Файл: Реферат дисциплина Технология делового взаимодействия Тема Типы политической культуры и место идеологии в обществе.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТРЕСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Кафедра социальных и политических коммуникаций
РЕФЕРАТ
Дисциплина: «Технология делового взаимодействия»
Тема: «Типы политической культуры и место идеологии в обществе»
Выполнили студенты:
БАГ-21-02
Сунагатова Л.М и Куванина Е.А.
Проверил: канд. филол. наук доцент
Минаков П.А.
Уфа 2022
2
Содержание
1. Введение ............................................................................................................... 3 2. Типология политических культур ....................................................................... 4 3. Понятие идеологии............................................................................................... 6 4. История развития идеологии ............................................................................... 6 5. Роль идеологии в обществе ................................................................................. 8 6. Функции идеологии в обществе ........................................................................ 10 7.Заключение……………………………………………………………..................14
Список литературы…………………………………………………………………15
3
1.
Введение
Опыт развития многих государств показывает, что они не могут успешно развиваться без своей идеологии. Роль и функции идеологии в обществе трудно переоценить. Ни одно общество – ни большое, ни маленькое - не может успешно существовать и развиваться, если все члены этого общества не будут иметь сходных взглядов на жизнь, общих интересов, идей и устремлений.
Именно поэтому объект моей работы – роль и функции идеологии в обществе.
Предмет работы – толкование роли и различных функций идеологии.
Цель работы – показать значимость идеологии в жизни любого общества, указать и проанализировать основные функции идеологии.
4
2.Типология политических культур
В современных обществах существуют различные типы политических культур. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба провели исследование политической культуры в ряде стран - США, Великобритании,
Италии, ФРГ и Мексике. На основе научного анализа результатов исследования выделили следующие типы политической культуры: патриархальную, подданническую, активистскую.
Патриархальная политическая
культура присуща субъектам, политические интересы которых не выходят за рамки своего первичного сообщества. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у человека какого бы то ни было интереса к политике, политической власти, политическим институтам.
Подданническая политическая культура отличается определенным интересом граждан к функционированию политической системы, ее отдельных институтов, к деятельности политических властей. Однако сами они не проявляют особой политической активности, а свои надежды на создание благополучной жизни возлагают на власть и вождей.
Активистская политическая культура характеризуется постоянной ориентацией социальных субъектов на существующую политическую систему, ее структуры – власть, различные политические и общественные объединения.
Носители такого типа политической культуры заинтересованы не только в эффективной деятельности политической власти, но и сами стремятся принимать активное участие в управлении государственными и общественными делами.
При этом Алмонд и Верба отмечают, что в реальной политической практике происходит сочетание всех трех типов политической культуры. В результате образуются новые, смешанные типы политической культуры: патриархально-подданнический, подданническо-активисткий, патриархально- активистский.
Патриархально-подданническая политическая культура существует в обществах, которые находятся на этапе перехода от провинциализма к структурированной политической власти, когда члены общества отдают
5 предпочтение центральным институтам власти, а не местным. Этот тип политической культуры отчетливо проявился в странах Западной Европы в период становления здесь абсолютных монархий.
Подданническо-активисткая политическая культура характеризуется тем, что значительная часть граждан становится политически активной и ориентированной на политическую систему. Политическая культура этого типа доминировала в конце XIX – начале XX в. во Франции, в Германии, Италии.
Патриархально-активистский тип
политической
культуры характерен для стран, которые переходят на путь свободы и демократии.
Политическая культура этого периода характеризуется эклектичностью и перманентностью.
Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Алмонд и Верба предложили назвать «гражданской культурой», или «культурой гражданина». В обществе с гражданской культурой в основном существуют консенсус всех политических сил относительно легитимности политических институтов, содержания государственной политики, терпимость в отношении политического плюрализма, политическая компетентность большинства граждан. В политической литературе встречаются и другие типологии политической культуры.
Ряд исследователей выделяет замкнутые и открытыетипы.
Замкнутые политические культуры ориентируются на собственные представления о политической жизни, на свои национальные традиции и обычаи. В наибольшей, степени они характерны для стран Востока.
Открытые политические культуры наряду с сохранением своих традиций, ценностей и норм проявляют интерес и к другим политическим идеям, взглядам и моделям политического и общественного устройства. Они открыты для изучения и восприятия их политического опыта, политических идей, норм и принципов.
В рамках той или иной национальной политической культуры различают элитарную и массовуюполитическую культуру.
6
Элитарная – это культура политической власти, политических и общественных объединений, других активных участников политического процесса общества.
Массовая политическая культура – это культура подданных, или рядовых граждан общества.
3.Понятие идеологии
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев, и которая служит закреплению или изменению общественных соотношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления
[7, с.11].
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена
Идеология по Карлу Маннгейму — искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; у Маннгейма идеология противопоставляется утопии [6].
Идеология по Ролану Барту — современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.
Идеология по Эриху Фромму — это готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной.
Вклад в разработку понятия идеология внесли также Клиффорд Гирц, Анри
Лефевр, Александр Зиновьев и ряд других представителей социально- гуманитарных наук.
4.История развития идеологии
Для развитого общества, которое хочет процветать, идеология чрезвычайно важна. Она призвана сплотить в единое целое разрозненные массы людей, с различными устремлениями и ценностями, с целью сделать общество более сильным, целеустремленным, способным идти к единой цели, сообща противостоять внешним негативным воздействиям.
7
Представление об идеологии сложилось ещё в древности, начиная с мифологических систем и религиозных учений, ибо в них осознавалось и оценивалось отношение людей к действительности и друг к другу.
В дальнейшем представление об идеологии сложилось в форму систематизированных, логически взаимосвязанных идей и представлений.
Термин «идеология» возник относительно недавно, хотя представление об идеологии в том или ином виде существует уже очень давно, еще с тех времен, как начали образовываться первые социальные группы людей (племена, народности и так далее). Так как в государстве должна быть власть как для подчинения одних индивидов другим, так и для защиты интересов всего государства в целом, то возникает потребность каким-то образом держать подчиненные массы в руках, уметь ими управлять в ситуациях, когда это необходимо (например, при внешней угрозе). Тогда-то и начали первые правители искать способы добиться согласия народа со своим собственным мнением не путем насильственного насаждения своего мнения, так как насилие порождает насилие, а не согласие. При таком насильственном насаждении у индивида, как правило, возникает желание сделать все с точностью до наоборот, так как человек по природе своей свободолюбив. Надо было найти способы мирным путем добиться того, чтобы народ воспринимал вменяемые ему идеи как неоспоримые и единственно верные.
Идеология не существует просто так, бессмысленно. Она всегда призвана служить достижению каких-то целей. На государственном уровне основной целью идеологии, как правило, является навязывание своему народу определенных идей, догм, мировоззрений. Народом, который полностью согласен с правящей верхушкой, проще управлять.
Одним из видов идеологии является политическая идеология.
Политические идеологии возникли в эпоху Просвещения, выдвинувшую идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно формулируемых самими людьми целей преобразований с предполагаемыми результатами.
Для обоснования возможности целеполагающей деятельности людей потребовалась наука об идеях, выражающих представления об идеальном желаемом обществе. Однако природа этих идей трактовалась неоднозначно. В одних случаях содержание идеальных представлений объяснялось их обусловленностью материальными и социальными условиями жизни конкретных классов, в других случаях идеи рассматривались в качестве сознательно сформулированных идеалов и целей,
8 способных объединить и мобилизовать различные общности на базе этнической, религиозной и культурной идентичности. Неоднозначность в понимании природы идеальных представлений о мире привела к различным трактовкам термина «идеология».
Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять:
•
Социально-политические: анархизм, консерватизм, либерализм;
•
Классовые: социализм;
•
Национальные: национализм, фашизм;
•
Другие: феминизм, гуманизм и пр.
5.Роль идеологии в обществе
Еще французский мыслитель Алексис де Токиль заметил, что в мире не существует ничего иного, кроме патриотизма или религии, что могло бы заставить самых различных граждан в течение долгого времени сообща стремиться к общей цели. Лишь в отдельных единичных случаях индивид способен сам воспитать у себя чувство патриотизма и долга перед родиной. Во всех остальных случаях такое чувство необходимо прививать. Вот тут и приходит на помощь идеологические методы воздействия, которые могут быть самыми разнообразными.
С самых давних пор из всех европейских наций французы были наиболее образованными. Тем не менее литераторы во Франции никогда не занимали того положения, какое они заняли к середине XVIII века. Ничего подобного никогда не наблюдалось ни о Франции, ни где бы то ни было еще [1].
Однако они не были совершенно чужды политике подобно большинству своих немецких собратьев и никогда не замыкались в чистой философии и изящной литературе. Французские литераторы постоянно занимались вопросами, имеющими отношение к управлению государством; собственно это и было их главным занятием. Они целыми днями обсуждали проблемы происхождения общества и его примитивных форм, первоначальные права граждан и истоки их власти, естественные и искусственные взаимоотношения людей, ошибочность и законность обычаев, самые основы законов. Таким образом, проникая в самую суть государственного устройства своей эпохи, они внимательно изучали его структуру и критиковали его общий характер. По правде говоря, не все эти крупные проблемы стали предметом особого и углубленного изучения.
Большинство исследователей касались их вскользь и как бы играючи, но так или
9 иначе все с ними сталкивались. Такого рода отвлеченная и облаченная в литературную форму политика в равной мере проникала во все произведения того времени - от тяжеловесного трактата до песенки - и каждое из этих произведений содержало хотя бы малую толику политики [3].
Вот пример, как литераторы – люди от политики довольно далекие –
способствовали государственному перевороту только потому, что имели доступ к сознанию каждого отдельного индивида, а следовательно, и к общественному сознанию, через печатное слово. У них в руках сконцентрировались средства к убеждению общественных масс в своей правоте.
На примере многих революционных движений, таких, как Движение реформации в XVI веке, Английская (1642 - 1649) и Французская (1789 – 1794) буржуазные революции можно убедиться в том, что идеология играет для политики предопределяющую роль..
Для развитого общества, которое хочет процветать, идеология чрезвычайно важна. Она призвана сплотить в единое целое разрозненные массы людей, с различными устремлениями и ценностями, с целью сделать общество более сильным, целеустремленным, способным идти к единой цели, противостоять внешним негативным воздействиям.
Идеология, как и любое явление на
Земле, имеет два аспекта - положительный и отрицательный. С одной стороны, это метод и способ, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. А для этого сейчас в мире разработан богатый арсенал политических технологий и PR кампаний в СМИ. Но это - лишь ее отрицательный аспект. Положительный аспект идеологии - это умение увидеть тот общий идеал гармоничного и духовно богатого общества, в котором мы все так нуждаемся, и без которого ни один народ в мире не сможет развиваться дальше.
На примере фашистской
Германии можно продемонстрировать, каким мощным рычагом воздействия может служить определенная идеология, к каким разрушительным и катастрофическим последствиям может привести умелое манипулирование сознанием народных масс. А ведь ничего, кроме слова,
Гитлер не использовал в своей агитации, и при этом народ Германии поверил ему, внял его догмам и выразил свое согласие во имя насажденных идей разрушить ни много ни мало – весь мир. Хотя здравый смысл противоречит действия руководства Германии того времени, однако весь немецкий народ как один поднялся на борьбу, хотя трудно даже сформулировать, на борьбу за что. Но все
10 эти массы, идеологически подготовленные и обработанные, четко представляли, за что сражаются, и верили в справедливость своих действий.
Другой исторический пример: Великая Октябрьская революция. Она никогда бы не состоялась без предварительной обработки ментальности населения. Угнетенные классы, возможно, даже не догадывались обо всей тяжести своего положения, пока им на это не открыли глаза идейные лидеры и вдохновители революции. Правда, в последнее время появляется все больше сведений о том, что эти самые лидеры боролись за благополучие отнюдь не угнетенных классов, а всего лишь чужими руками таскали каштаны из огня, т.е. затеяли революционное движение с целью захватить власть ради получения личной корысти [5]. Но это уже другая тема для обсуждения. Тем не менее, мы видим, что идея поднять народ на революцию вполне состоялась главным образом не без помощи идеологического воздействия на сознание непросвещенных масс.
Вот еще пример: Великая Отечественная война.
Идейная убежденность помогает человеку в минуты смертельной опасности преодолеть даже самые древние инстинкты, такие как, например, инстинкт самосохранения, и толкает его на подвиги во имя убеждений. Так, Великая
Отечественная война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда,
Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном
Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.
Это было бы невозможным без идейной подпитки, без агитации со стороны руководящей верхушки.
6.Функции идеологии в обществе
. 1. Функция легитимации власти.
Эта функция выражается в том, что идеология обосновывает право отдельных социальных слоев на власть. Д.Бетхэм считает, что легитимация власти осуществляется одновременно на трех уровнях: первый из них образуют правила получения и отправления власти. Вторым уровнем являются убеждения управляющих и управляемых, касающиеся функционирования политической системы. Третий уровень – это активное согласие управляемых,