Файл: 1 Теоретические и методические аспекты анализы прибыли и ее налогообложения.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее, рассмотрим влияние факторов на отчисления в фонды.
Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:
где ∆Ф(П) – приращение фонда за счет изменения чистой прибыли;
∆Пч – приращение суммы чистой прибыли;
К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.
Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на базисный коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
∆Фн (П)2014 = (11420-9469)×15%= 292,65 – фонд накопления;
∆Фп (П)2014= (11420-9469)×60%= 1170,6– фонд потребления;
∆Фс (П)2014 = (11420-9469)×10%= 195,1 – фонд социальной сферы;
∆Фн (П)2015 = (48947-11420)×20%= 7505,4 – фонд накопления;
∆Фп (П)2015 = (48947-11420)×50%= 18763,5 – фонд потребления;
∆Фс (П)2014 = (48947-11420)×10%= 3752,7 – фонд социальной сферы.
На размер отчислений в фонды оказывают влияние изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле:
где ∆Ф(К) – приращение фонда от изменения коэффициента отчислений;
К 1 , К 0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды;
Пч 1 – чистая прибыль за отчетный период.
∆Фн (К)2014 = (0,20-0,15)×11420 = 571 – фонд накопления;
∆Фп (К)2014 = (0,50-0,60)×11420 = -1142 – фонд потребления;
∆Фс (К)2014 = (0,10-0,10)×11420 = 0 – фонд социальной сферы;
∆Фн (К)2015 = (0,35- 0,20)×48947 = 2447,35 – фонд накопления;
∆Фп (К)2015 = (0,55 - 0,50)×48947 = 2447,35 – фонд потребления;
∆Фс (К)2015 = (0,10 - 0,10)×48947= 0 – фонд социальной сферы.
Из приведенных расчетов следует, что на увеличение суммы отчислений в фонд накопления повлияло увеличение коэффициента отчислений на 571 тыс. руб. в 2015г., а на фонд потребления повлияло уменьшение коэффициента отчислений на 1142 тыс. руб. в 2015г., и увеличение коэффициента на 2447,35 тыс. руб. в 2016г. На увеличение суммы отчислений в фонд социальной сферы повлияло увеличение коэффициента отчислений на 571 тыс. руб. в 2015г. За счет влияния чистой прибыли отчисления в фонд накопления увеличились на 292,65 тыс. руб. в 2015г., и на 7505,4тыс. руб. в 2016г.
Соотношение использования прибыли на накопление и потребление, оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
В ОАО «СолИКом» большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и накопления. Объем средств, направляемых на накопление, поддерживает рост оборота, на предприятии нет потребности в заемных средствах.
2.3 Факторный анализ прибыли
Прибыль от реализации - разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью с учетом расходов на реализацию. Прибыль от реализации продукции обычно занимает большой удельный вес в чистой прибыли с/х предприятий [6]
На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. Все эти факторы воздействуют на финансово-хозяйственную деятельность организации. Одни из них оказывают прямое влияние и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние через какие- либо показатели. В данном случае величину воздействия можно определить только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.
На прибыль от продаж влияют 3 фактора:
1) выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (В);
2) себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С);
3) коммерческие расходы (КР);
П п = В − С − КР,
Для определения влияния различных факторов на прибыли от продаж необходимо провести факторный анализ (таблица 5).
Таблица 5- Динамика факторов влияющих на прибыль ОАО «СолИКом» за 2014 – 2016 гг., тыс. руб.
Наименование показателя | Годы | Отклонение | Уровень в % к выручке | Отклонение уровня в % | ||||||
2014г. | 2015г. | 2016г. | 2015/2014 | 2016/2015 | 2014г. | 2015г. | 2016г. | 2015/2014 | 2016/2015 | |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг | 537120 | 564573 | 638952 | 27453 | 74379 | 100 | 100 | 100 | 0 | 0 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 490703 | 510230 | 458315 | 19527 | -51915 | 91,36 | 90,37 | 71,73 | -0,98 | -18,65 |
Коммерческие расходы | 3379 | 3810 | 95863 | 431 | 92053 | 0,63 | 0,67 | 15,00 | 0,05 | 14,33 |
Прибыль (убыток) от продаж | 43038 | 50533 | 84774 | 7495 | 34241 | 8,01 | 8,95 | 13,27 | 0,94 | 4,32 |
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П=В-С-КР,
Найдем значение прибыли от продаж при двух разных условиях.
-
За 2015г.:
∆П2014=537120-490703-3379=43038 тыс.руб.
∆Пусл1=564573-490703-3379=70491 тыс.руб.
∆Пусл2=564573-510230-3379=50964 тыс.руб.
∆П2015=564573-510230-3810=50533 тыс.руб.
-
За 2016г.:
∆П2015=564573-510230-3810=50533 тыс.руб.
∆Пусл1=638952-510230-3810=424912 тыс.руб.
∆Пусл2=638952-458315-3810=176827 тыс.руб.
∆П2016=638952-458315-95863=84774 тыс.руб.
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем способом цепной подстановки:
-
За 2015г.:
∆Побщ=По-Пб=50533-43038=7495 тыс.руб.
∆Пв=Пусл1-Пб=70491-43038=27453тыс.руб.
∆Пс=Пусл2-Пусл1=50964-70491=-19527 тыс.руб.
∆Пкр=По-Пусл2=50533-50964=-431тыс.руб.
-
За 2016г.:
∆Побщ=По-Пб=84774-50533=34241 тыс.руб.
∆Пв=Пусл1-Пб=424912-50533=374379тыс.руб.
∆Пс=Пусл2-Пусл1=176827-424912=-248085 тыс.руб.
∆Пкр=По-Пусл2=84774-176827=-92053тыс.руб.
Таким образом, прибыль от продаж увеличилась в 2016г. по сравнению с 2015г. на 34241 тыс. руб., в том числе за счет:
- увеличения выручки. Увеличение количества реализуемой продукции привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 74379 тыс. руб., за счет чего прибыль от продаж увеличилась на 374373тыс.руб.;
- уменьшения себестоимости. Себестоимость в 2015г. увеличилась на 19527 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 0,98%. Увеличение себестоимости привело к сокращению суммы прибыли от продаж на 55328 тыс. руб. В 2016г. себестоимость сократилась на 51915 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 18,65%. Уменьшение себестоимости привело к уменьшению суммы прибыли от продаж на 248085 тыс. руб.;
- увеличения коммерческих расходов. Таким образом, перерасход по коммерческим расходам в отчетном периоде, повышение их уровня на 0,05% в 2015г. и повышение на 14,33% в 2016г. привело к увеличению суммы прибыли от продаж на 92053 тыс. руб. в 2016г.
В таблице 6 представлено влияние факторов на прибыль от продаж.
Таблица 6 – Изменение прибыли от факторов
ОАО «СолИКом» за 2014 – 2016гг., тыс. руб.
Показатель | 2015г. | 2016г. | Темп роста, % |
Выручка | +27453 | +374379 | +1363,7 |
Себестоимость | +19527 | -248085 | -1270,5 |
Коммерческие расходы | -431 | -92053 | +21358 |
Прибыль | 50533 | 84774 | +167,7 |
Исходя из факторного анализа, можно сделать вывод, что под влиянием факторов прибыль увеличилась на 50533 тыс. руб. в 2015г., и на 84774тыс.руб. Такие изменения произошли в основном за счет увеличения выручки, темп роста которой составил 1363,7%.
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СОЛИГАЛИЧСКОГО ИЗВЕСТКОВОГО КОМБИНАТА»
В своей деятельности ОАО «СолИКом» стремится достичь максимума прибыли, а это, в свою очередь, на прямую зависит от эффективности деятельности организации. Эффективность предприятия определяется способом производства и его эффективностью. Существуют различные направления повышения эффективности производства:
- научно-технический прогресс. Естественно, что при внедрении новых технологий на предприятии снизятся затраты на прибыли производство единицы удовлетворить товара и через Достижение экономию возрастет на прибыль и эффективность;
- должно ресурсосбережение и модернизация капитальных оборудования;
- привлечение собственных максимального объема позволяющих инвестиций и их сегодня экономное и рациональное свою использование;
- повышение снизятся качества продукции и продаж как следствие максимума увеличение объема способы продаж;
- эффективность последним управленческого фактора (исследований, значительным разработок и политики снижения фирмы).
С последним хотя фактором тесно рекламы соприкасается наука снижения маркетинг, хотя прибыли все факторы понятно должны находиться производства во взаимодействии. прямую
Использование разработок состоянии научно-технического прогресса в населения торговле приводит к экономное значительным успехам в направления области повышения понятно прибыли и снижения населения затрат. Новые ресурсов виды упаковок, других позволяющих продлить заемные срок годности качества товара, новые можно материалы для фирмы изготовления самих привлечение товаров и их во упаковки, новые источником способы рекламы срок товаров, все основные это помогает спрос как можно ведет более полно результате удовлетворить спрос ресурсосбережение населения, что по ведет к увеличению решению товарооборота.
В области за рационализации использования возвратить ресурсов немаловажную временные роль играет наука планирование деятельности изготовления предприятия. Торговые товара предприятия сегодня этих не в состоянии последним за один эффективности год решить затрат вопросы пополнения них собственных оборотных увеличение средств финансирования технологий капитальных вложений в прогресса основные фонды и можно постоянного использования инноваций. Поэтому каждое из них должно знать свои временные возможности по решению указанных и других экономических проблем. Достижение этих целей требует определенной величины финансовых ресурсов, основным источником которых является прибыль (каждому понятно, что и заемные средства можно возвратить также за счет полученной прибыли).
В результате приведенных данных по упорядочиванию перспективных целей, видно, что в ОАО «СолИКом», в условиях рыночных отношений, получение прибыли становится более приоритетной задачей. Получение прибыли является важным условием при достижении остальных целей, выходящих вперед в различные периоды деятельности предприятия. Но при этом, получение прибыли, не должно закрывать и другие цели развития ОАО «СолИКом».
Таблица 7-Ранжирование перспективных целей в ОАО «СолИКом»
Наименование основных целей | Оценка цели | |
Ранг | % | |
| 1 | 89 |
| 2 | 82 |
| 3 | 66 |
| 4 | 65 |
| 5 | 62 |
| 6 | 60 |
| 7 | 54 |
| 8 | 31 |
| 9 | 50 |
| 10 | 49 |
| 11 | 39 |
| 12 | 35 |
| 13 | 29 |
| 14 | 17 |
| 15 | 18 |