ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 интервал. Математические расчеты, связанные с подстановками цифровых значений под указанную ранее формулу, производятся по тексту работы с соблюдением общих требований к текстовому материалу.
10.3. Оформление ссылок и приложений
Обучающемуся при написании выпускной квалификационной работы рекомендуется выбрать единый стиль оформления ссылок на источники из нижеперечисленных и придерживаться его во всей работе.
Вариант 1.
Ссылки на источники могут оформляться по тексту работы в квадратных скобках либо в виде подстрочной библиографической ссылки с учетом требований
ГОСТ Р 7.0.100-2018.
Указание в квадратных скобках номера, под которым в списке литературы обозначен обсуждаемый источник. Обязательно указывается номер страницы, из которой взята цитата. Например: [13, с. 25]. Полные выходные данные при этом легко найти в списке используемых источников.
Если по тексту работы делается упоминание какого-либо автора, то указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению М.
Вебера; как подчеркивает И.И. Иванов и т.п.), далее дается ссылка в квадратных скобках на порядковый номер источника и страницу.
Вариант 2.
Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз страницы после полосы, например, таким образом
1
, либо так
2
Допускается заменять точкой предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания.
При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют
1
Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков / под общ.ред. В.И.Романова. - Ростов н/Д, 2006. - С. 144-
251 2
Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков. Ростов н/Д, 2006. С. 144-251
31 единообразный порядок для всего данного документа – отдельная нумерация на каждой странице документа. Печатание сносок в конце работы с общей порядковой их нумерацией не допускается.
Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата (через одинарный междустрочный интервал, шрифтом TimesNewRoman (размер 10 т.п., без абзацного отступа). Оформление сносок в текстовом редакторе MS Word производится с помощью специальной функции в меню «Ссылка».
Например:
В сноске указывается фамилия автора, название книги, выходные данные и через точку номер цитируемой страницы.
1
Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М.: Тов-во А.А.Левенсон, 1915. С.36.
Если на одной странице цитируется подряд одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, ограничиться следующим:
2
Там же. С. 37.
Если книга цитируется повторно на любой следующей странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется “Указ.соч.”. Например:
1
Виноградов П.Г. Указ. соч. С.38.
Сноски на статьи даются следующим образом:
1
Васильев А.Н. Налог на недвижимость //Государство и право. 2005. № 5. С. 18.
Сноски на Интернет-ресурсы делаются следующим образом:
1
Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2021 / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/38.htm (дата обращения:
10.03.2021).
При использовании материалов текущего делопроизводства в ссылке указывается: текущее делопроизводство (конкретная организация), название документа, дата принятия, страница.
В ссылках указывается конкретная страница, с которой взята цитата, в то время как в списке литературы указывается общее количество страниц в данном издании.
32
После списка использованных источников в тексте выпускной квалификационной работы следуют приложения, в которых приводятся иллюстративные материалы, таблицы, инструкции, образцы документов, другие вспомогательные материалы. Они имеют соответствующий общий заголовок, выполненный заглавными буквами (ПРИЛОЖЕНИЯ). Далее следуют отдельные приложения по порядку номеров. Каждое из них, кроме первого, начинается с нового листа со слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» в правом верхнем углу, выполненного заглавными буквами, с номером после него. На следующей строке строчными буквами (кроме первой буквы) симметрично тексту указывается название приложения без переноса слов, кавычек и точки в конце.
Если приложение занимает несколько страниц, то на каждой последующей странице в правом верхнем углу заглавными буквами записывается словосочетание
«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ (номер)», но заголовок приложения не воспроизводится.
Если в одно приложение входит несколько структурных элементов, например, ряд таблиц или рисунков, то в пределах данного (т.е. одного) приложения они должны быть пронумерованы, например, «Таблица 1», «Таблица 2» или «Рис. 1»,
«Рис. 2». При этом каждая таблица должна иметь свой заголовок, а рисунок – свое наименование; общий заголовок приложения в данном случае может отсутствовать.
10.4. Оформление библиографического списка (списка использованных
источников)
Библиографический список является составной частью работы и отражает степень изученности данной проблемы обучающимся. Библиографические данные оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100-2018.
При составлении списка необходимо придерживаться систематического расположения материала, при котором весь объем материала, в зависимости от характера источников, группируется в определенные разделы. Рекомендуется выделять в списке использованных источников следующие разделы, расположив
33 их в соответствующей последовательности:
− нормативные правовые акты;
− монографии, учебники, учебные пособия;
− статьи в периодических изданиях и сборниках;
− диссертации, авторефераты диссертаций;
− материалы интернет-сайтов.
Перечень разделов, выделяемых в списке использованных источников, в зависимости от специфики профиля (специальности), по которому выполняется выпускная квалификационная работа, может быть дополнен другими разделами
(например, материалы судебной практики, картографические издания, стандарты, источники на иностранном языке и др.).
Внутри разделов перечень составляется по алфавитному критерию, а нормативный материал - по юридической силе нормативных актов.
