru
6. http://images.yandex.ru