Файл: Защита авторского права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Право авторства тесно взаимосвязано с правом автора на имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем(псевдонимом) или без указания имени. Согласно статье 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Другими словами, право на имя-это право на способ указания имени автора при использовании произведения. Следующим личным неимущественным правом автора является право на неприкосновенность произведения. В соответствии с п.1 ст.1265 ГК РФ не допускается без согласия автора изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Важно, что после смерти автора правообладатель вправе разрешить внести в произведения изменения. При реализации данного права предусмотрено одно ограничение – вносимые изменения не должны искажать замысел автора, а также целостность восприятия произведения; изменения также не должны противоречить воле автора. Воля автора должна быть определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Кроме того, в п.2 ст. 1266 ГК РФ предусмотрено, что извращение, искажение или иное изменение, которые порочат репутацию автора, а также посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ. Федеральным законом от 12.03.2014 N 3-ФЗ было добавлено следующее положение: в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286. 1 ГК РФ, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью(исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. К числу личных неимущественных прав автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия. Которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа,
публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. Если автор передает другой стороне по договору произведения. Право на обнародование не переходит по наследству. Данное право возникает в силу закона у лица, обладающего исключительным правом на произведение. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после смерти, если тот обладает исключительным правом на произведение.

2.2. Исключительное право на произведение

Вопрос о правовой природе исключительного права в науке является дискуссионным. Так, А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера. И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права. В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что «принято выделять две группы правомочий по исключительным правам-личные неимущественные и имущественные». В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе. В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию «исключительное право» в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. 128 и 138 ГК РФ). Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что категория «интеллектуальной собственности» характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. «Названные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот «интеллектуальной собственности») и иные (например, известное «право следования», имеющее как личные, так и имущественные элементы)». Исключительное право является имущественным потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды.

Исходя из ст. 1270 ГК РФ можно вывести понятие исключительного права- это право автора или иного правообладателя использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. В п.2 ст. 1270 ГК РФ предусмотрен примерный перечень способов использования произведения, составляющих содержание исключительного права на произведение. Рассмотрим важнейшие имущественные права.



Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. Воспроизведение будет иметь место в том числе, если изготовлен всего один экземпляр произведения, не имеет также значения, полностью воспроизведено произведение или только его часть. Распространение произведения представляет собой введение его в гражданский оборот путем продажи или иного отчуждения. Распространение будет иметь место во всех случаях, связанных с переходом оригинала или экземпляра произведения от одного лица, в частности при мене, дарении. Следующий вид использования публичный показ произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения. Особо хочется выделить такой способ использования, как прокат оригинала или экземпляра произведения. С введением в действие части четвертой ГК РФ он рассматривается как самостоятельный способ использования. Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды. Публичное исполнение определяется законодателем, как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств(радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения(с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.


К видам использования относится перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения. В целом право на перевод литературных и художественных произведений достаточно подробно регламентируется Всемирной (Женевской) конвенцией по охране литературных и художественных произведений, в которых участвует Российская Федерация. Исключительное право автора на перевод и разрешение перевода своего произведения предусматривается в ст.V Всемирной ( Женевской) конвенции и ст. 8 Бернской конвенции. Во Всемирной (Женевской) конвенции отговариваются положения, защищающие права автора, в частности принятие соответствующих мер, обеспечивающих обладателю права перевода правильность перевода произведения и получение справедливого вознаграждения за рубеж. Срок действия исключительного права на произведение закреплен в статье 1281 ГК РФ. Необходимо отметить, сто исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние. Таким образом, выделяются основные имущественные права авторов творческих произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

2.3. Иные права на произведение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право на вознаграждение за использование служебного произведения. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Как уже говорилось ранее, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Если работодатель в указанный срок, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.


Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания. Право на отзыв- право автора до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании. Однако автор должен возместить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненные таким решение убытки. Относительно перехода данного правомочия по наследству вопрос однозначно не решен. Право на отзыв неразрывно связано с правом на обнародование произведения и может быть реализовано наследниками при условии, что к ним перешло право на обнародование произведения. Если автор реализовал при жизни право на обнародование произведения, то право на отзыв не может быть осуществлено его наследниками. Право следования также является специфическим самостоятельным правом, распространяющимся преимущественно на авторов произведений изобразительного искусства. Согласно п. 1 ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ( в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи ( право следования). Размер процентных их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Следует также учесть, что авторы пользуются правом следования и в отношении авторских рукописей ( автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Данное право может принадлежать только автору, потому что связано с его личностью. Его внутренним миром. Оно действует исключительно в течение жизни автора и является неотчуждаемым и непередаваемым.