Источники в списке литературы независимо от способа расположения имеют сквозную порядковую нумерацию арабскими цифрами. При систематическом расположении источников разделы не нумеруются. Список литературы составляется с соблюдением элементов библиографического описания и их последовательности.
Каждую новую запись при составлении библиографического списка следует начинать с новой строки.
Описание источников из электронных ресурсов также начинают с указания автора и наименования работы. Однако дальнейшее оформление имеет некоторые особенности. Не допускается использование ссылок к ресурсам (сайтам), которые:
− не имеют публичного доступа, т.е. защищены паролем или являются внутрикорпоративными (недоступными из общей сети);
− не являются добросовестными правообладателями, т.е. сайты рефератов, курсовых и иных квалификационных работ, сайты частных лиц, публикующих материалы без согласия авторов.
Рекомендуется использовать ресурсы, зарегистрированные как средства массовой информации (электронные библиотеки, электронные версии журналов,
34 сайты всех издательств), сайты органов статистики, официальных органов и организаций, личные авторские сайты, в том числе публикующие материалы иных авторов с их согласия.
В некоторых случаях следует обязательно указывать дату публикации. Это правило относится к ситуациям, когда используются электронные версии журналов и электронные версии изданий с сайтов издательств. В остальных случаях указание на дату публикации не является обязательным, но, если дата известна, ее рекомендуется приводить в библиографическом описании источника. Примеры оформления различных элементов списка использованных источников приведены в
Приложении 5.
Список использованных источников должен содержать только те источники, на которые имеются ссылки в тексте. Список использованных источников в выпускной квалификационной работе должен содержать не менее 40 пунктов.
11. Руководитель выпускной квалификационной работы
В целях оказания обучающемуся помощи в подготовке к процедуре защиты
ВКР ему назначается научный руководитель.
Руководитель ВКР:
− оказывает помощь обучающемуся в выборе темы работы и разработке ее плана;
− формирует задание для обучающегося по выполнению им ВКР;
− оказывает помощь в выборе методики проведения исследования;
− консультирует по подбору литературных источников и отбору практических материалов, необходимых для выполнения работы;
− в ходе выполнения работы руководитель выступает в качестве оппонента, указывает обучающемуся на недостатки аргументации, композиции, стиля изложения и т.п., дает советы по их устранению;
− осуществляет систематический контроль работы обучающегося над выполнением работы и соблюдением установленных кафедрой сроков сдачи
35 отдельных разделов и элементов работы;
− после выполнения обучающимся работы производит проверку работы на объем заимствований;
− дает оценку качества работы и соответствия требованиям, предъявляемым к ней как по содержанию, так и по оформлению, что отражается в документе
«Отзыв руководителя о выпускной квалификационной работе»;
− готовит обучающегося к процедуре защиты ВКР – консультирует по докладу и оформлению иллюстративного материала к процедуре защиты.
Обучающемуся следует периодически (по обоюдной договоренности) информировать научного руководителя о ходе подготовки ВКР, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы.
Обучающемуся следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором ВКР и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в выпускной квалификационной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.
На различных стадиях подготовки и выполнения работы задачи научного руководителя изменяются.
На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.
В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывает обучающемуся на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить.
Обучающийся может учитывать рекомендации и замечания научного руководителя или отклонять их по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление работы полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.
36
Научным руководителем оформляется документ «Отзыв руководителя о выпускной квалификационной работе» на типовом бланке (приложения 9а, 9б, 9в,
9г) с выставлением рейтингового балла по ВКР для очной и очно-заочной форм обучения (выведением средней оценки ВКР для заочной формы обучения), указанием достоинств и недостатков ВКР, формулировкой общего заключения по
ВКР.
12. Доклад при защите выпускной квалификационной работы
Обучающийся, допущенный к процедуре защиты ВКР, должен подготовить доклад (до 10 минут), в котором нужно четко и кратко изложить основные положения работы, иллюстрируя их наглядным материалом.
Доклад должен быть содержательным, включать выводы и предложения, формулировки доклада должны быть обоснованными и лаконичными.
Тезисы доклада к защите должны содержать обоснование актуальности выбранной темы ВКР, формулировку основной цели исследования и перечень необходимых для её решения задач. В докладе следует кратко описать методику изучения проблематики работы, дать характеристику организации, на примере которой она выполнялась. Здесь должны найти обязательное отражение результаты проведенного анализа, сделанные автором предложения и рекомендации, а также возможность и перспективы их использования.
Доклад при защите
ВКР должен обязательно сопровождаться иллюстративным материалом (раздаточным материалом). Обучающемуся следует подумать, какой материал выбрать для иллюстраций при защите ВКР. Основные результаты анализа целесообразно представить в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм (гистограмм, круговых, объемных и т.д.), которые позволят лучше понять изложение материала доклада. Общая структура доклада должна соответствовать структуре представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода.
Иллюстрационный материал готовится для каждого члена ГЭК.
37
Иллюстративный материал предоставляется членам ГЭК непосредственно перед выступлением.
Каждый комплект иллюстраций оформляется на листах формата А4, подшивается в отдельную папку и должен иметь титульный лист. Титульный лист раздаточного материала представлен в приложении 16. Иллюстративный материал может быть подготовлен в виде наглядной презентации. Обучающийся должен предварительно (до проведения процедуры защиты ВКР) согласовать с научным руководителем содержание своего доклада и наглядного материала, подготовленного для процедуры защиты.
13. Порядок защиты выпускной квалификационной работы
В целях контроля качества и предварительной оценки степени готовности
ВКР выпускающие кафедры вправе организовывать процедуры предварительной защиты ВКР, чтобы дать примерную оценку работе, указать обучающемуся на элементы и аспекты работы, нуждающиеся в доработке. При этом результаты предварительной защиты ВКР не влияют на оценку за ВКР.
Защита ВКР происходит на открытом заседании ГЭК.
Секретарь ГЭК объявляет фамилию, имя, отчество обучающегося, зачитывает тему ВКР, озвучивает заключение научного руководителя и оценку рецензента (для очной и очно-заочной формы обучения – называет рейтинговый балл, который поставили руководитель и рецензент по тексту ВКР за оценку всех компетенций), а также оглашает процент оригинальности текста ВКР.
Заслушивается доклад обучающегося.
Члены ГЭК и присутствующие задают вопросы, на которые обучающийся дает ответы. Вопросы могут относиться к теме ВКР или специальных курсов, изученных обучающимся за время обучения, поэтому обучающемуся перед процедурой защиты целесообразно восстановить в памяти основное содержание специальных курсов и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме ВКР. Вопросы, в случае необходимости, можно записать и подготовить на них
38 ответы, при этом разрешается пользоваться работой. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о степени сформированности компетенций, широте кругозора обучающегося, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Заслушивается заключительное слово обучающегося.
Члены ГЭК оценивают все параметры текста ВКР и защиты ВКР, которые указаны в Программе ГИА. Критерии оценивания могут различаться в зависимости от специфики направления подготовки/специальности, требований ФГОС ВО
(СУОС ВО), рекомендаций примерной основной образовательной программы –
ПООП (при наличии). К основным критериям оценки ВКР могут относиться:
− обоснованность актуальности темы, соответствие содержания работы целям и задачам исследования;
− самостоятельность, логичность и завершенность работы;
− полнота практического анализа источников и литературы различных типов;
− уровень систематизации теоретических и практических знаний по теме исследования, качество применения их для решения конкретных исследовательских задач;
− оригинальность проблематики исследовательской работы;
− наличие обоснованных практических рекомендаций, сделанных исходя из полученных результатов исследовательской деятельности, их связь с теоретическими положениями, соответствие поставленным целям и задачам работы;
− понимание автором ВКР взаимосвязи проведенного исследования и полученных результатов с освоенной им образовательной программой;
− правильность и аккуратность оформления;
− ораторские качества, уровень защиты ВКР, уровень ответов на вопросы и др.
Секретарем ГЭК ведется протокол заседания ГЭК по рассмотрению ВКР обучающегося, в который вносятся все заданные вопросы, особые мнения и решение комиссии о выдаче диплома. Протокол подписывается председателем и
39 членами ГЭК, участвовавшими в заседании. Форма протокола представлена в
приложении 17.
В тот же день после оформления протокола заседания ГЭК обучающимся объявляются результаты защиты ВКР.
Перечень компетенций при подготовке к процедуре защиты и защите определяется каждой ОПОП ВО и содержится в программе ГИА в части государственного аттестационного испытания «Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы». Члены ГЭК оценивают уровень освоения каждой компетенции и выводят итоговую оценку, формируя оценочный лист по подготовке к процедуре защиты и защите ВКР, который является приложением к Протоколу заседания ГЭК и составляется на каждого обучающегося в отдельности (приложения 18а и 18б). Для оценки процедуры защиты ВКР члены
ГЭК используют критерии оценивания, указанные в рабочем документе, форма которого представлена в приложениях 19а и 19б. Каждый член комиссии (включая председателя) заполняет указанный рабочий документ члена ГЭК и передает секретарю комиссии. Секретарь комиссии в свою очередь формирует оценочный лист по каждому обучающемуся, который подписывается председателем и членами
ГЭК. Рабочие документы членов ГЭК хранятся на выпускающей кафедре.
Для студентов, обучающихся по очной и очно-заочной формам, итоговая оценка защиты ВКР складывается из оценки научного руководителя (максимальный балл – 45), оценки рецензента (при наличии рецензии максимальный балл – 5) и оценки государственной экзаменационной комиссии при защите (максимальный балл – 50).
Для студентов, обучающихся по заочной форме, итоговая оценка защиты ВКР формируется с учетом оценки научного руководителя (отлично, хорошо, удовлетворительно), оценки рецензента (при наличии рецензии – отлично, хорошо, удовлетворительно) и оценки государственной экзаменационной комиссии при защите (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).