Файл: Рабочая программа по предмету однкнр (указать учебный предмет, курс, направление внеурочной деятельности).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Багаевского района Ростовской области

«Утверждаю» Директор МБОУ Отрадненская СОШ _________ Бурачевская Т.В. Приказ от ______________ № ______


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОДНКНР

(указать учебный предмет, курс, направление внеурочной деятельности)
Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 33

Учитель Ивашкина Т.И.

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе примерной авторской программы

Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программы учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2012 г.

(


2021-2022 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25.12.2018 года.

  • ФГОС ООО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, ред. 31.12.2015).

  • Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 

  • Примерная авторская программа Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012 г.

  • Основная образовательная программа МБОУ Отрадненской СОШ;

  • Учебный план МБОУ Отрадненской СОШ на 2021–2022 учебный год;

  • Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год;

  • Положение МБОУ Отрадненской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).


Цель: духовно-нравственное развитие учащегося посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Задачи:

  • воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;

  • освоение первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, , православных памятников архитектуры и искусства;

  • развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности

  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

Общая характеристика курса

Ведущей темой программы 9 года обучения (класса) является тема «Творчество. Православные мастера и их творения». Определение ведущей темы года и отбор материала учебного пособия произведен с учетом особенностей учащихся данной возрастной группы (стремление к самостоятельности, дифференцированность восприятия, способность анализа, поиск личной позиции в выборе ценностей жизни). Учитывая указанные возрастные особенности, в раскрытии содержания основной содержательной линии предмета «Православная культура» в 9 классе были акцентированы ведущие ценности христианской культуры: вера, семья, традиции, творчество, позволяющие раскрыть смысл христианской жизни.

Место учебного предмета в учебном плане:

Учебный план МБОУ Отрадненской СОШ предусматривает обязательное изучение ОПК на уровне основного общего образования в 9 классе 34 часа (1 час в неделю). Согласно календарному графику один урок выдался на праздничный день 01.05.2022 г., поэтому фактическое количество часов – 33.

Основное содержание курса

Раздел 1. Божественное творчество.

Творчество. Что такое православное творчество? О дарах и творчестве. Для чего они даются человеку. Бог Творец. Божественная любовь. Божественное мироздание. Библия и наука - о чудесах творений. О соотношении веры и знания в понимании мироздания. Существуют ли противоречия между наукой и религией в вопросе о сотворении мира? Красота души человека. Как и чем украшается душа человека. Добрые качества души. Как человеку следует относиться к другим людям. Как поступать по справедливости. Как относиться к завистливым людям. Ответственен ли человек за свой талант. Смысл и назначение церковного искусства. Соработничество. О нормах и правилах православного творчества. Какими качествами отличается произведение церковного искусства. Молитвенность. Гармоничность. Обращенность к святыне. Виды и жанры церковного искусства. Смысл творчества православного мастера.

Тестирование.

Раздел 2. Православный храм (9 ч.)

Православные мастера и их творения. Раздел 2. Православный храм. Духовный смысл и устройство православного храма. Богослужение. Храм – дом Божий. Библия о повелении Божием построить храм для прославления Бога. Отличие храма от дома. Для чего возводили храмы. Храм – дом молитвы. Значение храма в жизни человека. Созидание храма. Великие христианские храмы мира. Устройство храма. Формы храма. Иконостас. Престол и его принадлежности. История храмостроения. Происхождение храма. Первые христианские храмы. Кубикулы, крипты, капеллы. Базилика. История Иерусалимского храма. Типология христианских храмов. История развития храмостроения. Храмостроительство Византии. Восточно-византийский стиль. История и архитектурные особенности. Храмовое искусство Запада. Храмостроительство и христианское искусство Запада. Путь западных мастеров. Стили христианского храмостроения. Древнерусское зодчество и его мастера. Русская церковная архитектура. Русское зодчество. Особенности русского национального стиля. Русскогреческий стиль. Древнерусские храмы. Контрольная работа по теме «Православный храм»

Раздел 3. Иконопись и иконописцы (9 ч.)

Смысл и содержание иконы. Православная икона – священный образ. Отличие от картины. История возникновения святых образов. Символичность первохристианских изображений. Символы первохристианского искусства. Происхождение христианского образа. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. Сюжеты и символы. Церковное искусство Византии.

Иконопочитание. Влияние византийской иконописи на развитие живописных школ. Древнерусское искусство. Русь иконная. Типы икон. Чудотворные иконы. Роль иконы в истории России. Икона в русской художественной литературе. Русские иконописцы. Сюжеты и образы древнерусской иконы.

Сюжеты и образы древнерусской живописи. Праздники. Ангельский мир. Святые. Особенности иконографии.

Раздел 4. Церковное музыкальное искусство (5 ч.)

Музыка в православном богослужении. О составных частях богослужения. Цель церковных песнопений. Главные церковные песнопения. Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении. и манера церковного пения. Древнейшее церковное пение на Руси. Знаменное пение. Церковные и светские композиторы – создатели церковных песнопений.
Итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата

Тема урока

Виды контроля




план

факт




Раздел 1. Божественное творчество (10 ч.)






02.09.21




Творчество.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






9.09




Что такое православное творчество?

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






16.09




Творец. Божественное мироздание.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






23.09




Библия и наука - о чудесах творений

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






30.09




Творчество божественное и человеческое.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






07.10




Как Бог строил дом спасения человека.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






14.10




Красота души человека

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






21.10




Смысл и назначение церковного искусства. Соработничество

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






28.10




Смысл творчества православного мастера

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






11.11




Виды и жанры церковного искусства

Тематический контроль. Тестирование




Раздел 2. Православный храм (9 ч.)






18.11




Духовный смысл и устройство православного храма

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






25.11




Отличие храма от дома. Для чего возводили храмы.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






02.12




Великие христианские храмы мира. Устройство храма.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






09.12




Контрольная работа по теме Православный храм»

Тематический контроль.






16.12




История развития храмостроения. История храмостроения.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






23.12




Храмостроительство Византии.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






13.01.22




Храмовое искусство Запада.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






20.01.




Стили христианского храмостроения.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






27.01




Древнерусское зодчество и его мастера

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа




Раздел 3. Иконопись и иконописцы (9 ч.)

Раздел 4. Путь от рождения до вечности (3 ч)



03.02




Смысл и содержание иконы.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






10.02




Происхождение христианского образа.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






17.02




Первохристианское искусство.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






24.02




Происхождение христианского образа.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






03.03




Церковное искусство Византии

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






10.03




Иконопочитание. Влияние византийской иконописи на развитие живописных школ

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






17.03




Древнерусское искусство.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






31.03




Икона в русской художественной литературе. Сюжеты и образы древнерусской иконы.

Подготовка проекта






07.04




Сюжеты и образы древнерусской живописи.

Защита проекта




Раздел 4. Церковное музыкальное искусство (5 ч.)






14.04.




Русская церковная музыка.

Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа






21.04.




Итоговая контрольная работа

Итоговый контроль






28.04.




Урок коррекции знаний









05.05




Радость творчества

Подготовка проекта






12.05




Радость творчества

Защита проекта






19.05




Вокруг нас – мир.







Всего 34 часа






Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;

  • наличие эстетических чувств, умения видеть красоту творчества.

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях;

  • умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели.

  • умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию;

  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);

  • умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

  • понимание смысла и назначения церковного искусства;

  • знание памятников православной культуры, имён их создателей;

  • умение соотносить имена выдающихся иконописцев, архитекторов с их произведениями;

  • умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

  • умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры.