Файл: Западная и восточная философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индию - крупнейшие страны региона, оказавшие наибольшее влияние на философию, культуру, искусство Востока), с другой стороны мы наблюдаем также появление интереса у западных наций к культуре, искусству, медицине и философии Востока.

Не иначе как парадоксальным выглядит стремление восточной мудрости достичь состояния полного растворения индивидуального в общем, стремление погрузиться в какую-то первобытную пустоту, первоначальную мировую тишину. Герман Гессе, немецкий писатель и знаток восточной мысли, оценивал указанный момент так: "Когда собственное" Я "будет полностью преодолено и умрет, когда смолкнут в сердце все движения и страсти, тогда должно проснуться заповедное в человеческом естестве, сокровенное, что уже перестало быть собственным "Я", - проснется большая тайна ". Французский философ и мыслитель XX века. Жорж Батай отмечал, что это сосредоточение на пустоте приводит к эффекту чрезвычайной чувствительности к мельчайшим проявлениям реальности: "Благодаря оторванности от всего, что затрагивает чувства, чувственность эта становится настолько внутренней, что всевозможные движения извне - падение булавки или треск - сопровождаются сильным и дальновидным эхом ... ". Эта великая мировая тишина или безграничная ночь нирваны выполняют роль подъема каждой жизненной мелочи до уровня всемирной события.

Наконец, не может не поражать построение восточной мысли, якобы растворяет слова, оставляя нас в плену чистых смыслов. Например: "Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он - бабочка, бабочка, весело порхает. Он наслаждался от всего сердца и не осознавал, что он Чжоу. Вдруг проснулся, удивился, что он - Чжоу, и не мог понять: снилось Чжоу, что он - бабочка, или бабочке, что он - Чжоу. Это и называется превращением вещей ... ".

Следовательно, можно утверждать, что особенности древневосточной философии дают возможность западной философской мысли лучше осознать себя и открыть нечто совершенно неочевидное как в человеке, так и в человеческом мышлении. Безусловно, оценивая значение философии Древней Индии и Древнего Китая, не следует впадать в крайности и подчеркивать только положительные моменты. Традиционализм, консерватизм, который был присущ мыслителям Древнего Китая и Индии, существенно повлиял на дальнейшее развитие философской мысли. Скажем, необходимость "культурной революции" в Китае 70-х гг. обосновывалась ссылками на авторитет древней философии. Поэтому не следует забывать, что древнеиндийская и древнекитайская философии были продуктом своей эпохи и имели соответствующие особенности своего развития.


Философия контраста цивилизаций

Принципиальное различие западной и восточной философий обусловлено диаметрально противоположными типами мышления и образами жизни этих регионов. Так, основной характеристикой восточной цивилизации является устойчивость. Можно сказать, что развитие запада – скачкообразное, каждый новый этап (Средневековье, Возрождение, Новое время и т.д.) сопровождается политической или культурной революцией, крахом старого образа жизни. С другой стороны, Восток развивается постепенно, как бы по спирали.

Основные различия между восточными и западными типами цивилизаций можно показать в таком их сравнении:

Западные цивилизации:

- Относительная автономность различных сфер общественной жизни (политики, экономики и др..).

- Преданность новациям, ценить нового, ориентация на будущее (прогрессизм).

- Активизм, стремление изменять действительность

- Доминирование индивидуального над общим.

- Рациональное, аналитическое, логически последовательное мышление.

Восточные цивилизации:

- Наличие единого духовного канона жизни, которому подчинены все основные сферы жизни.

- Преданность традициям, ценить старого, освященного веками, ориентация на прошлое (традиционализм).

- Самоуглубление, стремление отдаться естественному ходу вещей.