Файл: Контрольная работа по дисциплине Коммуникативная политика в гму.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

Кафедра политической экономии

Контрольная работа

по дисциплине

Коммуникативная политика в ГМУ

Оглавление

Что такое профессиональная компетентность 3

Назовите базовые компетентности, ключевые компетенции 5

В чем заключается сущность акмеологического подхода к личностно-профессиональному развитию специалиста 9

Тест 12

Список литературы 13

Что такое профессиональная компетентность

При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к выпускникам вузов широко применяются термины «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность». Мы сначала изучим определения этих терминов, а затем более подробно рассмотрим профессиональные компетенции и профессиональные компетентности современного педагога (учителя).

Наиболее известным ученым в данном вопросе считается профессор Эдинбургского университета (Великобритания) доктор Джон Равен. Он определяет профессиональную компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Профессиональная компетенция – «это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность; способность человека реализовать на практике свою компетентность» (Г.В. Мухаметзянова).

Профессиональная компетентность определяется, как «показатель качества профессионального образования» (Г.В. Мухаметзянова), как «способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии» (В.Д. Шадриков, Н.В. Кузьмина), как «готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности» (К.В. Шапошников).

В рамках акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач) профессиональная компетентность является главным когнитивным компонентом профессионализма личности и определяется как сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.

Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына). Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Таким образом, все исследователи, изучавшие природу профессиональной компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, многомерный и системный характер.

В целом под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Назовите базовые компетентности, ключевые компетенции

Профессиональная мораль возникает в ходе трудовой практики представителей конкретной профессии. Наличие социально оформленной профессиональной морали является характеристикой гуманистической зрелости профессий. В этом отношении профессионализм как высшая степень мастерства и цельности личности является в то же время и выражением общей культуры профессионала. Совершенствование профессиональной деятельности специалиста — это не только совершенствование орудий труда и профессиональных знаний и навыков, но и одновременно повышение моральной, гуманитарной, нравственной культуры профессионала. Именно поэтому отношение профессионала к своему делу, к коллегам является выражением меры его моральной социализации.

Нравственная культура занимает особое место в структуре внутреннего мира человека, это связано с ее активным, деятельным характером. Нравственная культура профессионала — это совокупность общественно признанных профессиональных моральных норм, принципов и идеалов, а также способов их воплощения в нравственных аспектах профессиональной деятельности людей.

В понятии «нравственная культура» отражается степень освоения личностью общественного морального опыта, способность органичного и последовательного осуществления профессиональных моральных ценностей в профессиональном поведении и отношениях с другими людьми, готовность к постоянному профессиональному и нравственному совершенствованию. Все это позволяет нам утверждать, что профессионализм работника необходимо предполагает высокий уровень развития его нравственной культуры.

Основой нравственной культуры профессионала является профессиональное нравственное сознание личности, представляющее собой совокупность нравственных норм, требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии, призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общеморальными нормами. Единство профессионального и общечеловеческого, корпоративного и социального является неотъемлемой чертой нравственного облика профессионала. При этом цельность личности профессионала служит залогом гармонии профессионального и нравственного в ее структуре.

Наличие в структуре индивидуально-личностного профессионального сознания развитого нравственного компонента обусловливает зрелость личности профессионала. В то же время правильное, общественно одобряемое поведение работника в ходе выполнения им своих профессиональных обязанностей во многом определено уровнем развития как его личностного нравственного сознания, так и морального сознания профессиональной группы. «Нравственность пронизывает все сферы и стороны человеческой практики. Без нее сознание людей неопределенно. Она свидетельствует, действительно ли в поведении людей воплощаются прогрессивные жизненные идеалы или они лишь формально декларируются, словесной оболочкой скрывают обыкновенную мимикрию, корыстные стремления и эгоизм».

Профессиональные нравственные представления в индивидуальном сознании работника существуют в виде профессионально-нравственных взглядов, профессионально-нравственных убеждений и профессионально-нравственных чувств. Профессионально-нравственные взгляды являются первой рационализированной и умозрительной формой профессионально-нравственных представлений в индивидуальном сознании личности. Они представляют собой осознаваемые и поддающиеся словесному выражению результаты освоения работником норм и ценностей профессиональной морали.

К профессионально-нравственным взглядам относятся те знания и нормы, которые стали итогом первичного личностного отбора в ходе профессионального обучения и первоначального профессионального опыта. Профессионально-нравственные взгляды в сознании личности включены в «образ профессии» и формируются параллельно с общими представлениями о мире профессии. Еще в ходе знакомства с будущей профессией человек знакомится и с присущими ей профессионально-нравственными ориентирами, отбирая для себя те из них, которые считает на данном этапе профессионального развития необходимыми. Профессионально-нравственные взгляды носят динамичный характер: в ходе последующей профессиональной деятельности система взглядов может быть скорректирована. Впоследствии профессионально-нравственные взгляды закладываются в основу профессиональной позиции личности.

Анализ литературы, позволил выделить два подхода к пониманию ключевых компетенций. Ряд исследователей (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, Б. Оскарссон, А. Шелтон) ключевые компетенции рассматривают как качества личности, которые важны для осуществления деятельности в любой профессиональной сфере. Другие (А. М. Новиков) говорят о них как о «сквозных» знаниях и умениях, необходимых в любой профессиональной деятельности, в различных видах работы. Другими словами, первые делают акцент на личностных свойствах, а вторые — на знаниях и умениях, обладающих свойством широкого переноса.

Согласно иерархии компетенций, А. В. Хуторской выделяет три уровня компетенций:

1) ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Понятие «компетенция» выступает в качестве центрального понятия модернизации содержания образования в системе высшего образования, так как объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрирует близкородственные знания и умения, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности (Е. В. Арцишевская, Э. Ф. Зеер, М. К. Кабардов, Ю. А. Тихомиров, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской и др.).

Н. В. Кузьмина выделяет пять видов компетентности (специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины, методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся, социально-психологическая компетентность в области процессов общения, дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся, аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности).

Компетенции, проявляющиеся во всех сферах жизнедеятельности человека, получили название ключевых или базовых компетенций. Современный специалист должен обладать определенным кругом компетенций, как ключевых (базовых), так и профессиональных.

В чем заключается сущность акмеологического подхода к личностно-профессиональному развитию специалиста


«Акмеология (от древнегреческого ″акме″ – вершина, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора высшая степень чего-либо и ″логос″ – учение) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. Акме – система смысложизненных вершин (социальных, духовных, профессиональных), достигнутых человеком и воспринимаемых им как ″чувство жизни″, ″самореализация″, воплощенная собственная уникальность. С событийной точки зрения акме – это прорыв, подготовленный всем содержанием российской культуры и науки; это принятие ответственности за поиски российского гуманитарного ответа на вызовы глобального развития, на вопросы, которые поставила перед мировым сообществом эпоха постиндустриализма с ее возрастающей наукоемкостью и глобальной информатизацией» .

Требования современного науковедения указывают: чтобы акмеология отвечала статусу научной дисциплины, она должна соответствовать критериям актуальности, современности, перспективности, самостоятельности и фундаментальности.

Основной задачей акмеологии является вооружение субъекта деятельности средствами, адекватными поставленным целям. Средства – сравнительное моделирование в специальных областях.

Акмеология выявляет феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени взрослости и зрелости, а также условия и средства достижения им оптимума в этом развитии. К средствам достижения намеченной цели относится прежде всего сравнительное моделирование в специальных областях.

Акмеология изучает не внешние результаты, а психологические особенности носителя этого высокого результата, в том числе ответственность и требовательность к уровню своего профессионализма.

Акмеология – научная дисциплина, занимающаяся изучением:

1. Научного освещения феномена «акме» с целью объективирования в нем общего и самобытного у разных людей.

Решение данной задачи осуществляется посредством выявления закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам).

2. Объективных и субъективных факторов, содействующих или препятствующих достижению вершин и определяющих качественно-количественные характеристики «акме». Изучение этих факторов означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное «акме» действительно состоялось.

3. Закономерностей и возможностей достижения вершин жизни и профессионализма в деятельности. Достижение данных вершин осуществляется путем обучения, воспитания, социализации и профессионализации.

4. Самообразования, самоорганизации, самосовершенствования и самоконтроля в процессе достижения вершин в профессиональной деятельности и личностном развитии.

5. Механизмов и средств самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

6. Целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности. В связи со сказанным важной задачей акмеологии при изучении труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности является поиск общих признаков, которые их объединяют, и раскрытие содержания явления высокого профессионализма, выработка соответствующих понятий, характеристик и рекомендаций.

Таким образом, акмеология берет на себя ответственность опровергнуть утвердившийся «бессубъектный» подход, согласно которому в познании, деятельности, общении человек предстает абстрактно. Акмеологическая концепция субъекта строится на двух положениях – понимании субъекта как специфического способа организации (качественной определенности человека как целостной системы) и понимании сущности субъекта через связанность не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся противоречий.

Тест


1. При представлении в деловой обстановке двух людей разного статуса соблюдается последовательность

б) нижестоящего представляют вышестоящему

2. При обмене рукопожатием мужчина и женщина, имеющие одинаковый статус, должны следовать правилу

а) женщина первой подаёт руку мужчине

3. Высота каблуков женских деловых туфель

б) не должна превышать 7 см

4. Длина пиджака мужского костюма делового стиля

в) до кистей опущенных рук

5. На визитной карточке, прикладываемой к подарку для делового партнера, следует сделать пометку б) p.f.

6. По правилам делового протокола, в автомобиле представительского класса самым почетным считается место

в) на заднем сидении, справа по ходу движения

7. Большой офисный стол круглой формы уместен

а) на двусторонних переговорах

8. При встрече руководителя и подчиненного

б) первым протягивает руку руководитель

9. В дверь какого из кабинетов надо постучать перед тем, как войти

б) Где Вам не назначена встреча

10. Вы, мужчина, протянете для рукопожатия руку в следующей ситуации

б) если Вы гость, а перед вами хозяин и хозяйка

11. Встречая женщину в своем рабочем кабинете

а) Вы встанете, встречая ее

12. Вы не снимете головного убора

в) садясь в автомобиль

13. Вы можете позвонить деловому партнеру на личный телефон

б) в 21 час 20 мин в) в 9 час 10 мин

Список литературы


  1. Профессиональная компетенция [Электронный ресурс]. – URL: https://studopedia.ru/8_59809_professionalnaya-kompetentsiya-i-professionalnaya-kompetentnost.html

  2. Компетентность и компетенции [Электронный ресурс]. – URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/40489/1/978-5-89516-227-9_2012_010.pdf

  3. Акмеология [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110510.pdf#:
:text=Сущность%20акмеологического%20подхода%20заключается%20в,на%20которые%20может%20подняться%20каждый