ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4

«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету»

Требования к содержанию учебного занятия. Обозначьте в разработке учебного занятия следующие элементы:

1)    Цели и задачи учебного занятия.

2)    Планируемые результаты обучения.

3)    Краткое учебное содержание.

4)    Виды организации учебной деятельности.

5)    Учебные задания для разных этапов учебного занятия.

6)    Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.

УМК «Школа России»

Класс: 4, окружающий мир

Тема урока: «Жизнь луга»

Тип урока: урок открытия нового знания


Цели



создать условия для ознакомления с разнообразием животных и растений лугов; раскрыть значения лугов для человека, экологических проблем, связанных с данным сообществом;

Задачи

обучающие:

  • ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;

развивающие:

  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Планируемые
результаты


обучения

Предметные: определять взаимосвязи живых организмов в природном сообществе – «луг».

Личностные: создать условия для проявления познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам; формировать ценностные ориентиры в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; создать условия для принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

Метапредметные: 

познавательные: организация побуждающего диалога с целью подведения обучающихся к самостоятельному выделению и формулировке познавательных задач; работы по обобщению информации; формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме; умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Регулятивные: обучение выделению и осознанию того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; планирование и контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;

Коммуникативные: создание условий для общения в процессе учебного занятия через работу в группах, фронтальную работу;

Оборудование

Компьютер, проектор, экран ; гербарий луговых трав; запись звуков летнего луга, атлас-определитель, карточки-задания, карточки-инструкции, Презентация «Жизнь луга»




Этапы
урока


Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения


Деятельность учителя

Деятельность
учащихся


Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)


I.Мотивация
к учению.



Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Проверяет готовность к уроку.

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, с которыми столкнётся на уроке. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке окружающего мира?

– У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.( Приложение № 6)

– Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
Предлагает прочитать эпиграф к уроку:

«Окружающий нас мир интересно познавать!

Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

Чем будем заниматься на уроке?

Для чего нам это нужно?

Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы, ведь природа – самое удивительное из того, что нас окружает.


слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные:высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего

задания.

Игра «Жизнь

леса».

Работа в парах

Предлагает ответить на вопрос: Где мы побывали с вами на прошлом уроке?

Предлагает проверит, что дети запомнили о лесе.

Проверяет домашнее задание через игру.

Сейчас мы будем работать в парах.

Предлагает повторить правила работы в парах

1. На доскеи на партах карточки со словами: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лишайники. (приложение № 1)

Подумайте, какое задание я могу вам предложить выполнить с этими словами?

Задача: распределить карточки согласно ярусному произрастанию леса.
Предлагает проверить выполнение задания по эталону, оценить.

Отвечают на вопрос учителя. (В лесу)


Повторяют правила работы в парах

Отвечают на вопрос учителя, распределяют карточки

Проверяют задание и оценивают с помощью смайликов



Коммуникативные:высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.








Работа в парах


Графический диктант

Взаимопроверка

На доске и на партах катрочки с названиями животных и растений: осина , заяц, волк, дуб,бактерии, лиса, мышь, ель, сова. ( приложение № 2)

Предположите, какое задание я могу предложить вам выполнить с этими словами?

Задача: Составить и записать пищевую цепочку, сложившуюся в лесу.

Предлагает проверить по эталон, оценить выполнение задания.
Подводит итоги игры.

Почему же лес называют природным сообществом?
Предлагает выполнить графический диктант

  • «Ребята, сейчас мы с вами пои граем в игру «Верите ли вы, что ...». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов.(Приложение № 3) Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что ...», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – «-». Работайте в парах».

  • Вопросы:

1.Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2.Средний ярус - это мхи и лишайники.

3.На дереве обитают кроты и землеройки.

4.Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. Они помогают деревьям расти.

5.Жуки короеды приносят вред лесному сообществу.

6.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

7.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Ответы:1 +,2. -,3 -, 4+, 5-,6 -, 7-.

Предлагает постваить предворительную оценку и поменяться листочками. Проверить работу по эталону и поставить оценки друг другу.

Отвечают на вопрос учителя.

Составляют цепи питания.

Выполняют
задание, проверяют , оценивают

Выполняют графический диктант.

Проверяют работу по эталону.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения

Необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.


Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одно-

классников; систематизируют

знания



Само-определение
к учебной деятельно-
сти


3. Открытие новых знаний и способов действий.

Целеполагание.

Работа в

группах


(звучит музыка)

Ребята, закройте глаза, и послушайте музыку.

- Как вы думаете, где можно услышать эти звуки?

Да, действительно, эти звуки можно услышать на лугу.

А что же такое луг?
Почему я предложила вам прослушать эту музыку?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Просит назвать тему урока.

Что вы уже знаете о луге? Оцените свои знания с помощью оценочной линейки (приложение № 7)

- Чтобы вы хотели узнать о луге?

Какие задачи поставим?
Предлагает составить план работы над этой темой.

Мы будем работать по следующему плану: ( план работы на доске)

1. Что такое луг.

2.Растительный мир луга.

3. Животный мир луга.

4. Роль человека в жизни луга.

Предлагаю прослушать видеозапись о жизни луга.

