ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ставит проблему, формулирует познавательные задачи, а затем, раскрывая систему доводов, сравнивая взгляды, различные подходы, показывает способы решения поставленной задачи. Студенты становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. Такой подход широко применяется.
Частично-поисковый, или эвристический метод заключается в организации активного поиска решения поставленных или самостоятельно сформулированных познавательных задач, над которыми студенты работают самостоятельно под руководством педагога или на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими студентами на основе работы над программами (в том числе компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одним из видов которого является эвристическая беседа, - надежный способ активизации мышления, пробуждение интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и определение задач и короткого устного или письменного инструктажа те, кто учатся, самостоятельно разрабатывают научные источники, проводят наблюдения и измерения, выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск оказываются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
2)Методы обучения по уровню самостоятельной умственной деятельности. Эффективность обучения во многом обусловлена способом организации мышления. В зависимости от уровня умственной активности студентов выделяют следующие методы обучения: проблемное изложение (проблемно-информационный), частично-поисковый, исследовательский .
Использование этих методов основывается на последовательной и целенаправленной постановке перед студентами проблемных задач, решая которые, они под руководством преподавателя активно усваивают новые знания. Применяя эти методы, необходимо придерживаться следующих основных требований: формулировать познавательные задачи в соответствии с содержанием учебного материала и возрастных особенностей студентов; выдвигать гипотезы, мобилизовать резервы знаний и способов познания; включать студентов в активную познавательную деятельность; анализировать и оценивать результаты учебной работы.
Проблемное изложение предусматривает создание преподавателем проблемной ситуации
, помощь студентам в выделении и "принятии" проблемного задания, использовании словесных методов (лекции, объяснение) для активизации мыслительной деятельности студентов, направленной на удовлетворение познавательного интереса путем получения новой информации. Классический пример использования проблемно-информационного метода обучения - блестящие лекции К. А. Тимирязева с курса "Жизнь растений".
Частично-поисковый метод включает студентов в поиск путей, приемов и средств решения задач. Для обеспечения действенности этого метода необходимо создать проблемную ситуацию и побудить студентов к пониманию и "принятия" познавательной задачи; стимулировать и одобрять познавательную деятельность студентов в процессе решения учебных задач; анализировать успехи и ошибки, трудности.
Исследовательский метод направлен на включение студентов в самостоятельное решение познавательной задачи с использованием необходимого оборудования. Для эффективности этого метода следует придерживаться ряда требований: создание проблемной ситуации; руководство студентами при выделении познавательного задачи; побуждение студентов к поискам гипотезы, проверки ее достоверности; оказание помощи в поисках эффективных методов и резерва знаний, необходимых для решения задачи; ориентация студентов на проведение исследований и систематизация результатов проведенной работы; включение студентов в самостоятельный анализ хода и результатов проведенной работы.
3)Методы обучения по характеру логики познания. Основным "инструментом" познания является мозг человека. Поэтому в учебном процессе естественно используются методы, соответствующие логике. Это - анализ, синтез, индукция, дедукция, традукция. Они могут действовать и в определенной взаимосвязи.
Аналитический метод предусматривает детальный анализ каких – либо данных, на основе которых потом применяется решение.
Синтез как метод основывается на мыслительном или практическом соединении выделенных анализом элементов или свойств предмета, явления в одно целое. Синтез является органическим продолжением анализа и может строиться только на его основе. В процессе познания конкретного предмета, явления, категории есть диалектическое взаимодействие и взаимообусловленность анализа и синтеза.
Индуктивный метод - это путь изучения предметов
, явлений от единичного к общему. В результате понимания сущности признаков, свойств единичных предметов или явлений, понятий является возможность осознать важные, типичные закономерности или свойства предметов или явлений.
Дедуктивный метод -базируется на изучении учебного материала от общего к единичному. Студенты знакомятся с общей закономерностью, а потом на основе этой закономерности, правила, закона характеризуются другие явления, предметы. Индуктивный и дедуктивный методы находятся в диалектической взаимосвязи.
Традуктивний метод предусматривает выводы от единичного к единичному, от частного к частному, от общего к общему.
В процессе использования словесных, практических и наглядных методов преподаватель и студенты не могут обойтись без индукции, дедукции, традукции, анализа и синтеза.
4) методы обучения по источникам знаний - это разделение по внешним проявлениям их форм, то есть по источникам информации, которую получают студенты. На основе такого подхода различают три группы методов обучения: словесные, наглядные, практические
Рассказ - это метод обучения, который предусматривает описательную форму раскрытия учебного материала с целью побуждения студентов к созданию в воображении определенного образа.
Объяснение - устный метод обучения, с помощью которого педагог раскрывает сущность определенного явления, закона, процесса. Он основывается на логическом мышлении с использованием предыдущего опыта студентов.
Беседа предусматривает использование предыдущего опыта студентов из определенной области знаний и на основе этого приведения их посредством диалога к осознанию новых явлений, понятий или воспроизведения уже имеющихся. С этой точки зрения выделяют два вида беседы: эвристическую и репродуктивную.
Лекция - это метод, с помощью которого педагог в словесной форме раскрывает сущность научных понятий, явлений, процессов, логически связанных, объединенных общей темой. Лекция используется, как правило, в высших учебных заведениях и старших классах общеобразовательной школы.
Важное место в учебном процессе занимает инструктаж. Он предусматривает раскрытие норм поведения, особенностей использования методов и учебных средств, соблюдение правил безопасности во время выполнения учебных операций. Это важный этап в овладении методами самостоятельной познавательной деятельности. Ведь важно, чтобы студенты понимали не только, что надо делать, но и как это делать.
Видное место среди группы словесных методов занимает метод работы с книгой. Студенты должны понимать, что основной источник получения научной информации - не преподаватель, а книга. Поэтому так важно научить студентов методов и средств самостоятельной работы с книгой: чтения, перевода, выписки, составление плана, рецензирование, конспектирование, изготовление таблиц, схем, графиков и др.
Наглядные методы предусматривают прежде всего использование демонстрации и иллюстрации.
Демонстрация - это метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в динамике.
Иллюстрация - метод обучения, при котором предметы и процессы раскрываются через их символическое изображение (фотографии, рисунки, схемы, графики и др.).
Наблюдения как метод обучения предполагает восприятие определенных предметов, явлений, процессов в природной и производственной среде без вмешательства в эти явления и процессы.
Все методы этой группы тесно переплетены. Использование в учебном процессе тех или иных методов обусловлено различными факторами: психологическими особенностями учащихся определенного возраста, дидактическими целями, уровнем материального обеспечения учебных заведений.
• Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знании учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы пользуются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Частично-поисковый, или эвристический метод заключается в организации активного поиска решения поставленных или самостоятельно сформулированных познавательных задач, над которыми студенты работают самостоятельно под руководством педагога или на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими студентами на основе работы над программами (в том числе компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одним из видов которого является эвристическая беседа, - надежный способ активизации мышления, пробуждение интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и определение задач и короткого устного или письменного инструктажа те, кто учатся, самостоятельно разрабатывают научные источники, проводят наблюдения и измерения, выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск оказываются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
2)Методы обучения по уровню самостоятельной умственной деятельности. Эффективность обучения во многом обусловлена способом организации мышления. В зависимости от уровня умственной активности студентов выделяют следующие методы обучения: проблемное изложение (проблемно-информационный), частично-поисковый, исследовательский .
Использование этих методов основывается на последовательной и целенаправленной постановке перед студентами проблемных задач, решая которые, они под руководством преподавателя активно усваивают новые знания. Применяя эти методы, необходимо придерживаться следующих основных требований: формулировать познавательные задачи в соответствии с содержанием учебного материала и возрастных особенностей студентов; выдвигать гипотезы, мобилизовать резервы знаний и способов познания; включать студентов в активную познавательную деятельность; анализировать и оценивать результаты учебной работы.
Проблемное изложение предусматривает создание преподавателем проблемной ситуации
, помощь студентам в выделении и "принятии" проблемного задания, использовании словесных методов (лекции, объяснение) для активизации мыслительной деятельности студентов, направленной на удовлетворение познавательного интереса путем получения новой информации. Классический пример использования проблемно-информационного метода обучения - блестящие лекции К. А. Тимирязева с курса "Жизнь растений".
Частично-поисковый метод включает студентов в поиск путей, приемов и средств решения задач. Для обеспечения действенности этого метода необходимо создать проблемную ситуацию и побудить студентов к пониманию и "принятия" познавательной задачи; стимулировать и одобрять познавательную деятельность студентов в процессе решения учебных задач; анализировать успехи и ошибки, трудности.
