Файл: Гбпоу челябинский медицинский колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ул. Больничная, д. 18, г.Челябинск, 454092. Тел/факс (351)232-40-03. E-mail: chbmk@mail.ru
ДНЕВНИК

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

Специальность 33.02.01 Фармация

ФИО студента: Евдокимова Кристина Александровна

Группа: Фт-3/9-2

Место прохождения практики: г. Челябинск, проспект Ленина, 53, «Планета Здоровья»

Сроки прохождения производственной практики:

С «17» ноября 2022 г. по «21» декабря 2022 г.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Длительность практики 31 рабочих дней по учебному плану

при пятидневной рабочей неделе (очное отделение)




п/ п


Содержание


Время

Дни

Часы

1

2

3

4

1

Общее знакомство с работой аптеки

1

6

2

Организация работы рецептурно -производственного отдела

5

30

3

Организация работы отдела по отпуску готовых лекарственных средств , предметов ухода за больными и

других товаров аптечного ассортимента.

19

108

4

Организация работы отдела снабжения

3

18

5

Организация работы по составлению первичной учетно - отчетной документации аптеки.

2

12

6

Оформление документов и сдача зачета

1

6




ИТОГО

31

180



Печать учреждения Заведующая аптекой __________________

подпись

Дата

Содержание выполненной работы

Примечание

17.11.22

18.11.22-22.11.22

23.11.22-12.12.22

13.12.22-

15.12.22


16.12.22-19.12.22

20.12.22


Общее знакомство с работой аптеки
Сеть «Планета Здоровья Холдинг» является организацией с частной формой собственности, по организационно-правовой форме – общество с ограниченной ответственностью.

Аптека является круглосуточным аптечным учреждением.

Аптека окружена жилыми зданиями, культурно-развлекательным комплексом, крупными магазинами, поэтому фармацевтическая помощь, оказываемая организацией, является доступной.

В аптечном учреждении функционируют несколько отделов: отдел готовых лекарственных форм, отдел биологически активных добавок, «Детство», «Косметика». В аптеке действует договор о коллективной материальной ответственности.

Паспорт аптеки:

  • Торговый зал:

  • вход, оборудованный пандусом для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и для удобства въезда с колясками;

  • витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечной организации;

  • шкафами – накопителями, позволяющими максимально эффективно использовать пространство аптеки. Ящики в шкафах – накопителях легко выдвигаются и самозадвигаются;

  • холодильниками, предназначенными для хранения термолабильных препаратов;

  • информационным стендом на котором расположена основная информация о работе аптеки, книга отзывов и предложений, копия федерального закона «О защите прав потребителей»;

  • реклама в аптечной организации;

  • 5 кассовых зон (оборудование и оснащение для первостольника);



  • Помещение для приема и распаковки товара

  • Материальная комната

  • Комната персонала

  • Комната санитарной гигиены

  • кабинет заведующего,

  • гардероб,

  • помещение для хранения дез.средств и уборочного инвентаря

Знакомство с правилами охраны труда и техники безопасности, с правилами внутреннего трудового распорядка.
За соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правила внутреннего трудового распорядка ответственная заведующая аптекой. Эти правила предусматривают проведение мероприятий, направленных на предупреждение опасностей, связанных с особенностями работы в аптеке: отравлений, ожогов и других поражений, возможности заражения персонала от больных.

Во время прохождения практики ознакомилась с правилами охраны труда и техники безопасности, с правилами внутреннего трудового распорядка, а также был утвержден индивидуальный график прохождения практики.
Требования, предъявляемые к аптеке, обслуживающей население.
Основные требования, предъявляемые к аптеке, обслуживающей население, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности". В соответствии с этим приказом аптека должна быть организована в отдельно стоящем здании или в структуре здания. В последнем случае аптека должна представлять собой изолированное помещение с отдельным входом. В аптеке должно быть центральное водоснабжение, канализация, вентиляция, отопление и телефон.

Минимальное количество жителей, которые обслуживаются одной аптекой в городской

местности - 9,5 тыс. человек, в сельской местности - 6,5 тыс. человек.

Минимальное количество отпускаемых аптекой по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений лекарственных средств должно составлять не менее 5,0 тыс. единиц в год.
Охрана труда и техники безопасности

  • В аптеке созданы условия для обеспечения охраны труда и техники безопасности.

  • Все работники аптеки обеспечены специальной и санитарной одеждой.

  • На всех рабочих местах находятся инструкции по технике безопасности, работе с аппаратами и приборами.

  • Весь персонал аптеки прошел необходимый инструктаж по технике и диспансеризацию, о чем оформлена документация.

  • В аптеке обеспечены условия для сохранности товарно-материальных ценностей и противопожарной безопасности.


Я познакомилась со штатом аптеки, планом аптеки, изучила расположение отделов аптеки. Мне провели инструктаж, ознакомили с правилами поведения в аптеке.
Штат аптеки:

- заведующая аптеки

- администратор
- 5 фармацевтов
- приемщица-уборщица
Подпись руководителя практики ____________

Работа в рецептурно-производственном отделе

В аптеках прием рецептов осуществляют специально выделенные для этого провизоры-технологи. Рабочее место провизора-технолога по

приему рецептов оборудуется секционным столом, вертушкой для готовых лекарственных средств, шкафом для хранения лекарств,

холодильником для хранения термолабильных медикаментов, а также сейф и несгораемый металлический шкаф для хранения лекарственных средств, содержащих вещества,

подлежащие особому контролю (наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества).

Рабочее место должно быть оснащено средствами механизации и оргтехники, позволяющими быстро и с малой утомляемостью обрабатывать поступающие рецепты (калькулятор, набор штампов и т.д.).

На рабочем месте необходимо иметь: действующий прейскурант цен; последнее издание фармакопеи; таблицы высших разовых и суточных доз; таблицы проверки доз в жидких лекарственных формах; таблицы растворимости препаратов; справочную литературу по совместимости лекарственных препаратов, приказы Министерства здравоохранения и инструктивные материалы; справочную литературу по лекарственным средствам с указанием их синонимов и способов употребления; журнал для регистрации неправильно выписанных рецептов. Для регистрации поступивших рецептов ведут рецептурный журнал или квитанционную книжку, ведомости по учету рецептов за смену.

Обязанности провизора-технолога по приему рецептов:

1)осуществлять прием рецептов и требований, проверять правильность их оформления, совместимость ингредиентов и соответствие прописанных доз возрасту больного;

2)осуществлять контроль за правильностью прописанных врачами рецептов и незамедлительно доводить до сведения своего непосредственного руководителя о всех случаях нарушения врачами правил прописывания рецептов;

3)вести регистрацию лекарств, отсутствующих и отказываемых населению, ежедневно информировать об этом руководителей отдела

или аптеки;

4)отпускать по рецептам готовые лекарственные средства, если в аптеке не выделен отдел для отпуска таких средств.
Условия хранения лекарственных средств
Наркотические и психотропные лекарственные средства хранятся в организациях в изолированных помещениях и в местах временного хранения при соблюдении требований согласно Правилам хранения наркотических средств и психотропных веществ, установленных Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" Помещения в обязательном порядке должны оборудоваться многорубежными системами охранной сигнализации с подключением каждого рубежа на отдельные номера пультов централизованного наблюдения, при этом:

-дополнительными рубежами сигнализации защищаются внутренние объемы и площади помещений, сейфы, используемые для хранения наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих веществ и ядовитых веществ;

-рабочие места персонала, производящего операции с наркотическими средствами, психотропными веществами, сильнодействующими веществами и ядовитыми веществами, а также помещения для их хранения оборудуются сигнализацией.

Входная дверь в помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих веществ и ядовитых веществ должна быть металлической или деревянной, обитой железом с обеих сторон с загибом листа на торец двери внахлест или на внутреннюю поверхность двери, толщиной не менее 40мм,

обрамление дверного проема должно быть выполнено из стального профиля, внутри – решетчатая металлическая дверь.

Помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих веществ и ядовитых веществ в обязательном порядке должны быть оборудованы внутренней решеткой на оконных проемах. Доступ в производственные помещения, помещения хранения товара имеют лица, уполномоченные в установленном порядке. Доступ посторонних лиц в указанные помещения исключается.

После окончания рабочего дня сейфы, металлические шкафы и помещения опечатываются (пломбируются) и сдаются под охрану. Не подлежат сдаче под охрану помещения, имеющие круглосуточный режим работы.

Помещения подразделяются на 4 категории. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются базовые требования к их оборудованию инженерными и техническими средствами охраны, а также к условиям хранения в них наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В соответствии с основными принципами хранения лекарственные средства размещают отдельно, учитывая:

1. Их токсичность.

2. Принадлежность к спискам психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ.

3. Принадлежность к фармацевтической группе.

4. Способ применения.

5. Агрегатное состояние.

6. Физико-химические свойства.

7. Установленные сроки хранения

8. Характер лекарственной формы.

По истечении срока действия рецепта или, если есть серьезное несоответствие правил выписывания рецепта, то рецепт гаситься штампом “Рецепт недействителен”.

Принцип выкладки медикаментов.

Типы витрин:

а) Витрина, в которой размещается препараты, пользующаяся наибольшим спросом

(вертикальная). Должна давать возможность хорошего просмотра всех демонстрируемых лекарственных средств.

б) Витрина для демонстрации всего ассортимента товаров, отпускаемых без рецепта (горизонтальная, вертикальная) они же и служат прилавками для реализации.

в) Витрина для крупногабаритных товаров (вертикальная, горизонтальная) обычно устанавливаются в торговом зале.

Требования к оформлению витрин:

Лекарственные препараты должны быть систематизированы в зависимости от характера потребления.

Лекарства желательно располагать по характеру фармакологического действия. Лекарственное растительное сырьё желательно располагать на отдельной витрине. Упакованное ЛС непосредственно в заводской упаковке, а весовое в чашках Петри.

У каждого вида лекарственного сырья должна быть выставлена аннотация со способом применения.

Нежелательно выставлять аннотации на лекарственные средства, так как информацию о них должен давать фармацевт.

Все товары должны иметь ценники, причём на обороте ценника указывается дата его оформления и подпись материально ответственного лица (МОЛ).
Подпись руководителя практики ____________
Работа в отделе готовых лекарственных средств и безрецептурного отпуска
Отдел готовых лекарственных форм и безрецептурного отпуска занимается выкладкой, хранением, отпуском готовых лекарственных препаратов по рецептам и лекарств, разрешённых к отпуску без рецепта, а также изделий

медицинского назначения.

Изучила оснащение и оборудование аптеки: имеется 2 рабочих места. На каждом рабочем месте находятся: ККМ, компьютер, сканер для считывания штрих-кодов, терминал для безналичного расчета с покупателями по банковским картам.

Проанализировала оформление торгового зала, выкладку товаров и оформление витрин. Все товары в торговом зале располагаются по группам (витамины, средства гигиены, детские товары) лицевой стороной к покупателю. Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: лекарственные препараты для внутреннего употребления и лекарственные препараты для наружного применения. Внутри групп лекарственные препараты располагаются по фармакотерапевтическому признаку.

При хранении ЛП используют систематизацию по токсикологическим и фармакологическим группам; по способу применения (ЛФ);

При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности, боя-брака, фальсифицированных лекарственных средств , они хранятся отдельно в карантинной зоне.
Изучила оснащение уголка покупателя:

-копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ;

-выписка из ФЗ РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

-информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;

- книга отзывов и предложений;

- ПП № 1222 "О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров..."

-информация о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы;

-Постановление Правительства №2463;

-Постановление Правительства №51 по Челябинской области;

-Приказ МЗ РФ №785 п.2.17;

-Федеральный Закон о защите прав потребителей;

-условия хранения по приказу 214 и др.
Изучила ассортимент аптеки. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 06.10.2022) <Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи> каждая аптека обязана иметь минимальный ассортимент лекарственных препаратов. Ассортимент аптеки зависит от профиля прикрепленных и близлежащих ЛПУ, а также от спроса населения на те или иные препараты безрецептурного отпуска и изделия медицинского назначения. Ассортимент характеризуют такие маркетинговые показатели как широта, полнота, глубина.

Ассортимент аптеки включает товары 4 групп: Медикаменты, БАДы, Детство, Косметика.

Это ЛС, изделия медицинского назначения, предметы ухода за больными, средства гигиенические и косметические, медицинские приборы, предметы и средства для обеспечения здорового образа жизни.
Имеются все товары из списка обязательного минимального ассортимента, ассортимент обладает оптимальной широтой и глубиной. Товарная номенклатура соответствует перечню товаров, разрешенному для реализации в аптеке

Принимала участие в оформлении витрин.
Анализ выкладки товара и оформления витрин с позиции принципов мерчендайзинга.
Принципы размещения рекламных материалов:

- только на препараты безрецептурного отпуска;

- оптимальное количество рекламных материалов (не более , чем для 5% товаров);

- не делать рекламы неходовых и отсутствующих в продаже товаров;

- размещать недалеко от соответствующих

товаров, а также по ходу движения потока (или взгляда) покупателей к этим товарам;

- своевременно обновлять рекламную продукцию.
В аптеке на витринах выставляют лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта, и образцы имеющихся товаров (муляжи). Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: для внутреннего и наружного применения.

Типы витрин: фасадные; внутриаптечные торговые витрины; демонстрационные (в торговом зале).

Посетители могут ознакомится с акционными товарами (каталоги на кассах).

Около касс имеются электронные экраны с рекламой для покупателей, стоящих в очереди.

При хранении ЛП используют систематизацию по токсикологическим и фармакологическим группам; по способу применения (ЛФ);

При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств , они хранятся отдельно в карантинной зоне.

Освоение под руководством провизора-технолога правил работы на кассовом аппарате.

Размещение поступившего в аптеку товара по местам хранения.

Приём товаров от поставщиков и со склада, размещение их по местам хранения, внесение информации о товаре в компьютерную программу.
Подпись руководителя практики ____________
РАБОТА В ОТДЕЛЕ СНАБЖЕНИЯ

Задача отдела запасов – организация своевременного обеспечения отделов аптеки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Материальные комнаты должны отвечать

санитарно–гигиеническим требованиям, требованиям к пожарной безопасности и обеспечивать сохранность товаров. В них должна быть оптимальная температура и влажность воздуха. За наблюдением за этими параметрами – термометры, гигрометры. Они закрепляются вдали от нагревательных приборов, на внутренних стенах, высота 1,5-1,7м. от пола, S≥3м. от двери. Их показания должны проверяться не реже 1 раза в сутки.

Для поддержания чистоты воздуха в материальных комнатах должна быть предусмотрена вентиляция приточно–вытяжная с механическим побуждением или через форточки. Не допускается обогревания помещения приборами с открытым пламенем или с открытой электрической спиралью.

В кладовых должны быть шкафы, стеллажи, сейфы, подтоварники в необходимом количестве.

Стеллажи должны находиться от наружной стены на S=60-70см, от потолка не <50 см, от пола не <25см. По отношению к окнам стеллажи должны быть расположены так, что бы проходы были освещены, расстояние между стеллажами ≥70см, что обеспечивает свободный доступ к хранящимся на них материальным ценностям.

Порядок и условия хранения аптечных товаров регламентируется приказом Минздравсоцразвития от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

В соответствии с основными принципами хранения лекарственные средства размещают отдельно, учитывая:

1. Их токсичность.

2. Принадлежность к спискам психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ.

3. Принадлежность к фармацевтической группе.

4. Способ применения.

5. Агрегатное состояние.

6. Физико-химические свойства.

7. Установленные сроки хранения

8. Характер лекарственной формы.

В материальных комнатах весовые лекарственные средства хранятся в шкафах, хорошо укупоренных штангласах с притертыми пробками, на которых должно быть чётко написано их название, указан № серии и № анализа.

ИМН хранятся по группам (резиновые изделия, изделия из пластмасс, перевязочные материалы и др.). Отдельно хранятся вспомогательные материалы. В аптеке должно осуществляться систематическое наблюдение за хранением лекарственных средств и других товаров. Не реже 1 раза в месяц сплошному визуальному осмотру подвергается состояние тары, упаковки, внешний вид лекарственных средств и ИМН, проверяются сроки годности. При проявлении изменений осуществляется контроль их качества в соответствии с НТД.
Если при приёмке обнаружено расхождение между фактическим количеством и качеством поступивших товаров и соответственно данными указанными в сопроводительных документах, то дальнейшая приёмка должна быть приостановлена.

Материально ответственные лица должны
обеспечить сохранность товара и принять меры к предотвращению его смешения с аналогичным товаром, имеющимся в аптеке.

Для продолжения приёма товара вызывается представитель поставщика, если это оговорено договором о поставке.
Подпись руководителя практики ____________

РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Организация учета материально-производственных запасов и основных средств
У договора поставки товаров есть свои особенности:

1. Обязательные условия договора:

-срок поставки: период времени, в который поставщик обязуется передать покупателю товар. Товар при этом можно передать целой партией сразу, или регулярно отдельными партиями.

-предмет: название сырья, качество, ассортимент, цвет, количество, вес, технические характеристики и так далее. Вместе с определением периодов и срока поставки в договоре можно установить график поставки товаров (часовой, декадный, суточный и так далее). Досрочная поставка товаров лишь при согласии покупателя на это. Эти условия прописывают в первую очередь в договоре.

2. Обычные условия, не влияющие на действительность договора, но которые необходимо тоже определить точно: Доставка, порядок поставки товаров. Поставка производится при помощи отгрузки поставщиком сырья получателю, указанному в договоре. Непосредственно порядок отгрузки проводится в полном соответствии с отгрузочной разнарядкой, которую составляют на основании договора. Объемы поставки определяете также совместно с

получателем (поставщиком) в договоре.

Доставка товаров производится поставщиком при помощи отгрузки транспортом, который предусмотрен договором. Когда тип транспорта не указан в договоре, или принципиальным условием не является, выбор транспорта на усмотрение поставщика.  

Недопоставка сырья. Когда поставщик, по определенным причинам, нужное количество сырья недопоставил, он должен восполнить

данную недопоставку в ассортименте, который указывается в договоре и соответствует сроку поставки. Покупатель оплачивает сырье «по факту», то есть лишь ту часть сырья, которая поставлена. Поставщику при этом нельзя заменить недопоставку товаров одного ассортимента (вида) «перепоставкой» сырья другого типа.  

Принятие сырья. В договоре указывают адрес (место), куда будет поставлен товар, и лицо, которое будет проверять и принимать его. Равно, как и в договоре купли-продажи, покупатель должен проверить и принять поставленный товар. В ситуации, когда покупатель обнаружит какие-нибудь недостатки, он должен незамедлительно сообщить об этом в письменном виде поставщику.
Ответственное хранение. Покупатель имеет право отказаться от принятия сырья в ситуациях, которые предусмотрены договором или законом (к примеру, когда товар досрочно поставлен , в большем количестве, или в ассортименте, не соответствующем договору). В данной ситуации он должен обеспечить сохранность сырья и об этом уведомить поставщика. В свою очередь поставщик, обязан вывезти товар и возместить расходы, которые понесены ввиду хранения. Но когда покупатель не желает принимать товар без оснований, установленных в законе или договоре, у поставщика появляется право потребовать уплаты сырья.
Порядок расчетов. Порядок расчетов лучше тоже предусмотреть в договоре, чтобы избегнуть возможных противоречий с клиентом. Расчет

можно производить как сразу за всю партию, так и за ее отдельные части. При этом оплата сырья оплачивается после выборки (отгрузки) последней части, которая входит в комплект. Вы можете принимать оплату товара, как при помощи безналичных, так и наличных расчетов.

Поставка товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров. Когда покупателю поставляются товары, которые не удовлетворяют каким-нибудь требованиям, которые указаны в договоре, покупатель поставщику направляет письменное уведомление о недостатках товаров, которые поставлены, а поставщик устранить все правовые нарушения. Но в той ситуации, когда поставщик не устранил нарушения, допущенные им, у покупателя есть право: отказаться от уплаты некачественного сырья; купить непоставленное сырье у других лиц за счет поставщика; взыскать с поставщика неустойку; потребовать вернуть уплаченные суммы вплоть до устранения недостатков сырья; отказ исполнить договор.

Настоящая Общая фармакопейная статья устанавливает единые требования к правилам приемки и методам отбора проб лекарствен­ного растительного сырья, предназначенного для анализа с целью определения соответствия его качества требованиям стандартов.

 

Лекарственное растительное сырье (ЛРС) представляет собой части лекарственных растений, иногда целые растения, используемые в высушенном, реже в свежем виде в качестве лекарственного средства или для получения лекарственных средств.

Сборы представляют собой смеси нескольких видов из­мельченного, реже цельного ЛРС, используемые в качестве ле­карственных средств.
Транспортная упаковка ЛРС - упаковка, представляющая со­бой один из видов транспортной тары, указанная в частных фармакопейных статьях.

Потребительская упаковка с ЛРС - упаковка лекарственного средства, поступающая к потребителю, обеспечивающая его со­хранность и неизменность свойств в течение установленного срока годности.

 

Выборка совокупность единиц продукции (транспортных упаковок), отобранных для проведения анализа из партии ЛРС или серии фасованной продукции.

Точечная проба - минимальное количество пробы, отобран­ное из каждой единицы продукции в установленном порядке за один прием для составления объединенной пробы.

Объединенная проба - совокупность точечных проб, предна­значенная для выделения средней пробы.

Заключение о качестве лекарственного средства

выдается на основании контроля качества пробы (выборки), отобранной от каждой серии (партии) продукции в соответствии с настоя­щей Общей фармакопейной статьей.

Отбор проб представляет собой совокупность ряда опера­ций для взятия определенного количества образцов лекарст­венного средства. Процедура отбора проб должна соответст­вовать цели отбора проб, виду анализа, специфике отбирае­мого образца.

Пробы, отобранные в соответствии с данной Обшей фарма­копейной статьей, предназначены

для проведения испытаний лекарственных средств на соответствие требованиям стандартов качества (ГФ, ФС, ФСП).
Организация учета денежных средств

Приходные кассовые операции:

  • поступление в кассу выручки от реализации аптечных товаров

  • выручка мелкорозничной аптечной сети

  • возврат в кассу подотчетными лицами неиспользованных сумм

  • оплата предметов, выданных на прокат

  • поступление денег на заработную плату

Расходные кассовые операции:

  • сдача выручки

  • выплата зарплаты

  • выдача денег под отчет на командировочные и др. цели

  • возврат залоговых сумм

Оформление приходных кассовых операций

Поступление в кассу выручки от реализации аптечных товаров.

Аптеки проводят налично-денежные операции. Ведение кассовых операций поручается кассиру или фармацевту. Кассир несет материальную ответственность за сохранность всех принятых ценностей.

Прием наличных денег за проданный товар

осуществляется через контрольно-кассовую машину (ККМ).

Аптечные предприятия обязаны:

- зарегистрировать контрольно-кассовую машину (ККМ) в гос.налоговой инспекции (ГНИ)

- использовать исправные контрольно-кассовые машины

- выдавать покупателю отпечатанный чек

- обеспечивать беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам работников гос.налоговой инспекции и центра технического обслуживания (ЦТО)

Допускается использование моделей контрольно-кассовых машин, внесенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин. Информацию об этих моделях можно узнать в налоговых органах или в центре технического обслуживания (ЦТО).

Контрольно-кассовые машины должны быть с фискальной памятью (пароль налоговой инспекции на контрольные суммирующие счетчики) и средствами визуального контроля.

Средства визуального контроля представляют объемные голограммы со словами «Гос.реестр» и год реализации контрольно-кассовых машин и голограмма центра технического обслуживания (ЦТО) «Сервисное обслуживание» с указанием года, в котором касса поставлена на техническое обслуживание в ЦТО. Голограммы размещаются на стороне контрольно-кассовой машины, обращенной к покупателю.

Эксплуатация контрольно-кассовой машины без средств визуального контроля не допускается.

Страницы журнала прошнурованы, пронумерованы и скреплены подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера аптеки и печатью.

В книге указывается:

1. заводской № контрольно-кассовой машины

2. показания счетчиков на начало рабочего дня

3. показания счетчиков на конец рабочего дня

4. выручка аптеки за день (смену)

5. сдано директору (в банк)

6. остаток на конец рабочего дня

Записи в книге производятся в хронологическом порядке в начале и в конце дня, без помарок. Исправления оговариваются и заверяются подписями кассира-операциониста, директора аптеки и главного бухгалтера.
Учет труда и заработной платы
Рабочее время – время, в течение которого работник занят выполнением своих трудовых обязанностей. Нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Для работников с вредными и опасными условиями труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю), в частности, для фармацевтических работников, занятых изготовлением, контролем качества, фасовкой и отпуском лекарств по рецептам.

Рабочее время учитывают с помощью табеля. Табель – это пофамильный список работников. Заполняется Табель учета рабочего времени (форма № Т-13). Табель учета использования рабочего времени составляется в одном экземпляре лицом, уполномоченным на это. Заполнение табеля проводится ежедневно путем отметки количества отработанного времени,

неявок, дней болезни, командировок и т.п. Отметки в табели должны быть сделаны только на основании документов, оформленных надлежащим образом (листков нетрудоспособности, справок об исполнении государственных обязанностей, приказов о командировке и др.). Табель передается в бухгалтерию два раза в месяц.

Второй документ – график выхода на работу, утвержденный руководителем организации. Аптека работает без выходных, но количество дней должно быть одинаково для всех сотрудников.

Учитывая отработанное время, сотрудникам аптеки начисляется заработная плата. Существует приказ МЗ РФ №377 «Об оплате труда работников здравоохранения», но для коммерческих организаций он носит рекомендательный характер.

Работникам фармацевтической организации начисляются:

1. Заработная плата по тарифным ставкам (определенным по тарифной сетке, утвержденной Постановлением Правительства РФ) или окладам за отработанное время; премии.

2. Оплата сверхурочной работы. Первые два часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере, последующие – не менее чем в двойном размере. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99, 152 ТК РФ).

3. Оплата работы в выходные и праздничные дни. Работа в выходной и праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ), если эта работа сверх месячной нормы. С согласия работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, денежная компенсация в одинарном размере может быть заменена предоставлением другого дня отдыха.

4. Отпускные. Все сотрудники организации, работающие по трудовому договору, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск

продолжительностью 28 календарных дней. В соответствии с Трудовым кодексом средний дневной заработок для расчета отпускных ведется по следующей методике: средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

5. Пособия по временной нетрудоспособности. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности

является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который предъявляется в день выхода на работу. Порядок обеспечения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлен Федеральным законом №255 от 29.12.2006г (с изм. от 08.12.2010г. №343)

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ) выплачивается за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с четвертого дня временной нетрудоспособности – за счет средств фонда социального страхования. Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего заработка работника по основному месту за последние 24 календарных месяца, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности.

Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерско­го учета и бухгалтерской отчетности аптеки обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой

проверяются и документально подтвержда­ются их наличие, состояние и оценка.
Основными целями проведения ин­вентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты и обоснованности отражения в учете обязательств
Инвентаризации подлежат: денежные средства, товары, тара, вспомогательные материалы, основные средства, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, строительные материалы и другие ценности.

Порядок, сроки проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств являются элемен­тами учетной политики, которая утверждается соответ­ствующим приказом руководителем аптеки.
Инвентаризация проводится:

- при передаче имущества в аренду, продаже, выкупе, при преобразовании ГУП или МУП;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене МОЛ (материально-ответственное лицо);

-при установлении фактов хищения, порчи, злоупотреблениях

- при чрезвычайных ситуациях

- при ликвидации или реорганизации

Для проведения инвентаризации ценностей создается комиссия в составе: представителя организации или предприятия, назначивших инвентаризацию (председатель комиссии), счетного работника, материально ответственных лиц и фармацевтических работников. Комиссия

назначается приказом, который подписывается руководителем и главным бухгалтером, начальником контрольно-ревизионного отдела организации, назначившей инвентаризацию. В приказе отражается дата а также время начала и окончания проведения инвентаризации и перечень товарно-материальных ценностей, подлежащих инвентаризации. Лица, включенные в коллективный договор о материальной ответственности, должны быть ознакомлены с приказом под роспись перед началом инвентаризации.

Сведения о фактическом наличии имуще­ства и реальности учтенных финансовых обязательств

записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в двух эк­земплярах.

В аптечных предприятиях проводят инвентаризацию преимущественно тремя способами:

1. По остаткам:

- описные листы инвентаризационной описи заполняются по книжным остаткам и распечатываются;

- проверяется фактическое наличие позиций (товара), расхождения с описными листами фиксируются;

- после проверки корректируются позиции (товар) в инвентаризационной описи.

2. Формирование описных листов вручную:

- товар вносится в описные листы последовательно по фактическому наличию (возможно использовать сканер штрих-кодов);

- строится сличительная ведомость (самая удобная форма сличительной ведомости та, в которой отражает только товар с отличающимся фактическим и книжным количеством);

- проверяются позиции из сличительной

ведомости, при необходимости, корректируются позиции (товар) в инвентаризационной описи.

3. С использованием оборудования для инвентаризации:

- весь товар с помощью терминала сбора данных сканируется в местах хранения;

- данные с терминала сбора данных передаются на компьютер и автоматически формируются описные листы инвентаризационной ведомости;

- строится сличительная ведомость;

- проверяются позиции из сличительной ведомости, при необходимости, корректируются позиции (товар) в инвентаризационной описи.
Подпись руководителя практики ____________

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И СДАЧА ЗАЧЕТА
Подпись руководителя практики ____________








Челябинск, 2022 г.

50>