Файл: Рабочая программа по предмету однкнр (указать учебный предмет, курс, направление внеурочной деятельности).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Багаевского района Ростовской области
«Утверждаю» Директор МБОУ Отрадненская СОШ _________ Бурачевская Т.В. Приказ от ______________ № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОДНКНР
(указать учебный предмет, курс, направление внеурочной деятельности)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 33
Учитель Ивашкина Т.И.
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе примерной авторской программы
Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программы учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки
культурно-исторических традиций Отечества, 2012 г.
(
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25.12.2018 года. -
ФГОС ООО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, ред. 31.12.2015). -
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». -
Примерная авторская программа Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012 г. -
Основная образовательная программа МБОУ Отрадненской СОШ; -
Учебный план МБОУ Отрадненской СОШ на 2021–2022 учебный год; -
Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год; -
Положение МБОУ Отрадненской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Цель: духовно-нравственное развитие учащегося посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Задачи:
-
воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых; -
освоение первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, , православных памятников архитектуры и искусства; -
развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности -
формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
Общая характеристика курса
Ведущей темой программы 9 года обучения (класса) является тема «Творчество. Православные мастера и их творения». Определение ведущей темы года и отбор материала учебного пособия произведен с учетом особенностей учащихся данной возрастной группы (стремление к самостоятельности, дифференцированность восприятия, способность анализа, поиск личной позиции в выборе ценностей жизни). Учитывая указанные возрастные особенности, в раскрытии содержания основной содержательной линии предмета «Православная культура» в 9 классе были акцентированы ведущие ценности христианской культуры: вера, семья, традиции, творчество, позволяющие раскрыть смысл христианской жизни.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ Отрадненской СОШ предусматривает обязательное изучение ОПК на уровне основного общего образования в 9 классе 34 часа (1 час в неделю). Согласно календарному графику один урок выдался на праздничный день 01.05.2022 г., поэтому фактическое количество часов – 33.
Основное содержание курса
Раздел 1. Божественное творчество.
Творчество. Что такое православное творчество? О дарах и творчестве. Для чего они даются человеку. Бог Творец. Божественная любовь. Божественное мироздание. Библия и наука - о чудесах творений. О соотношении веры и знания в понимании мироздания. Существуют ли противоречия между наукой и религией в вопросе о сотворении мира? Красота души человека. Как и чем украшается душа человека. Добрые качества души. Как человеку следует относиться к другим людям. Как поступать по справедливости. Как относиться к завистливым людям. Ответственен ли человек за свой талант. Смысл и назначение церковного искусства. Соработничество. О нормах и правилах православного творчества. Какими качествами отличается произведение церковного искусства. Молитвенность. Гармоничность. Обращенность к святыне. Виды и жанры церковного искусства. Смысл творчества православного мастера.
Тестирование.
Раздел 2. Православный храм (9 ч.)
Православные мастера и их творения. Раздел 2. Православный храм. Духовный смысл и устройство православного храма. Богослужение. Храм – дом Божий. Библия о повелении Божием построить храм для прославления Бога. Отличие храма от дома. Для чего возводили храмы. Храм – дом молитвы. Значение храма в жизни человека. Созидание храма. Великие христианские храмы мира. Устройство храма. Формы храма. Иконостас. Престол и его принадлежности. История храмостроения. Происхождение храма. Первые христианские храмы. Кубикулы, крипты, капеллы. Базилика. История Иерусалимского храма. Типология христианских храмов. История развития храмостроения. Храмостроительство Византии. Восточно-византийский стиль. История и архитектурные особенности. Храмовое искусство Запада. Храмостроительство и христианское искусство Запада. Путь западных мастеров. Стили христианского храмостроения. Древнерусское зодчество и его мастера. Русская церковная архитектура. Русское зодчество. Особенности русского национального стиля. Русскогреческий стиль. Древнерусские храмы. Контрольная работа по теме «Православный храм»
Раздел 3. Иконопись и иконописцы (9 ч.)