Исследовательский метод направлен на включение студентов в самостоятельное решение познавательной задачи с использованием необходимого оборудования. Для эффективности этого метода следует придерживаться ряда требований: создание проблемной ситуации; руководство студентами при выделении познавательного задачи; побуждение студентов к поискам гипотезы, проверки ее достоверности; оказание помощи в поисках эффективных методов и резерва знаний, необходимых для решения задачи; ориентация студентов на проведение исследований и систематизация результатов проведенной работы; включение студентов в самостоятельный анализ хода и результатов проведенной работы.
3)Методы обучения по характеру логики познания. Основным "инструментом" познания является мозг человека. Поэтому в учебном процессе естественно используются методы, соответствующие логике. Это - анализ, синтез, индукция, дедукция, традукция. Они могут действовать и в определенной взаимосвязи.
Аналитический метод предусматривает детальный анализ каких – либо данных, на основе которых потом применяется решение.
Синтез как метод основывается на мыслительном или практическом соединении выделенных анализом элементов или свойств предмета, явления в одно целое. Синтез является органическим продолжением анализа и может строиться только на его основе. В процессе познания конкретного предмета, явления, категории есть диалектическое взаимодействие и взаимообусловленность анализа и синтеза.
Индуктивный метод - это путь изучения предметов
, явлений от единичного к общему. В результате понимания сущности признаков, свойств единичных предметов или явлений, понятий является возможность осознать важные, типичные закономерности или свойства предметов или явлений.
Дедуктивный метод -базируется на изучении учебного материала от общего к единичному. Студенты знакомятся с общей закономерностью, а потом на основе этой закономерности, правила, закона характеризуются другие явления, предметы. Индуктивный и дедуктивный методы находятся в диалектической взаимосвязи.
Традуктивний метод предусматривает выводы от единичного к единичному, от частного к частному, от общего к общему.
В процессе использования словесных, практических и наглядных методов преподаватель и студенты не могут обойтись без индукции, дедукции, традукции, анализа и синтеза.
4) методы обучения по источникам знаний - это разделение по внешним проявлениям их форм, то есть по источникам информации, которую получают студенты. На основе такого подхода различают три группы методов обучения: словесные, наглядные, практические
Рассказ - это метод обучения, который предусматривает описательную форму раскрытия учебного материала с целью побуждения студентов к созданию в воображении определенного образа.
Объяснение - устный метод обучения, с помощью которого педагог раскрывает сущность определенного явления, закона, процесса. Он основывается на логическом мышлении с использованием предыдущего опыта студентов.
Беседа предусматривает использование предыдущего опыта студентов из определенной области знаний и на основе этого приведения их посредством диалога к осознанию новых явлений, понятий или воспроизведения уже имеющихся. С этой точки зрения выделяют два вида беседы: эвристическую и репродуктивную.
Лекция - это метод, с помощью которого педагог в словесной форме раскрывает сущность научных понятий, явлений, процессов, логически связанных, объединенных общей темой. Лекция используется, как правило, в высших учебных заведениях и старших классах общеобразовательной школы.
Важное место в учебном процессе занимает инструктаж. Он предусматривает раскрытие норм поведения, особенностей использования методов и учебных средств, соблюдение правил безопасности во время выполнения учебных операций. Это важный этап в овладении методами самостоятельной познавательной деятельности. Ведь важно, чтобы студенты понимали не только, что надо делать, но и как это делать.
Видное место среди группы словесных методов занимает метод работы с книгой. Студенты должны понимать, что основной источник получения научной информации - не преподаватель, а книга. Поэтому так важно научить студентов методов и средств самостоятельной работы с книгой: чтения, перевода, выписки, составление плана, рецензирование, конспектирование, изготовление таблиц, схем, графиков и др.
Наглядные методы предусматривают прежде всего использование демонстрации и иллюстрации.
Демонстрация - это метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в динамике.
Иллюстрация - метод обучения, при котором предметы и процессы раскрываются через их символическое изображение (фотографии, рисунки, схемы, графики и др.).
Наблюдения как метод обучения предполагает восприятие определенных предметов, явлений, процессов в природной и производственной среде без вмешательства в эти явления и процессы.
Все методы этой группы тесно переплетены. Использование в учебном процессе тех или иных методов обусловлено различными факторами: психологическими особенностями учащихся определенного возраста, дидактическими целями, уровнем материального обеспечения учебных заведений.
• Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знании учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы пользуются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.