Файл: Доклад Понятие методов, приемов, правил обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и учителям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Третий уровень - творческий.


Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

Принцип проблемности. учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.
3. Основной доклад: « Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения»

Требования к методам обучения

В настоящее время к методам обучения предъявляются два основных требования:

Методы обучения должны способствовать активизации деятельности учащихся по усвоению знаний и умений.

Методы обучения должна обеспечивать учащимся понимание того учебного материала, который они изучают и усваивают.

Данные требования находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Это объясняется тем, что учащиеся не могут быть активными в процессе усвоения учебного материала, если они его не понимают, в то же время они не смогут его понять на должном уровне, если не будут активно включаться в процесс обучения.

Указанные требования имеют большое значение не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания, развитии познавательных способностей учащихся.

Характеристика требований к методам обучения

Первое требование к методам обучения выходит из объективного закона обучения: «обучение требует от учащихся безусловной активности в познавательной деятельности во время урока».

Суть этого закона состоит в том, что степень и характер активности учащихся может быть различным, но в том случае если учащиеся пассивны, то процесс обучения не состоится вовсе. Так как никто не сможет «вложить» ученикам знания в голову без их желания и активного участия в этом процессе. Получение и усвоение знаний – это всегда результат их собственной познавательной деятельности

, которая может быть управляемая в некоторой степени педагогом.

Таким образом, процесс обучения – это система взаимодействия педагога и учащихся, где педагогу принадлежит руководящая роль, однако результат обучения зависит от активной деятельности учащихся.

Второе требование имеет большое значение для усвоения учебного материала, крепости его запоминания и последующего формирования умения использовать полученные знания в практической и повседневной деятельности. Обеспечение глубокого понимания учебного материла, так же оказывает положительное влияние на воспитание учащихся и развитие у них познавательных способностей.

Понимание учебного материала – это достаточно сложный и длительный процесс, который целесообразнее начинать с усвоение основных понятий по теме учебного занятия, постепенно переходя на изучение наиболее важных и существенных сторон изучаемого предмета или явления. Когда учащиеся способны выявить и указать основные черты и характеристики изучаемого предмета или явления, а также способны отделить основное от второстепенного, то педагог переходит к созданию условий для глубокого понимания учебного материала.


Условиями для глубокого понимания учебного материала являются задания, направленные на выявление и последующее усвоение глубинных связей между факторами и положениями, которые чаще всего не очень ярко выражены и не могут быть вскрыты для усвоения при первом знакомстве с учебным материалом.

Правила выборов методов обучения

В настоящее время на основании изучения педагогической практики и обобщения педагогического опыта, были разработаны правила отбора методов обучения. Выбор методов обучения зависит:

От поставленной общей образовательной цели, которая включает в себя цели обучения, воспитания и развития учащихся.

От основных установок современной дидактики.

От особенностей преподавания (содержание, методы, средства и т.д.) конкретной учебной дисциплины, темы или раздела.

От методических особенностей преподавания каждой учебной дисциплины, которые определяются специфическими требованиями к отбору методов и средств обучения.

От поставленной педагогом цели учебного занятия, задач по ее достижению, а также содержанию и наполнению данного урока.

От количества времени, отведенного учебной программой на изучение конкретной учебной дисциплины, раздела или темы.

От возрастных, физических и психологических возможностей учащихся, а также их индивидуальных особенностей.

От исходного уровня подготовленности учащихся, который включает в себя такие критерии как образованность, воспитанность и общее развитие.

От материальной, технической и методической оснащенности учебного заведения (наличие необходимой учебной и методической литературы, наглядностей, оборудования и т.д.).

От уровня профессиональной подготовленности и мастерства педагога, его методических умений и навыков, а также ряда личностных характеристик.

Опора на указанные правила отбора методов обучения гарантирует организацию эффективного образовательного процесса.

Последовательность выбора методов обучения

Выбор методов обучения осуществляется педагогом не только с учетом правил, но в конкретной последовательности, соблюдение которой необходимо для того, чтобы все методы «работали» успешно.


Последовательность выбора методов обучения:

выбор словесных методов, осуществляется в соответствии с темой учебного занятия и поставленной целью;

выбор наглядных и практических методов, на основании подобранных словесных, которые они должны сопровождать и усиливать;

выбор поисковых и репродуктивных методов, на основании методов, подобранных ранее;

выбор методов управления самостоятельной работой учащихся, направленных на формирование навыков самоконтроля и самодисциплины.

Данная последовательность направлена на подбор методов таким образом, что вначале педагог знакомит учащихся с новыми знаниями, посредством словесных методов, воздействие которых усиливается затем наглядностями, проектами, исследованиями и т.д. После для усвоения и закрепления новых знаний организуется поисковая деятельность. Итогом всего занятия является рефлексия – оценка собственных знаний, своей деятельности во время урока.
• Система и функции средств обучения в современной школе.

Средство обучения – это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. Идеальные средства обучения – это те усвоенные раннее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С., Ильину.Т.А., Габай.Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения количество ошибок при решении задач). По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения- учащиеся для его усвоения. В то же время часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа обучения, средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить иподдерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства контроля.