- Прослушав видеозапись, что вы узнали о луге?


На первый взгляд, луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное представление. Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов.
Класс делится на 2 группы. (приложение № 4)

1 группа «Ботаники»

2 группа «Зоологи»
- Перед вами лежат конвертики с заданиями. Внимательно прочитайте. Для выполнения этих заданий вам помогут учебники, атласы – определители, карточки – инструкции и гербарий.


Карточка для 1 группы: (приложение № 5)

1.Рассмотрите в гербарии растения луга.

2.Какие можно встретить растения на лугу?

3.На какие группы можно поделить растения луга?

4.Что их объединяет?

5.Вывод



На лугу.

Предположения детей.
Формулируют тему и осознают учебные задачи урока.
Мы будем говорить о луге.
Тема нашего урока: «Жизнь луга».

Отвечают на вопрос учителя.
Ставят задачи урока.
Составляют план работы:

1. Что такое луг.

2.Растительный мир луга.

3. Животный мир луга.

4. Роль человека в жизни луга.

Слушают видеозапись «Экосистема луга» энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
Работают в группах









Карточка для 2 группы.

1.С помощью рисунка на с 172-173 и статьи учебника познакомьтесь с животными луга.

2. На какие группы их можно поделить? ( привести примеры)

3. Составить 2-3 цепи питания.

3.Вывод .


Предлагает заслушать первую группу.

Вывод:

- На лугу растут травянистые, влаголюбивые и светолюбивые растения.

Что еще растет на лугу кроме растений? ( грибы)

Предлагает заслушать 2 группу

Вывод:

На лугу не живут крупные животные, потому что там негде прятаться.

Итак, мы узнали про растительный и животный мир луга. А как вы думаете, почему мы говорим природное сообщество?




читают статью в учебнике.

Слушают. записывают схемы. В каждой группе указывают по 2–3 растения.

Читают тексты в учебнике, называют представителей животных луга.

рассказывают о животных луга.


Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивают усваиваемое содержание
с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело



4.Закрепление знаний и способов действий


Работа
по учебнику


предлагает прочитать статью в учебнике «Луга
и человек» (с. 174–175) и ответить на вопрос: «Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?».


Просит ответить на вопрос каково значение луга для человека?
– Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам

И поэтому, я предлагаю вам придумать правила поведения на лугу и от имени жителей луга составить обращение к людям.

Первая группа составляет обращение от имени василька.

Вторая группа от имени бабочки.




Составляют правила поведения на лугу.

Я василек…

Я бабочка…







V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

Назовите тему урока.

Какие задачи ставили?

Достигли ли эти задачи?
Почему луг называют природным сообществом?

Какие растения встречаются на лугу?

Какие животные живут на лугу?
Оцените свои знания по новой теме с помощью оценочной линейки. Есть ли изменения?
Оцените свою работу на уроке.

Е сли было интересно, легко на уроке , во всём разобрались.




Если иногда были трудности , сомнения.




Если не разобрались в теме, ещё нужна помощь.



Потому что все в природе взаимосвязано.
Природное сообщество это единое целое живых организмов.



Познавательные:ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные:оценивают собственную деятельность
на уроке

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник с.170 – 175 читать статью

Тетрадь с. 78 – 81

  • Составь памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.

  • задание выполни в рабочей тетради на странице 81.




Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Тест

ЖИЗНЬ ЛУГА

1. Какие растения можно встретить на лугу?

  1. деревья

  2. кустарники

  3. травы

2. Какое из перечисленных растений на лугу увидеть нельзя?

  1. тысячелистник

  2. рябину

  3. клевер

3. Почему крупные животные не живут на лугу?

  1. для них здесь нет пищи

  2. им негде прятаться

  3. им мешают насекомые

4. Какое насекомое является санитаром луга?

  1. жук – навозник

  2. пчела

  3. бабочка

5. Где устраивают гнёзда луговые птицы?

  1. на кустарниках

  2. на деревьях

  3. на земле

6. Какая птица не является луговой?

  1. трясогузка

  2. дятел

  3. перепел

7.Напиши, что это за птицы.

           1. Постоянно подёргивает хвостом________________________________________

           2. Своё присутствие выдаёт песенкой «пить-полоть»_________________________

8. Вставь пропущенное звено в цепи питания: мятлик – кобылка – …

1.махаон

2.коростель

3.полёвка

9.На лугу живут...

1. лебеди, рябчики, шелкопряды;

2. шмели, совы, глухари;

3. трясогузки, жуки-навозники, кобылки.

10. Чем питаются жабы и ящерицы, живущие на лугу?

            1. растениями

            2. остатками животных

            3. насекомыми

11. Надо ли весной поджигать на лугу сухую траву? Отметь несколько причин.

           1. Да, потому что от этого лучше растёт молодая трава.

           2. Нет потому что сгорают молодые ростки и погибают подземные части многих растений.

           3. Нет, потому что погибают животные луга.

           4. Нет, потому что огонь может перейти на дома и другие постройки человека.

           5. Да, потому что погибают опасные для человека насекомые.

           6. Да, потому что у огня можно погреться.

12. Как еще называют коростеля и почему?______________________________________________________________________