Файл: Финансы в системе экономических отношений. Финансовая политика и финансовая система Теория финансовЦель изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансы в системе экономических отношений.
Финансовая политика и финансовая система
Теория финансов
Цель изучения темы:
- формирование у обучающихся базовых знаний и теоретических представлений о сущности финансовой системы и управлении финансами.
Задачи темы:

сформировать систематизированное представление о финансовой системе, типах финансовых механизмов;

изучить финансы как объект управления;

изучить субъекты управления финансами и объекты управления финансами.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:

сущность финансовой системы, типов финансового механизма и финансов как объекта управления.
Уметь:

изучать и прогнозировать развитие финансов как объекта управления, особенности финансовой политики.
Владеть:

экономической и финансовой терминологией, используемой в системе управления финансами.
Учебные вопросы темы:
1. Финансовая система общества.
2. Финансы как объект управления. Субъекты и объекты управления финансами.
3. Финансовая политика: структура, экономическое содержание, типы и назначение.
Вопрос 1. Финансовая система общества
Под финансовой системой в широком смысле слова понимается совокупность финансовых отношений и финансовых институтов, в процессе функционирования которых формируются и используются государственные

(публичные) финансы, финансы предприятий и финансы населения
(домохозяйств).
Под финансовой системой в узком смысле слова понимается совокупность финансовых отношений и финансовых институтов, обеспечивающих формирование и использование государственных (публичных) финансов.
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия
«финансы» в широком смысле слова. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении
ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы формирования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий в основном обслуживает материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части
ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, ведомствами, социальными группами населения.
Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;

функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства
(удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);

единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимосвязанностью их финансовых планов и балансов.
Однако, это не исключает наличия общих черт:

Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;

Все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и их использовании;

Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.
Эти общие черты создают единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения, которые имеют свою специфику и выделяются из общей совокупности финансовых отношений. Например, налоги, государственные расходы, государственный кредит.
Финансовые категории, обладающие определенной общностью, целями функционирования, группируются в звенья, к которым, например, относят: бюджет, финансы предприятий. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории как налоги, государственные расходы и доходы, государственный кредит.
Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений – финансовых сфер – децентрализованных и централизованных финансов. Этим две сферы финансов отличаются особыми формами формирования, использования,

управления, но тесно связаны друг с другом. Каждая финансовая сфера управляется финансовыми институтами, к которым относится государственный финансовый аппарат.
В процессе развития и усложнения финансовые отношения проходят путь от финансовых категорий до финансовой системы.
Государство как центральный институт по управлению обществом состоит из политической, экономической, социальной, региональной и других структур.
Основу экономической структуры составляют отношения, возникающие в государстве. В этих отношениях участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект и гражданин. У каждого из этих субъектов свои права и обязанности, цели и задачи. Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.
Финансовую систему можно рассматривать с позиции ее функций, то есть как совокупность финансовых отношений или ее институтов.
В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Фонды денежных доходов и накоплений аккумулируются в процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице законодательных и исполнительных органов, либо у ЮЛ и ФЛ.
В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

Государственных и муниципальных финансов;

Финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на звенья.

Государственные и муниципальные финансы:

Бюджетная система, которая состоит из; федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов федерации, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов);

Целевые внебюджетные фонды;

Государственный кредит.
Финансы хозяйствующих субъектов:

Коммерческие предприятия и организации;

Финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

Некоммерческие организации.
В настоящее время государственная бюджетная система России включает в себя три автономных звена:

федеральный бюджет РФ;

бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе
РФ, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-
Петербурга);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.
Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др.
Аккумуляция и применение средств этих фондов государством проводятся с помощью специфических форм и методов. Поэтому правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.
В узком смысле под государственными внебюджетными фондами
подразумевают:

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) (дата основания:
22 декабря 1990 г.);

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) (дата основания:1 января 1991 г.);

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
(ФФОМС) Дата основания: 24 февраля 1993 г.);



территориальные фонды обязательного медицинского страхования
(тФОМС).
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант.
В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, незначительны. Однако в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило более широкое развитие.
Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Очевидно, что в условиях рыночной экономики, тесной взаимосвязи реализации денежно-кредитной и финансовой политики, традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено и в современном понимании системы финансов включать в нее и систему Центрального банка РФ.
Теперь более предметно рассмотрим подсистемы финансов хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, которые представляют собой относительно самостоятельное звено.
Именно в нем формируется основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий.
Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.
Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.
Ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций -здесь производятся товары и оказываются услуги, формируется прибыль как главный источник производственного и социального развития.
Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т.п.
Финансы домохозяйств играют значительную роль:



в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей;

в формировании платежеспособного спроса страны.
Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институциональной форме, т. е. как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами с соответствующим набором финансовых инструментов.
Схема финансовой инфраструктуры приведена на рис.
Институциональная структура финансовой системы как совокупность финансовых рынков, посредников организаций (учреждений) и финансовых инструментов обеспечивает перераспределение
(переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков.
Важную роль в движении финансовых потоков играют финансовые рынки и финансовые посредники, т. е. организации, основной деятельностью которых является предоставление финансовых услуг и продуктов. К ним относятся банки, страховые и инвестиционные компании, использующие для оказания этих услуг различные финансовые инструменты. Так, к финансовым услугам относят открытие расчетных и текущих и депозитных счетов, выдачу коммерческих займов и ипотечных кредитов, страхование, управление портфелем ценных бумаг и т. п.
Принципы построения финансовой системы. В современных условиях наиболее распространенным является принцип фискального («фискал» – казенный,
«фискальный» – в интересах казны) федерализма. Такой подход используется и при построении финансовой системы России.
Принципы построения финансовой системы предполагают:

экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы
(федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.
С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.
Типы финансовых систем
Финансовые системы разных стран не являются одинаковыми. Конечно, в определенной степени каждая страна характеризуется своей уникальной финансовой системой. Однако рассматривая различные стороны деятельности таких систем, можно выделить общие черты, позволяющие обобщить страновой анализ и провести экономическую классификацию. Кроме того, типы финансовых систем показывают эволюцию финансовой системы всего мира.
Банковская финансовая система. Это самый первый и самый простой тип финансовой системы.
Здесь финансовые ресурсы распределяются

преимущественно через банковский сектор экономики. Коммерческие банки действуют как единственные или доминирующие финансовые посредники. Другие источники финансирования либо отсутствуют, либо незначительны.
Современными примерами такой финансовой системы являются Германия и
Япония.
Рыночная
(биржевая) финансовая система.
В данном случае финансирование реального сектора экономики осуществляется через рынок ценных бумаг. Происходит отделение собственности на компании от контроля за осуществлением повседневных операций. Рынки капитала становятся более важными источниками финансирования, чем банковский кредит. Коммерческие банки уступают свои доминирующие позиции инвестиционным банкам и небанковским финансовым посредникам. В современных экономиках финансовые системы США и Великобритании до 2000-х гг. по преимуществу относились к данному типу.
Бюджетный тип. Основная часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов (финансовая система данного типа используется в России, Швеции, где существует жесткий налоговый прессинг, не оставляющий у налогоплательщиков финансовых ресурсов в количестве, достаточном для значимых вложений по любым другим направлениям).
Секьюритизированная финансовая система. С конца 1990-х — начала 2000- х гг. коммерческие банки начинают возвращать себе утраченные ранее ключевые роли на рынках корпоративного финансирования. Технологические достижения в области компьютерной и телекоммуникационной техники позволили создавать и оценивать риски сложных финансовых продуктов под общим названием «секью- ритизированные активы». Практически все виды кредитов можно теперь превратить в особые ценные бумаги – секьюритизировать (от англ. securities).
Теперь неликвидные ранее банковские продукты становятся обращающимся на фондовом рынке инструментом, что повышает возможности привлечения финансовых ресурсов через банки в компании. Конечно, такая развитая финансовая система имеет свою цену в виде повышенного риска нестабильности.
Примеры данной системы мы можем найти в экономиках США,
Великобритании и некоторых стран Европы, начиная с 2000-х гг.
Глобальная финансовая система. Мировой финансовый кризис 2008—2009 гг. привел к формированию новой финансовой архитектуры мира, к становлению действительно глобальной финансовой системы, основными чертами которой являются:

высокая степень интеграции финансовых систем отдельных стран в единую глобальную финансовую сеть, через которую финансовые кризисы могут быстро передаваться от одной экономики к другой;

усиление роли государства в глобальной экономике, как в рамках каждой страны, так и на наднациональном уровне, углубление межгосударственного сотрудничества стран в сфере финансового регулирования;

контроль регулирующих органов за сложными финансовыми продуктами и хедж-фондами (структурами с высокой рискованностью);

контроль за рейтинговыми агентствами, оценивающими степень доверия к банкам и другим видам финансовых посредников;

повышение значимости финансового анализа;

подразделение инвесторов на квалифицированных
(институциональные, профессионально занимающиеся операциями с финансовыми продуктами) и неквалифицированных (индивиды и домохозяйства); запрещение к продаже неквалифицированным инвесторам некоторых видов финансовых продуктов;