Файл: Береги зрение Выполнила работу ученица 4 класса Хаптагаева Мичийэ учитель биологии и химии Саввина Светлана Ивановна ТуораКюель, 2021 Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОО «Туора-Кюельская СОШ имени Ивана Николаевича Гуляева»
МР «Таттинский улус»
Береги зрение
Выполнила работу: ученица 4 класса
Хаптагаева Мичийэ
Руководитель: учитель биологии и химии Саввина Светлана Ивановна
Туора-Кюель, 2021
Содержание
Введение
Глава I
Теоретическая часть
1. Строение глаза.
2. Причины нарушения зрения у школьников.
Глава II
Практическая часть
-
Наследственные факторы. -
Несоблюдение гигиенических правил при письме, чтении, работе с компьютером. -
Недостаточное естественное и искусственное освещение. -
Правила бережного отношения к зрению.
Заключение.
Литература
Приложения.
Большое количество школьников в настоящее время страдает болезнями органов зрения. Нас заинтересовало, с какого возраста у учащихся ухудшается зрение, каковы причины этого процесса, виновата ли в снижении зрения ребенка школа или эти болезни глаз передаются по наследству, можно ли предупредить появление заболевания и каким образом.
В настоящее время снижение зрения учащихся является актуальной проблемой.
Цель исследования: Изучить состояние зрения у начальных классов Задачи исследования:
- провести анкетирование среди детей начальной школы;
- статистические данные от участковой больницы о болезнях зрения;
- определить факторы, влияющие на зрение (изучение и анализ литературы);
- разработать памятку с рекомендациями по профилактике ухудшения зрения.
Предмет исследования– состояние зрения
Объект исследования- учащиеся начальной школы.
Методы исследования:
-
Изучение и анализ литературы по данной теме; -
Беседа со школьной медицинской сестрой; -
Анкетирование учащихся начальной школы;
Гипотеза: если безответственно относится к своему зрению, то это может привести к его ухудшению.
Глава1. Строение глаза
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации люди получают через глаза.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. [http://www.zrenimed.com/index/stroenieglaza]
Острота зрения — это способность глаза, позволяющая видеть два объекта или две точки, находящиеся друг от друга на определенном расстоянии, раздельно. Эта функция зрительного аппарата — одна из самых важнейших, зависит она от ширины зрачка, рефракции, прозрачности хрусталика, роговой оболочки и стекловидного тела, состояния сетчатки, зрительного нерва, а также от возраста и прочих факторов. Острота зрения определяется офтальмологом с помощью таблиц и компьютерного оборудования. С помощью приборов врач исследует глазное дно, состояние сетчатки и глаза в целом, вычисляет различные параметры, которые потребуются для подбора средств коррекции — очков и контактных линз. Кроме того, может потребоваться сдача анализов и иные процедуры для установления причин ухудшения зрительных функций. Острота зрения определяется посредством специальных таблиц, самая известная из которых — таблица Сивцева. Она знакома каждому человеку со школьного возраста. Есть и другие методики.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Опыты по выявлению некоторых функций глаза.
Опыт № 1:
Я посадила на стул свою маму, направил на нее свет от карманного фонарика. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю фонарик – через какое-то время зрачки расширяются.
Делаем вывод:
Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Взял картонную тубу из-под алюминиевой фольги. Поднес ее к левому глазу. Поднял правую руку и держал ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Опыт № 3:
Не играя в игры на смартфоне 5 дней, я прочитала за 1 минуту 93 слов из своей любимой книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города».
На следующий день я поиграла в игры на смартфоне 20 минут, после этого я прочитала из той же книги, за тот же промежуток времени 79 слов.
На следующий день я играла 40 минут и после этого прочитала 63 слов.
Результат: Количество прочитанных слов значительно уменьшилось.
Делаю вывод: игра смартфоне снижает остроту зрения.
2.2 Анкетирование среди начальных классов. Вопросы анкетирования:
1. Сколько часов в день вы проводите за телефоном или компьютером?
2.Читаете ли вы книги лежа?
3.Достаточно ли освещено ваше рабочее место?
4.Делаете ли вы зарядку для глаз?
5. Носят ли ваши родители очки?
2.3 Анализ анкетирования учащихся младших классов
Для того, чтобы узнать, как заботятся о сохранении зрения учащиеся младших классов нашей школы – мы провели опрос. В опросе приняли участие 20 учащихся 1-4 классов. Данные опроса мы занесли в таблицу (приложение ).
Выводы: Мы выяснили, что некоторые ребята превышают допустимое время работы за смартфоном и просмотра телевизионных передач. Кроме того, не все опрашиваемые имеют достаточное освещение рабочего стола при работе с учебником и при выполнении письменных работ. Мало кто уделяет внимание гимнастике для глаз, которая является необходимой мерой профилактики. Перечисленные факторы могут стать причиной снижения зрения.??????
2.3 Методика определения остроты зрения у младших школьников.
Как проверяют остроту зрения?
Острота зрения определяется посредством специальных таблиц, самая известная из которых — таблица Сивцева. Она знакома каждому человеку со школьного возраста. Есть и другие методики. Узнаем, в чем заключаются их особенности и как проверить зрение самостоятельно, не обращаясь к специалисту.
Таблица Сивцева (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Это таблица для определения остроты зрения, придуманная ученым, офтальмологом Сивцевым Дмитрием Александровичем. Она представляет собой группу печатных букв — оптотипов. Их всего семь: Б, И, К, Ш, Ы, М, Н. В разном порядке они вписаны в 12 строк. Начиная с верхней строчки оптотипы уменьшаются в размерах.
Таблица Сивцева-Головина имеет две части. Правая имеет изображение колец с прорезями, левая – букв алфавита. На верхней строке всего два символа, но они самых больших размеров. Первая строчка отвечает 10% зрения или 0,1 зрения.
Вторая строчка на десять процентов выше, а значит 20% или 0,2. Если человек видит самую нижнюю строку, десятую, то можно утверждать, что зрение 100% или 1(единица). Разработаны также и модифицированные таблицы, которые насчитывают 11 и 12 строк: 1,5 и 2,0 соответственно.
Таблицы можно отображать на мониторе, их можно нанести на бумагу или отобразить на стене, используя прожектор. Для получения максимально точных результатов, необходимо обеспечить максимально эффектное освещение. Дистанция между таблицей и обследуемым должна быть в пять метров. Это то расстояние, с которого глаз, если он здоров, должен видеть самую нижнюю строку таблицы.
Исследование остроты зрения учащихся МБОО “Туора-Кюельмская СОШ”
Нами исследованы учащиеся из начальной, оснеовной и старшей супени обьравзования
Результаты исследавания учащихся начальной школы
Всего приняли участие | 100% или 1(единица) | 0.9 единица | 0.8 единица |
19 | 7 | 6 | 6 |
Вывод: Всего исследованы зрение у 19 учащихся. У большинства детей хорошее зрение
Результаты исследавания учащихся основной школы
Всего | 100% или 1(единица | 0.9 ед | 0.8 ед | 0.7 ед | 0.6 ед | 0.5 ед | 0.4 ед | 0.3 | 0.2 | 0.1 |
35 | 8 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 2 |
Вывод: Всего исследованы зрение у 35 учащихся. У большинства детей зрение хорошее. Но есть учащиеся у которых зрение ниже 0.5 единиц. У 4 учащихся наблюдается плохое зрение
Результаты исследавания учащихся старшей школы
Всего | 100% или 1(единица | 0.9 ед | 0.8 ед | 0.7 ед | 0.6 ед | 0.5 ед | 0.4 ед | 0.3 | 0.2 | 0.1 |
10 | 3 | | - | - | 1 | 2 | - | 2 | 2 | 1 |
Вывод: Всего исследованы зрение у 10 учащихся.Хорошее зрениек у 3 учащихся.У 5 учащихся наблюдается плохое зрение.
Общий вывод: Исследование проводилось у 64 учащихся МБОО «Туора-Кюельская СОШ». Из анализа результатов можно сделать вывод о том, что с переходом на старшие ступени образования зрение ухудшается. В исследовании приняли участие 27 мальчиков и 37 девочек. В основном плохое зрение наблюдается у большинства девочек.
2.4 Причины ухудшения зрения младших школьников