Смысл и содержание иконы. Православная икона – священный образ. Отличие от картины. История возникновения святых образов. Символичность первохристианских изображений. Символы первохристианского искусства. Происхождение христианского образа. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. Сюжеты и символы. Церковное искусство Византии.
Иконопочитание. Влияние византийской иконописи на развитие живописных школ. Древнерусское искусство. Русь иконная. Типы икон. Чудотворные иконы. Роль иконы в истории России. Икона в русской художественной литературе. Русские иконописцы. Сюжеты и образы древнерусской иконы.
Сюжеты и образы древнерусской живописи. Праздники. Ангельский мир. Святые. Особенности иконографии.
Раздел 4. Церковное музыкальное искусство (5 ч.)
Музыка в православном богослужении. О составных частях богослужения. Цель церковных песнопений. Главные церковные песнопения. Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении. и манера церковного пения. Древнейшее церковное пение на Руси. Знаменное пение. Церковные и светские композиторы – создатели церковных песнопений.
Итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Виды контроля | | ||
план | факт | | ||||
Раздел 1. Божественное творчество (10 ч.) | | |||||
| 02.09.21 | | Творчество. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 9.09 | | Что такое православное творчество? | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 16.09 | | Творец. Божественное мироздание. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 23.09 | | Библия и наука - о чудесах творений | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 30.09 | | Творчество божественное и человеческое. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 07.10 | | Как Бог строил дом спасения человека. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 14.10 | | Красота души человека | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 21.10 | | Смысл и назначение церковного искусства. Соработничество | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 28.10 | | Смысл творчества православного мастера | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 11.11 | | Виды и жанры церковного искусства | Тематический контроль. Тестирование | | |
Раздел 2. Православный храм (9 ч.) | | |||||
| 18.11 | | Духовный смысл и устройство православного храма | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 25.11 | | Отличие храма от дома. Для чего возводили храмы. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 02.12 | | Великие христианские храмы мира. Устройство храма. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 09.12 | | Контрольная работа по теме Православный храм» | Тематический контроль. | | |
| 16.12 | | История развития храмостроения. История храмостроения. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 23.12 | | Храмостроительство Византии. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 13.01.22 | | Храмовое искусство Запада. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 20.01. | | Стили христианского храмостроения. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 27.01 | | Древнерусское зодчество и его мастера | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
Раздел 3. Иконопись и иконописцы (9 ч.) | Раздел 4. Путь от рождения до вечности (3 ч) | |||||
| 03.02 | | Смысл и содержание иконы. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 10.02 | | Происхождение христианского образа. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 17.02 | | Первохристианское искусство. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 24.02 | | Происхождение христианского образа. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 03.03 | | Церковное искусство Византии | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 10.03 | | Иконопочитание. Влияние византийской иконописи на развитие живописных школ | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 17.03 | | Древнерусское искусство. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 31.03 | | Икона в русской художественной литературе. Сюжеты и образы древнерусской иконы. | Подготовка проекта | | |
| 07.04 | | Сюжеты и образы древнерусской живописи. | Защита проекта | | |
Раздел 4. Церковное музыкальное искусство (5 ч.) | | |||||
| 14.04. | | Русская церковная музыка. | Устный индивидуальный и фронтальный опрос, беседа | | |
| 21.04. | | Итоговая контрольная работа | Итоговый контроль | | |
| 28.04. | | Урок коррекции знаний | | | |
| 05.05 | | Радость творчества | Подготовка проекта | | |
| 12.05 | | Радость творчества | Защита проекта | | |
| 19.05 | | Вокруг нас – мир. | | | |
Всего 34 часа | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; -
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; -
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. -
наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины; -
наличие эстетических чувств, умения видеть красоту творчества.
Метапредметные результаты:
-
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; -
умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели. -
умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; -
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; -
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); -
умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения.
Предметные результаты:
-
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; -
понимание смысла и назначения церковного искусства; -
знание памятников православной культуры, имён их создателей; -
умение соотносить имена выдающихся иконописцев, архитекторов с их произведениями; -
умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; -
умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей; -
приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; -
усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры.