ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольятинский государственный университет
(наименование института полностью) |
Институт финансов,экономики и управлени |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
38.03.03. |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Управление персоналом |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №__2_
по учебному курсу « Философия »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | А.Д.Шишкина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | УПбвд-2101в | |
| | |
Преподаватель | Д.А.Рамм | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023__
-
Что означает термин «гуманизм»? В какой исторический период он получил распространение?
В современной философии и культурологии нет однозначного понимания слова «гуманизм». Чаще всего под гуманизмом понимают комплекс идей, связанных с признанием человека высшей ценностью, с защитой его фундаментальных прав и свобод, утверждением его творческого и созидательного предназначения в мире.
Само понятие впервые ввел Цицерон, древнеримский философ, оратор, 106 до н. э. - 43 до н. э.. Под гуманизмом античный философ понимал высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с человечностью.
Гуманизм как концепция возник в «осевое время» (по К. Ясперсу) и предстал в трех развернутых формах. Одной из них был нравственно-ритуальный гуманизм Конфуция.
2.Как изменились ценности гуманизма под влиянием распространения атеизма?
Гуманизм атеизма не ограничивается теоретической критикой религии, воспитательными и иными действиями в сфере сознания, а видит пути избавления человечества от духовного гнета религии прежде всего в преобразовании общественного бытия людей, в ходе которого изменяется и их общественное сознание. Гуманизм, как «истинное царство свободы», обеспечивает людям такие условия жизни, которые исключают потребность в религиозном восполнении действительности.
Гуманистическая природа атеизма определяет и общее направление всей антирелигиозной работы, и отношение к верующему человеку, и формы, методы, средства атеистического воспитания.
3.Какие изменения произошли в XX веке в представлениях о структуре психики человека?
Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент — это еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные же разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.
Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное. Этот контекст включает не только интеллектуальный «дух времени» (Zeitgeist), но и социальные, политические и экономические факторы.
4.Какие виды научных знаний способствовали развитию современной антропологии как философского направления и отдельной науки?
Философская антропология, по замыслу ее основателя Макса Шелера (1874-1928) и его последователей Г.Плеснера (189201985) и А.Гелена (1904-1976) и других должна была синтезировать в себе все существующие знания о человеке и стать общей теорией, объясняющей природу и сущность человека. Исходной для них стало учение Ницше о человеке, как биологически ущербном, непригодном для животной жизни существе. Человек, как биологический вид принципиально отличен от животных, т.к. не наделен от природы инстинктами, необходимыми для самостоятельного существования. Этот «недостаток» в свою очередь, делает его независимым от природы, открытым для любых иных возможностей, что привело к развитию интеллекта, творчества и появлению культуры.
5.Какое отражение антропологические проблемы нашли в современных учениях о бытии (экзистенциализм, философия жизни)?
Определяющей чертой антропологических философских систем является иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный), полагающий, что познавательные возможности человека определяются не одним разумом, что здесь важная роль принадлежит бессознательному, чувствам, интуиции, воображению. Истоки этих философских направлений восходят к «философии жизни» XX века. Ее наиболее выдающимися представителями были Ф. Нищие (lg44-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941).
В понятии жизнь у Ницше выражается воля к аккумуляции силы, у Дильтея - факты воли, побуждений и чувств человека, у Бергсона -космическая сила, «жизненный порыв». Но при любом понимании жизни общим для этих философов является убеждение в том, что и жизнь, и явления человеческой культуры недоступны рационализму, научному познанию. Они открываются или инстинктам или интуиции, противоположным научному познанию.
Одной из разновидностей философии жизни является фрейдизм. Имя этому философскому направлению дал 3. Фрейд (1856-1939) - австрийский врач, психолог, основатель психоанализа. Психоанализ использовался Фрейдом для изучения психических влечений человека, его внутреннего мира, раскрытия смысла человеческого поведения и выяснения влияния социальных и культурных процессов на психическое состояние личности.
Экзистенциализм возник после первой мировой войны в Германии. В период фашистской оккупации новая волна экзистенциализма распространилась во Франции, а после второй мировой войны он стал известен повсеместно. Возникновение и распространение экзистенциализма связано с тем, что в нем отразились проблемы, волнующие людей. Это проблемы смысла жизни, сущности человеческого существования, выбора линии поведения, ответственности личности. Нельзя не учитывать, что экзистенциализм явился своеобразной реакцией на положение науки XX века. В нем отразилось разочарование в способности науки обеспечить процветание общества, ответить на интересующие людей вопросы, стать руководством к действию.
6.Каковы тенденции изменения человека в условиях современной цивилизации? Рекомендуем аргументировать ответ на основе одной из антропологических концепций Макса Шелера, Жан-Поля Сартра, Альбера Камю, Хосе Ортеги-и-Гассета, Мартина Хайдеггера и т. д.
Тема кризиса гуманизма и соответственно критики основных установок гуманистического сознания становится преобладающей в 19—20 вв. на постклассическом этапе развития философской мысли, вызванном сомнением в способности человека в условиях современного общества сохранять позицию свободного и автономного субъекта. Уже Ф. Ницше (1844-1900, немецкий мыслитель и философ) объявил войну всему «слишком человеческому», усматривая в современности конец христианской культуры и приход в мир «сверхчеловека» с его «волей к власти» (впрочем, вопрос об отношении Ницше к гуманизму до сих пор остается спорным). В 20 в. для романтически и консервативно настроенных критиков западной цивилизации гуманизм — одна из причин резкого снижения духовного уровня, разрыва с морально-религиозными и аристократическими ценностями средневекового общества. Противоядием от «омассовления» культуры X. Ортега-и-Гассет (1883-1955, испанский философ) считал «дегуманизацию искусства», разрушение внешнего правдоподобия в художественном произведении. По мнению Н. А. Бердяева (1874-1948, русский религиозный и политический философ), главный изъян гуманизма — в отрыве человека от Бога, в утверждении «человекобожества» (в противоположность «богочеловечеству»), что в конечном счете ведет к самоистреблению человека и иссяканию его творческих сил, возникновению нигилизма (Ницше) и социализма (Маркс).
В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведется критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (М. Хоркхаимер. Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и др.
Трагическая судьба гуманизма в 20-м столетии — центральная тема экзистенциализма. Согласно М. Хайдеггеру (1889-1976, немецкий философ), несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию (см. «Письмо о гуманизме»). Задача человека — не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия», как он звучит в языке, приобщаясь к сакральности действительного мира. Этой в целом антигуманистической позиции Хайдеггера противостоит точка зрения Ж.-П. Сартра (1905-1980, французский философ), трактующего экзистенциализм как гуманизм, понимая под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм в отличие от классического апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.
Краткий вывод. Сформулируйте собственную точку зрения на проблемы гуманизма.
Современный гуманизм соединяет разнородные взгляды, идеи и теории разных эпох. Смысл такого гуманизма заключается в подмене одних логических оснований другими или на авторскую эклектику. Эклектика отличается тем, что в этих работах отсутствуют авторские духовно-философские открытия и качественно новые культурные знания, они включает в себя поиск ответов на вечные вопросы и творческую переработку различных религиозных, философских, оккультных, метафизических и научных учений. Пустота и бесплодность таких эклектических гуманистических построений можно отметить на примере одного из главных этических положений - старение и максимальная естественная продолжительность жизни человека.