Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Защита авторского права
Наименование дисциплины: Гражданское право
Специальность: Право и организация социального обеспечения
Выполнил: Руководитель работы:
Студент_2__курса, ____________________
Группа___
Ученая степень, должность
________________ ____________________
(Ф.И.О) (Ф.И.О)
___________________________ _________________________________
(подпись) (подпись)
Москва
2023
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения авторского права…………………………………4
1.1Понятие и функции авторского права………………………………………4
1.2Исторические этапы развития авторского права в России…………………6
1.3.Субъекты авторского права…………………………………………………12
Глава 2. Содержание авторских прав…………………………………………..19
2.1. Личные неимущественные авторские права………………………………19
2.2. Исключительное право на произведение………………………………….24
2.3. Иные права на произведение……………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список источников литературы………………………………………………..32
Введение
Актуальность данной темы, определяется тем, что одним из важных условий успешного развития науки, является не только признание за создателями творческих произведений и их правомерными пользователями определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение этих прав надежной правовой защитой.
Однако, не смотря на прочность существующей системы защита авторских и смежных прав, все чаще наблюдаются ее нарушения. Вызвано это различными факторами, среди которых особо хотелось бы выделить стремительное развитие информационно-цифровых технологий. Защита авторских прав в сети Интернет – в последнее время одна из актуальнейших проблем в данной сфере.
Цель данной работы – раскрыть содержание понятия «защита авторских прав», а также рассмотреть главные особенности существующих на сегодня в Российской Федерации гражданско-правовых способов защиты авторских прав.
Задачи:
-
Дать понятие и определить функции авторского права; -
Рассмотреть исторические этапы развития авторского права России; -
Определить субъекты авторского права; -
Изучить объекты авторского права; -
Проанализировать личные неимущественные авторские права; -
Рассмотреть исключительное право на произведение; -
Показать иные права на произведение.
Объектом -авторское право.
Предмет-определение сущности авторского права и отдельных авторских правомочий.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
-
Понятие и функции авторского права
Авторское право-гражданско-правовые отношения, которые регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства, музыки и т.п. Данные отношения регулируются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом. Е.А.Моргунова отмечает, что законодатель не использует термин «авторское право» как некого единого права. состоящего из ряда правомочий. Он указывает, какие права могут существовать в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных заведениях используется термин «авторское право».
Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право-это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки, музыки, искусства. В субъективном смысле авторское право-совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, музыки, искусства, науки. Основной задачей авторского права с одной стороны, является обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны-интересы общества в целом.Е.А.Суханов выделяет четыре функции авторского права:Перва из них-признание авторства и охрана произведений науки литературы искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий(произведения науки), литературных, художественных и музыкальных образов(произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, произведения декоративно-прикладного искусства. Вторая функция проявляется в установление режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 1256 ГК РФ обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав. Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом. Третья функция авторского права выражается в наделение авторов произведения искусства, литературы и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав. Защита прав образует содержание четвертой функции авторского права. Итак, авторское право-один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные отношения связанные с созданием и использовнием произведений литературы, науки, искусства и музыки. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи.
1.2Исторические этапы развития авторского права в России.
