Файл: Учебное пособие для студентов по направлению 38. 03. 01 Экономика (квалификация бакалавр) Чита Забайкальский Государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

Планирование на предприятии (организации)

Учебное пособие для студентов по направлению

38.03.01 – Экономика (квалификация «бакалавр»)

Чита

Забайкальский Государственный университет

2016



УДК

ББК

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Забайкальского государственного университета

Рецензенты:

Н.В. Макарова, канд. экон. наук, ЧИ БГУ;

П.А. Кислощаев, канд. экон. наук Читинский филиал РАНХиГС

Планирование на предприятии (организации): учеб. пособие / И.В.Бочкарева; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2015. – 230 с.: ил.

ISBN

В учебном пособии рассмотрены основные понятия и методологические основы планирования на предприятии. Акцент сделан на раскрытии структуры и назначения годового плана предприятия. Данное пособие разработано в соответствии с основными разделами Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01– Экономика (квалификация «бакалавр») профиль «Экономика предприятий (организаций)»

Учебное пособие может быть рекомендовано бакалаврам, специалистам, магистрантам, аспирантам, на курсах повышения и переподготовки кадров по экономическому профилю.
УДК _____ (_____)

ББК ________

ISBN ___-_-____-____-_ ©Забайкальский государственный университет, 2016

Оглавление


Предисловие 5

Введение 6

Глава 1. Основы планирования на предприятии 8

1.1Сущность и задачи планирования 9

1.2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь 13

1.2 Принципы и методы планирования 20

1.3. Понятие о плановых нормативах и нормах 24

1.3.1. Система трудовых нормативов 28

1.3.2. Материальные нормативы 31

1.3.3. Методы разработки плановых нормативов и норм 32

Глава 2.Планирование показателей производства и ресурсного обеспечения предприятия 39

2.1. Основные положения разработки текущих (годовых) планов 39

2.2 План по производству продукции и оказанию услуг 43

2.2.1 Определение и назначение, исходная информация 43

2.2.2 Структура плана 46

2.2.3. Планирование продаж 51

2.2.4. Планирование производственной программы 59

2.2.5 Обоснование производственной программы и разработка мер по ее реализации 76

2.3. Планирование технического и организационного развития производства 81

2.3.1. Содержание и порядок разработки плана технического и организационного развития производства 83

2.3.2. Оценка экономической эффективности внедрения мероприятий на основе традиционных методов 92

2.3.3. Оценка экономической эффективности на основе динамических методов 107

2.4. Планирование материально-технического обеспечения производства 113

2.4.1. Содержание плана материально-технического обеспечения производства 117

2.4.2. Определение потребности предприятия в материально-технических ресурсах 122

3. Планирование показателей по труду, себестоимости, прибыли ирентабельности 129

3.1 Планирование труда и социального развития коллектива 129

3.1.1. Планирование персонала и кадрового обеспечения производства 136

3.1.2.Планирование повышения производительности труда 147

3.1.3 Планирование оплаты труда 161

3.1.4 Планирование социального развития коллектива 173

3.2. Планирование затрат и цен предприятия 177

3.2.1. Классификации затрат и показатели себестоимости продукции 177

3.2.2 Содержание и порядок разработки плана по себестоимости 183

3.2.3 Методы составления сметы затрат 196

3.2.4 Разработка смет комплексных расходов 204

3.2.5. Планирование рыночных цен 215

3.3.Финансовое планирование 222

3.3.1.Цели, задачи и процесс финансового планирования 222

3.3.2 Содержание финансового плана 226

Заключение 239

Библиографический список 240

Глоссарий 242



Предисловие


Учебное пособие разработано в соответствии с основными разделами Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика (квалификация «бакалавр») профиля «Экономика предприятий (организаций)».

Целью пособия является предоставление студентам комплексного систематизированного материала, раскрывающего основные положения теории и практики планирования на предприятии, изучение системы планов предприятия в их взаимосвязи, изучение структуры разделов годового плана предприятия, развитие навыков расчета показателей плана. По окончанию курса у студентов формируются профессиональные компетенции, необходимые им в будущей профессиональной деятельности.

