Файл: ПЗ 7 Морфологические нормы русского литературного языка Теоретические вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П/З 7 Морфологические нормы русского литературного языка
Теоретические вопросы

  1. Грамматический род имен существительных, аббревиатур, сложных слов.

  2. Склонение имен существительных, варианты падежных форм

  3. Образование форм степеней сравнения имен прилагательных

  4. Употребление кратких форм имен прилагательных


1. Грамматический род аббревиатуры определяется следующим образом:

а) Если аббревиатура склоняется, то род ее определяется по грамматическому признаку

б) Если аббревиатура не склоняется, то ее род определяется родом главного слова расшифрованного составно­го наименования

Трудность этимологической расшифровки аббревиатур, их формальное сходство с односложными словами приводят к расшатыванию общего прави­ла речевой практикой и к появлению вариантов.  Однако колебания нормы определения грамматического рода аббревиатуры по стержневому слову не являются свидетельством отмены этого правила, продолжающего действовать в русском языке.

2. Грамматический род сложносоставных слов типа диван-кровать, магазин-ателье, музей-квартира определяется смысло­выми отношениями между частями сложного слова - ведущим компонентом является слово с более общим значением.

Как правило, на первом месте стоит ведущее слово. В ряде случаев порядок расположения может не соответствовать смысловой значимости частей слова. В случае затруднения сле­дует обращаться к Орфоэпическому словарю или Словарю трудностей русского языка.

2. В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный


В именительном падеже множественного числа
 существительные мужского рода могут иметь вариативные окончания -а (-я) и -ы (-и)
Многие существительные мужского рода в родительном падеже единственного числа имеют вариантные окончания -у (-ю)и-а (-я).

В родительном падеже множественного числа одни существительные мужского рода могут иметь нулевое окончание, другие – окончание -ов.
Варианты окончаний винительного падежа определяются одушевленностью или неодушевленностью существительных.
Варианты окончаний творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения определяются сферой использования.
В предложном падеже существительные мужского рода могут иметь варианты окончаний  или -у.
3. В современном русском языке качественные прилагательные имеют две степени сравнения:сравнительную и превосходную
Имя прилагательное в сравнительной степени обозначает качество, характерное для данного предмета в большей или меньшей мере по сравнению с теми же качествами в других предметах, а также по сравнению с качествами, которыми данный предмет обладал ранее или будет обладать в дальнейшем
Имя прилагательное в превосходной степени указывает на самую высокую степень качества в предмете по сравнению с теми же качествами в других подобных предметах. 
Способы образования форм сравнительной степени:

В современном русском языке существуют два основных способа образования сравнительной степени:

1) при помощи суффиксов -ее (-ей) и -е. Этот способ называется синтетическим или простым

2) при помощи слов более, менее. Этот способ называется аналитическим, или сложным (описательным)

Синтетические формы сравнительной степени одинаково употребительны во всех стилях речи современного русского языка, тогда как аналитические используются чаще всего в стилях официальном, деловом, научном.

Формы сравнительной степени иногда осложняются приставкой по- для смягчения степени преобладания качества перед формой сравнительной степени, образованной обычным путем (посильнее, постарше, повыше). Такие образования являются, как правило, принадлежностью разговорного стиля речи, так как обладают большей экспрессией.



4. Краткие при­ла­га­тель­ные — это фор­мы каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак как состо­я­ние пред­ме­та (име­ют пре­ди­ка­тив­ность) и отве­ча­ют на вопро­сы каков? како­ва? како­во? како­вы?

В пред­ло­же­нии крат­кая фор­ма при­ла­га­тель­но­го обо­зна­ча­ет при­знак как состо­я­ние пред­ме­та и высту­па­ет в роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­ще­го под­ле­жа­щее, или части состав­но­го имен­но­го сказуемого.
Письменные задания:

Задание 1. Распределите существительные к таблице в зависимости от категории рода:

Мужской род

Женский род

Средний род

аэрозоль

авеню

безе

буржуа

бандероль

бра

домишко

вуаль

боржоми

какаду

иваси

жюри

староста

кольраби

неряха

конферансье

леди

купе

кофе

мозоль

меню

лосось

салями

пенальти

пони

тихоня

портмоне

сулугуни

фрау

плакса

тюль

цеце

танго

тихоня

неряха

филе

фламинго

плакса

эскимо

хинди

тихоня

неряха

Шампунь

Боржоми

Неряха

Плакса










Задание 2. Образуйте форму Р.п. мн. ч. от данных существительных:

Валенки - валенок

Кеды – кед

Носки – носков

Погоны - погон

Сандалии - сандалий

Сапоги - сапог

Туфли - туфлей

Чулки - чулок

Консервы - консервов

Макароны - макарон

Вафли - вафлей

Кухни - кухни

Блюдца - блюдца

Полотенца - полотенец

Оладьи - оладий

Пельмени - пельменей


Абрикосы - абрикосов

Патиссоны - патиссонов

Лимоны - лимонов

Мандарины - мандаринов

Помидоры -помидор

Яблоки – яблок

Амперы – ампер

Ватты – ватт

Гектары - гектаров

граммы - грамм

Гренадеры – гренадёров

Гусары – гусаров

Партизаны - партизан

Солдаты - солдат

Армяне - армян

Казахи - казахов

Карелы – карелов

Осетины - осетин

Туркмены – туркменов

Хорваты - хорватов

Цыгане - цыган

Воскресенья – воскресенье

Дела- дел

Места- мест

Джинсы - джинсов

Кальсоны - кальсон

Панталоны - панталон

Шаровары -шаровар

Шорты – шорт

Лыжи - лыж

Очки - очков

шахматы - шахмат


Задание 3. Найдите, прокомментируйте и исправьте ошибки в использовании форм числа имен существительных

1.Для нанесения прямых линий используют стальные выверенные линейки разной длины и толщины.

2. В этом же здании обучаются будущие повара. (изначально было неправильное мн.ч слова повар )

3. В магазине мы купили три пары чулок и две пары носков. (изначально было неправильное мн.ч слов чулки и носки )

4. Сейчас можно встретить девушек в легких косынках и молодых парней без головного убора. (в контексте имеется ввиду девушки/парни)

5. Разные цеха специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. (изначально было неправильное мн.ч слова цех )

6. Перу профессора Петра Черных принадлежит много работ по истории русского языка. (изначально было неправильное окончание а в фамилии профессора)

7. Открыта выставка работ Базилюка Ивана Сергеевича. ( не было окончание а у фамилии )

8. Мария и Рейнгольд Эстрем спасли группу русских военнопленных в период Второй мировой войны. ( фамилия должна стоять в им.п)

9. Романы Жюля Верна пробуждают в юношах любовь к приключениям. (изменение падежа у имени писателя)

10. Студенту Юрию Кулику необходимо срочно явиться в деканат. (изменение падежа в фамилии студента)
Задание 4. Вспомните 5 аббревиатур и определите их род.
БелГУ – Белгородский государственный университет муж.р
ООН – Организация объединённых наций жен.р
РФ – Российская Федерация жен.р
ИИиЦТ – Институт инженерных и цифровых технологий муж.р
ФСБ – Федеральная служба безопасности жен.р
Задание 5. Образуйте множественное число от существительных:
Адрес-адреса,

Бухгалтер- бухгалтеры,

Веер-веера,

Директор-директора,

Доктор-доктора,

Герб-гербы,

Катер-катера,

Купол-купола,

Договор-договора,

Инженер-инженеры,

Сторож-сторожи,

Крем-крема,

Лектор-лектора,

Профессор-профессора.
Задание 6. Образуйте две формы сравнительной степени:

Бойкий - более бойкий, самый бойкий

ловкий - ловчее, самый ловкий,

сладкий - слаще, более сладкий

гладкий - глаже, более гладкий