Файл: Урок русского языка по теме Как обозначить на письме мягкость согласных звуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытый урок русского языка по теме:

«Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?» (1 класс).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

- активизировать представление учащихся о различии согласных по твёрдости — мягкости;

- обобщить представление о способах обозначения мягкости согласных;

- сформировать умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и;

- сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; -развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД:

-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

-учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

Предметные результаты:

•различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, определять их в слове и правильно произносить;

•различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

•называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков; •определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.


Оборудование: Учебник «Русский язык», тетрадь , мультимедиапроектор, экран , карточки.


Ход урока.
I.Организационный момент .

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

-Откройте тетради и запишите число.

1) Словарная работа. Взаимопроверка (слайд 3)

2)На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)

- А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)

3) Постановка темы урока. (слайд 4 )

- Прочитайте надпись на слайде:

На дворе звенит капель

Это месяц наш апрель.


Апрель - это месяц какого времени года?

Правильно, это второй месяц весны.

- Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.(слайд 5)

КАПЛЯ

АПРЕЛЬ

СОСУЛЬКА

- Что можете отметить в них общего? (звук [л'] )

- Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л'] в этих словах на письме? (разными)


- Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

Сформулируйте тему урока.


Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?


-Какие цели поставим?

-Научиться обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и, ь.

III. Этап усвоения новых знаний.

1)Чтение лингвистической сказки.

Спор букв.

Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за Я.

— Я самая главная, — сказала буква Я. — Потому что Я — это я.

— И ничего ты не главная, — закричала буква А. — Ты стоишь

в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа... я самая главная!

— И мы тоже поем, — выскочили буквы У, О, И, Ы.

— Какие же вы главные, если из вас можно построить всего одно слово — АУ, — сказала буква М. — А вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МИМО, МУ-МУ.

А вот вышел твердый знак:

— Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: составляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. А что вы умеете делать, певцы? — спросил Ъ.

— Мы, — хором ответили буквы А, О, У, Э, И, Ы, — обозначаем гласные звуки.



— А что вы еще делаете? — спросил строго Ъ.

— Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.

— А я, — пропищала И, — показываю мягкие!

— Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастунишка, что умеешь делать? — спросил Ъ у буквы Я.

— Я показываю, что Я — это я, — ответила буква Я.


— А какую работу ты умеешь делать?

— Я... работу?.. Н-н-н-е знаю, — ответила буква Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы — Ю, Е, Ё.

— Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, — сказала буква Ю и взяла за руку букву Я.

— А что же вы умеете делать? — переспросил Ъ.

— Мы умеем делать три работы, — сказала буква Ю.


— Какие же?

— Первая работа — мы обозначаем гласные звуки [а ], [о ], [у ], [э ], — сказала буква Ю.

— Вторая работа, — сказала буква Е, — мы обозначаем, что перед нами мягкий согласный звук.

— А третья работа, — перебила буква Ё, — мы можем обозначать сразу два звука: [йа], [йэ], [йо].

— Ну вы совсем молодцы: три работы делаете! — похвалил их Ъ. Не успел Ъ это сказать, как начали выскакивать все остальные буквы: М, Н, Л, Р, Б, П, В, Ф... Они становились в ряд и громко кричали:


— А что мы умеем делать?


— Давайте разберемся, — сказал Ъ. — Начнем с тебя, — обратился он к букве М. — Что ты умеешь делать?

Буква М задумалась:

—Я могу обозначать два звука, но только если у меня есть соседка.

—А без соседки? — спросил Ъ.

—Без соседки не могу. Соседки мне помогают.

—А как? — спросил Ъ.

—Если после меня стоят буквы О, А, У, Ы, то я обозначаю твердый согласный звук. А если после меня стоят буквы Я, Е, Ё, Ю, Я или Ь, то я обозначаю мягкий согласный звук.

—И мы все так, — хором закричали буквы, обозначающие согласные звуки.

—Все ясно, — сказал Ъ.

—Совсем и не все так, — заявили буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й.

—Мы всегда обозначаем только твердые согласные, — сказали Ж, Ц, Ш.

—А мы всегда обозначаем только мягкие согласные, — сказали буквы Й, Ч, Щ.

—Ну вот мы и разобрались, кто из нас что умеет делать, —- сказал Ъ. — Только все мы дружно можем составлять слова. Все буквы главные на своей работе.


2)Работа с учебником.(слайд 7)

-Откройте учебники (стр. 81 упражнение № 1)

-Прочитайте выразительно. Спишите любое предложение.

На слайде написано слово «АПРЕЛЬ».( слайд 8)


- Сколько букв и звуков в слове АПРЕЛЬ? Объясните. Произнесите согласные в этом слове. Какие из них твёрдые, а какие мягкие?

- Что происходит с согласными звуками, рядом с которыми стоит Ь.


- Какой вывод мы с вами сделаем?

Вывод: мягкость согласного звука обозначается на письме мягким знаком (Ь).

3) Физминутка.

4) Откройте страницу 82 учебника, упражнение № 3 (слайд 9)

-Прочитайте каждую пару слов. Произнесите звуки, которые обозначены выделенными буквами.

-Какими буквами обозначена мягкость и твёрдость согласных звуков л, м, р, в?

-Спишите слова, в которых первый звук-мягкий согласный.

-Сделайте вывод.

(Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)

-Прочитайте слова тётушки Совы на стр.82 (слайд 10)

IV. Этап закрепления новых знаний .

1) Упражнение на закрепление.

Разделите слова на две группы по твердости и мягкости согласных: (слайд 11, 12)

Рак, пень, Митя, радуга, зелень, труба, рубашка, пилили.

2) Вывод: какой вывод сделаем? (слайд 13,14)

а, о, у, ы, э ─ обозначают твёрдость согласных звуков.

я, ю, е, ё, и ─ обозначают мягкость согласных звуков.

3) Работа с карточками (самостоятельная работа, проверка по образцу- слайд 15, 16).

1-вариант

Подчеркните буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки:

ж й к ц т ш ч м щ х

2-вариант

Подчеркните буквы, которые обозначают всегда твердые согласные звуки:

ж й к ц т ш ч м щ х


-Какой вывод сделаем?

( й, щ, ч-всегда мягкие, ж, ш, ц-всегда твёрдые)

3) Работа с учебником (стр.83-слайд 17)

4)Итог урока.


- Какая тема урока была?


- Какую цель ставили? Достигли цели?


-С какими затруднениями столкнулись?

V. Этап информации о Д/З:

Стр. 84 № 6

VI. Рефлексивный этап урока.

Вы все сегодня хорошо работали.

─ Найдите у себя на парте смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

─ Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми трудностями на уроке.

- И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать одним большим улыбающимся смайликом.(слайд 18)


─ Спасибо всем. Урок закончен.