Структура учебного пособия состоит их введения в планирование, в котором дается общая характеристика содержания данного понятия и рассматривается общая тенденция его развития.

В учебном пособии после каждой главы идут контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения студентами темы. Кроме того, в пособие включен глоссарий основных понятий, применяемых при изучении курса.

Для студентов всех форм обучения, аспирантов, магистров.

Автор будет благодарен за все замечания и пожелания в адрес учебного пособия, чтобы учесть их в дальнейших исследованиях и публикациях.

Введение


Долгое время в экономической литературе было принято считать, что план и рынок – взаимоисключающие понятия. В интересах развития рыночной экономики в начале 90-х гг. система планирования в нашей стране была фактически ликвидирована. Первоначально предполагалось, что за ликвидацией планирования автоматически последует экономический рост. Однако в последнее время отечественные предприятия столкнулись с рядом проблем, что заставило пересмотреть данную точку зрения. Стремясь гарантировать свою деятельность, уменьшить негативное влияние внешних и внутренних рисков, многие предприниматели вынуждены вернуться к планированию своего бизнеса.



Планирование является естественной формой целеполагающей человеческой деятельности в любой ее сфере, функцией управления действиями благодаря способностям человека воспринимать и отражать в своей жизнедеятельности влияние на условия своего существования цикличности и последовательности развития природных процессов и явлений, стихийных и других угроз со стороны окружающего мира и т. п.

История и опыт развития российской, советской, современной отечественной и зарубежной экономики убедительно показывает, что пренебрежительное отношение к планированию, к общепризнанным ценностям теории и практики отечественного планирования, недоучет в планировании традиций, условий и особенностей страны, факторов политического, общегосударственного и социального значения ведут к принятию ошибочных, необоснованных плановых решений и являются предпосылкой усугубления или появления новых экономических проблем во всех уровнях и звеньях экономики.

На микроэкономическом уровне это приводит к убыткам предприятий и их банкротству. Поэтому грамотная экономическая политика включает всемерное использование планирования как один из важнейших инструментов управления бизнесом.

В теории и организации планирования отечественная экономическая мысль обогатила мировую науку трудами виднейших ученых в области планирования. Это Л. Канторович, Н. Д. Кондратьев, В. В. Леонтьев и др. Сегодня эти знания и опыт крайне нужны отечественному производству.

Планирование в масштабах общества осуществляется на всех пространствах и уровнях хозяйственной деятельности: общемировом, государственном (федеральном), региональном, местном территориальном и на микроэкономическом уровне: на предприятиях (фирмах), у частных предпринимателей без образования юридического лица и в домашних хозяйствах.

На микроэкономическом уровне экономической наукой исследуются проблемы производства отдельных благ, планируется их производство, реализация, издержки производства с учетом эффективного использования ресурсов, влияние на окружающую среду, финансовая и воспроизводственная деятельность. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об
обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. Предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Планирование деятельности предприятия иногда рассматривают как обработку информации по обоснованию предстоящих действий и определение наилучших способов достижения намеченных предприятием целей. Данное определение можно соотнести с подготовительным этапом планирования, на котором действительно обрабатывается исходная информация и определяются наилучшие способы достижения целей. В плане используется уже обработанная и проверенная информация, а содержание плана как процесса составляют выбранные способы достижения целей. В принятом к исполнению плане может иметь место, например, оперативная вариантность принятия решений в рамках запланированных способов достижения целей предприятия.

На уровне предприятия в целом планирование заключается в интеграции (обобщении) плановых показателей и разработке сводного плана функционирования и развития предприятия в плановом периоде.

Глава 1. Основы планирования на предприятии

1.1Сущность и задачи планирования


Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководство предприятий обеспечивает направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

Планирование охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План содержит такие этапы, как:

  • цели и задачи;

  • пути и средства их реализации;

  • ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач;

  • пропорции (поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства);

  • организацию выполнения плана;

  • контроль.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и