Российское авторское законодательство, вступившее в силу с 1 января 2008г., стало итого его исторического развития. Это процесс характеризовался как преемственностью, так новациями на основных этапах его модернизации. Часть четвертая Гражданского кодекса РФ представляет собой баланс между «интеллектуальной собственности» гражданско-правовыми институтами и необходимыми новеллами гражданско-правового регулирования, обусловленными требованиями международных договоров РФ и современным научно-техническим развитием, но не лишенный недостатков, которые необходимо устранять. Первый закон по авторскому праву, именуемый «Статут королевы Анны», был принят в Англии в 1710г. Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет. В России регулирование отношений, связанных с произведением и распространением литературных произведений. Возникло не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов. «Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством». До 1771 г. Книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 г. Была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. . Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке. Чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 г. Принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при последующем представлении рукописи на цензуру напечатания должны были иметь, доказательства прав издателя, полученные от автора. Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828г. Это был Цензурный устав, содержащий главу « О сочинителях и издателях книг». В 1830г. Утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права заключается в том, что с 1857г. Срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах. Со второй половины XIXв. Положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи. А 20 марта 1911г. Был принят самостоятельный закон об авторском праве Российской империи. «До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода». В общих чертах Закон 1911г. Обеспечивал адекватный уровень защиты для
существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия. Несмотря на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений. Советский период законодательства об авторском праве характеризуется следующими этапами. 16 мая 1928-Поставновление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права, значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое. Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР. 1964 год-Гражданский Кодекс РСФСР. На данном этапе законодатель использовал иной подход к регламентации отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон, чего не было сделано в Гражданском Кодексе РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже гораздо более полная и подробная разработка авторского права. Оба вышеупомянутые акты предусматривали возможность предоставления авторского-правовой охраны выпущенным в свет заграницей произведениям иностранных авторов в рамках соответствующих международных соглашений( двусторонних или многосторонних). Однако такого рода соглашения отсутствовали вплоть до 1973 года за незначительным исключением двусторонних договоров СССР. Например, Договор между СССР и Норвегией о торговле и мореплавании от 15.12.1925.в 13 статье предусматривает следующее: «Впредь до заключения этих конвенций вышеуказанные права промышленной, литературной и художественной собственности будут осуществляться гражданами одной из Высоких Договаривающихся Сторон на территории другой Стороны в пределах и на условиях постановлений внутренних законов этой последней Стороны и международных конвенций, соглашений или договоров, заключенных ею с тем из других государств, которое в этом отношении является наиболее благоприятствуемым».1973-СССР присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952г. (Женевская редакция). Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей: исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы, разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений. 9 июля 1993-принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов: Общие положения; Авторское право; Смежные права; Коллективное управление имущественными правами; Защита авторских и смежных прав.1995-период присоединения Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года(Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года(в редакции Парижского акта 1979 года)2004-внесение поправок в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон: -полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией, -скорректировал сроки предоставления охраны произведениям, -ввел новое «интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое. Федеральным законом от18декабря 2006г.№231-ФЗ названный Закон признан утратившим силу. В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ. Часть четвертая ГК РФ объединяет в себе разрозненные нормы ранее действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах , товарных знаках,
правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единобразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте. Закон направлен на полную кодификацию законодательных норм в сфере интеллектуальной собственности. Ряд норм части четвертой посвящен защите прав авторов. Основной принцип защиты прав автора, реализованный в IV части ГК РФ, предусматривает исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, которое первоначально возникает у автора, а к другим лицам может перейти только по договору или на иных основаниях, специально установленных законом. Законом устанавливается презумпция, что в случае создания служебного произведения автор имеет право получить вознаграждение от работодателя даже в том случае, если использование произведения не было начато в отговоренный срок. На принадлежащее автору и исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания. На издателя предлагается возложить обязанность начать использование произведения не позднее определенного лицензионным договором срока. Нарушение этой обязанности повлечет за собой возможность одностороннего расторжения договора по инициативе автора без возмещения издателю причиненных этим убытков, а также возможность взыскать с издателя предусмотренное договором вознаграждение в полном объеме. Усилены права авторов: восстановлено право автора на не прикосновенность произведения; впервые определяется порядок внесения наследниками или правопреемниками автора. Необходимо отметить, что положения устанавливающие ответственность на нарушение исключительных прав. Так, например, за грубое нарушение исключительных прав впервые предлагается ввести такую меру ответственности, как конфискация оборудования нарушителя, либо более строгую меру в виде ликвидации юридического лица. Большое внимание уделено характеристике и регламентации двух основных договоров. С помощью которых осуществляется оборот прав на объекты интеллектуальной собственности-договора об отчуждение исключительного права и лицензионного договора, направленного на предоставление права использовать результат интеллектуальной деятельности. В целом, основные законодательные нововведения в области авторских и смежных прав можно распределить по следующим группам: