Файл: методика запоминания иностранных слов с помощью мнемотехник.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«МЕТОДИКА ЗАПОМИНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИК»

Автор: Лукьянова М.О.

Бакалавр ИППО ГАОУ ВО МПГУ г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается актуальность использования основных приемов мнемотехник для обучения иностранному языку. Даются рекомендации для преподавателей. Мнемотехники в наше время пользуются огромной популярностью в обучении.

Ключевые слова: лингвистика, мнеомика, мнемотехника, компентенция, словарный запас.

Keywords: linguistics, meomics, mnemonics, competence, vocabulary.

Цель исследования: актуальность использования мнемотехник в современном обучении иностранному языку.

Введение: Не всем от природы дана уникальная память, но знание иностранного языка сейчас необходимо и является приоритетным условием при приеме на работу, и для более лёгкого запоминания слов в языке другого народа специалисты в области лингвистики разрабатывают множество методик. Одна из них мнеомика, обучение иностранному с помощью мнемотехник. Педагог в сфере лингвистики использует её для передачи огромного потока информации обучающихся, без снижения качества обучения и успеваемости. Знание мнемотехник является показателем компетенции педагога.

Мнемотехника и все слова с корнем «мнем», пришли к нам с греческого- mneme- память. Мнемозина-мать муз, богиня памяти. Мнемотехники нам нужны для того, чтобы в своей памяти связать не связанные элементы. Ассоциации основной инструмент мнемотехники. Информация в голове связывается с определенным образом, картинкой, выстраивается в логическую цепь, или приобретает определенный сюжет. Существует множество приемов мнемотехник, позволяющих пополнить словарный запас обучаемого.

Роберт Славин в своей книге: «Мнемотехника. Способы запоминания информации и приемы тренировки памяти», сказал, что: «возможности памяти человека имеют определенные пределы», и что бы их расширить нужно первоначальное восприятие, использование мнемотехник и интервальные повторения.

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приемов запоминания. [1,3 с]

Для подробного изучения и разбора мы возьмем некоторые из них.

Первый и самый распространенный-это мультфильмы. С помощью них с легкостью запоминаются распространенные правильные обороты. В мультфильмах язык довольно прост и доступен и слова запоминаются проще всего. Все действия героев просты и понятны, что помогает понять, о чем
конкретно идет речь, в данный момент. Мультфильмы нужно смотреть неоднократно время от времени, чтоб в памяти закрепить данный материал. К примеру педагог включает на уроке мультфильм, и дает задание, просмотреть данный мультфильм еще раз дома с семьей и выступать перед ними в качестве переводчика, в начале следующего урока, снова включить этот мультфильм, и распределить роли среди обучающихся. В обучении более взрослого коллектива, можно задать задание, чтобы еще раз пересмотрели данный мультфильм и выписали наиболее распространенные обороты на их мнение в тетрадь.

Не менее распространенный способ-это визуализация. Так же он является наиболее простым. К примеру, на определенном этапе обучения, мы начинаем изучение мебели. У каждого у нас в квартире есть холодильник, диван, плита и т.д., печатаем карточки с наиболее распространенными словами и раздаем их обучаемому коллективу, тот же в свою очередь по приходу домой наклеивает данные карточки на предметы мебели и в течении недели перед тем, как воспользоваться данным предметом, допустим сесть на диван, читает вслух его название.

Ассоциативная память в данной методике срабатывает на 100%, и уже через неделю, при прочитывании данного слова перед глазами будет образ предмета, и аналогично она сработает в обратном направлении, обучающийся подходя к данному предмету, даже без карточек сможет назвать его название.

Следующий не менее распространенный прием, это ассоциативные связи. Здесь все достаточно просто, наш мозг глядя на определенный предмет, делает мысленную, естественную связь.

Большинство российских учебников используют этот метод, к примеру, один из самых ярких примеров ассоциативных связей, вставить пропущенное слово. Обучаемый читает текст, и ему нужно вставить пропущенное слово, для логического завершения. Например: «На улице было холодно, и Миша надел на голову…» Согласитесь, что трудно не догадаться, что именно надел на голову Михаил. Данные упражнения, которые выполняются абсолютно всеми людьми при изучении других языков, помогают запоминать слова, через ассоциативные связи: холодно=шапка / coldly=cap. В следующий раз, когда мы с

вами будем разговаривать про зиму, то наш мозг автоматически воспроизведет данную схему и мы с легкостью расскажем о том, что зимой холодно и нужно надеть шапку.

Ассоциативные связи при обучении пространственному отношению, направлению движения. Здесь, как никогда уместны схемы. На листочке рисуем направление движения в виде стрелочек и подписываем их.

Самый лучший помощник для изучения направления движения, это наше тело. Учитель поднимает ученика со стула и просит двигаться (двигать ногой, рукой) в том направление, в котором он называет. А еще более интересным приемом, можно нарисовать дорогу на доске с различными поворотами, и взять обычную игрушечную машинку и попросить обучаемого доехать из точки А в точку B, при этом называя свое направление.

Здесь также подходит метод римской комнаты (метод Циррона) [3,4 с]

Одним из распространенных приемов изучения иностранных школ младшими школьниками является метод создания истории.

При его использовании нужно не только связывать соседние образы. Нои еще выстраивать сюжетную линию, объединяющую несколько образов. [3, 18 с]

Здесь подходят всеми нам любимые рассказы на английском о семье, поход в магазин и другие.

В современном подходе нам так же несомненно помогают ИКТ технологии.

Мнемотаблицы, схемы для запоминания, картинки для визуализации и восприятия мы можем представлять обучающим на интерактивных досках.

Любой материал можно представить в виде дидактической игры созданной преподавателем для урока. В ней можно показывать картинки с обозначением слов на русском и иностранном языке, а при нажатии на неё, например, будет включаться озвучка с правильным произношением. Тогда будет одновременно задействована зрительная и слуховая память. В конце все это закрепить игрой, где обучающийся будет относить слова к определенной категории. Использование современных технологий в обучении, это основное оружие преподавателя.

В книге Инессы Зайцевой: «Тонкости искусства изучения Английского языка» рассматриваются еще две мнемотехники:

  1. Метод фонетических ассоциаций (МФА). В любом языке есть

созвучные слова, хоть и имеющие разное значение, и автор на примере рассматривает, как это можно использовать:

«Например, слово «look» (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.»


  1. Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО) Здесь автор нам намекает на то, что нам надо не зубрить слово с переводом, что к слову говоря очень любят делать в частности и в российской системе образования, а запоминать картинку. Не повторять про себя тысячу раз, что кот-cat, собака-dog, а рисовать в своей голове образ данного животного, называя слово на иностранном языке визуализировать его в своем воображении.

Рекомендации для учителей:

  1. При обучении нужно обязательно учитывать возраст обучаемого и подбирать приемы в соответствии с ним, что интересно первокласснику, не интересно ученику более старшего возраста.

  2. Для младшего школьного возраста больше подходят наглядные пособия, мульфильмы, дидактический материал, визуализация.

  3. При выборе мнемотехники необходимо учитывать изучаемую тему, если мы изучаем цвета подойдут ассоциативные связи, при изучении животных лучше воспользоваться МВВО.

Заключение: Подведем итоги изученного материала, рекомендаций по пополнению иностранного словарного запаса с помощью различных мнемотехник. Память-это сложный мыслительный процесс, ее нужно постоянно развивать. Мнеомика является самых эффективным из способов запоминания. Мнемотехники в обучении иностранному языку являются необходимым арсеналом, каждого преподавателя и обучающегося.

Библиографический список:

  1. Зайцева И. Тонкости исскуства изучения английского языка: образов литература, 2019.-52 с.

  2. Листвин Д А. Таблетка полилота. Как изучать иностранные языки, иностранные языки, педагогика, 2020.-180 с.

  3. Славин Р. Мнемотехника. Способы запоминания информации и приемы тренировки памяти, самоучитель, 2021.-22 с