Файл: Практическая работа 4 студент группы 20УК1б Липатова А. А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: Экономика и управление
МЕНЕДЖМЕНТ
наименование дисциплины
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Выполнил: студент группы_20УК1б Липатова А.А.
Руководитель: _____________________________________________
Пенза, 2023

1
Тема 4. Практическое занятие. Управление в организации
Характеристика организационной структуры управления
Организационная структура — один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. Структура управления — это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Таким образом, под организационной структурой управлениянеобходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она на- правлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, на распределение между ними прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья
(отделы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управленияотносятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управленияпонимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией.
Организационные структуры управления различаются формами, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой дея- тельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.
Организационная структура организации и ее управление не являются чем-то застывшим, они постепенно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменениями внешней среды.
Типы организационных структур
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную.
1.
Линейная организационная структура управления Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.


2
Рисунок 1. Линейная структура управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых Объектов. Речь идет о пообъектном выделении руково- дителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке
«сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей. В дан- ном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.
Как видно из рисунка, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).
В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.
Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества линейной структуры:
• единство и четкость распорядительства,
• согласованность действий исполнителей,
• простота управления –наличие единственного канала связи,
• четко выраженная ответственность,
• оперативность в принятии решений,
• личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Недостатки линейной структуры:
• высокие требования к руководителю, который должен быть


3 подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления,
• отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений,
• перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, выше стоящими и сменными структурами,
• затруднительные связи между инстанциями,
• концентрация власти в управляющей верхушке.
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
2.
Функциональная организационная структура управления.Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией начиная со среднего уровня разделяется по функциональному критерию на несколько элементов. Отсюда и название — функциональная структура управления.
Рисунок 2. Функциональная организационная структура управления.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение исполнителей.
Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и

4 прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества функциональной структуры:
• высокая компетентность специалистов, отвечающих за осу- ществление конкретных функций,
• освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов,
• стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов,
• исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций,
• уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки функциональной структуры:
• чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач
«своих» подразделений,
• трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами,
• появление тенденций чрезмерной централизации,
• длительная процедура принятия решения,
• относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.
Недостатки линейной и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.
3.
Линейно-функциональная (штабная) структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
Рисунок 3. Линейно-функциональная (штабная) структура управления.
В данном типе структуры функциональные структуры подразделения находятся в


5 подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
• более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников,
• освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем,
• возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки линейно-функциональной структуры:
• отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями,
• недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации,
• чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации
4.
Матричная организационная структура управлениясоздается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.
Рисунок 4. Матричная организационная структура управления
Вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиций существующей иерархии подчинения, а с позиций достижения цели, предусмотренной программой- Основное внимание при этом концентрируется не столько на совершенствовании отдельных подразделений, сколько на интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы. При этом руководители программы несут ответственность как за ее реализацию в целом, так и за координацию и качественное выполнение функций управления.
В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т.д.
В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется


6 управление программами (проектами, темами).
В установившуюся линейно-функциональную структуру вводятся (временно или постоянно)особые штабные органы (лица или группа лиц), которые координируют существующие горизонтальные связи по выполнению конкретной программы (проекта), сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре. Основная часть работников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не менее чем двух руководителей, но по разным вопросам.
Управление программами осуществляется специально назначенными руководителями, которые несут ответственность за координацию всех связей по программе и своевременное достижение ее целей. При этом руководители высшего уровня освобождаются от необходимости принимать решения по текущим вопросам. В результате этого на среднем и нижнем уровнях повышается оперативность управления и ответственность за качество исполнения конкретных операций и процедур, т.е. заметно повышается роль руководителей специализированных подразделений в организации работ по четко определенной программе.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, ас линейными руководителями, которым они непосредственно под- чинены, и определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе.
Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
Матричная структура также имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества матричной структуры:
• возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации,
• повышение творческой активности административно- управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами,
• рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности,
• увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства,
• усиление контроля за отдельными задачами проекта,
• сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий,
• повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов.
Недостатки матричной структуры:
• сложная структура соподчинения, в результате чего возникают про- блемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение,
• присутствие духа не здорового соперничества между руководителями программ,
• необходимость постоянного контроля за соотношением сил между задачами управления по целям,
• трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе
Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в случае, когда существует необходимость освоения ряда,