Файл: 1. Чем категория отличается от термина, дефиниции и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Чем категория отличается от термина, дефиниции и понятия?
Термин – слово, употребляемое с оттенком специального научного значения.
Понятие – словосочетание, употребляемое с оттенком специального научного значения. Понятия отражают наиболее существенные свойства, связи и отношения каких-либо предметов и явлений.
Категории – наиболее важные, ключевые, фундаментальные термины и понятия науки.
Под категорией понимают форму логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Важнейшей задачей науки является формирование системы категорий, имеющих чёткую и однозначную интерпретацию (дефиницию).
2. Почему диалектика постулирует именно 3 закона, не больше и не
меньше?
Поскольку законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, т.к. они:
⎯ охватывают все сферы окружающей действительности;
⎯ раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
3. Почему диалектику называют 3 ступенью развития логики?
В состав логики, притом в качестве важнейшего, увенчивающего всю логику раздела, была введена диалектика. Та самая диалектика, которая до Канта казалась либо «ошибкой», лишь болезненным состоянием интеллекта, либо результатом софистической недобросовестности или неряшливости отдельных лиц в процессе обращения с понятиями. Анализ Канта доказал, что
диалектика — необходимая форма интеллектуальной деятельности, характерная как раз для мышления, занятого решением высших синтетических задач, построением теории, претендующей на всеобщезначимость и тем самым (по Канту) на объективность. Кант, таким образом, отнял, по выражению Гегеля, у диалектики ее кажущуюся произвольность и показал абсолютную необходимость для теоретического мышления.
4. Для любого объекта реального мира определите сущность и явление.
Как они взаимосвязаны?
Сущностью болезни служит этиология и патогенез – причины и внутренние механизмы развития заболевания, а явлениями – симптомы (повышенная температура, кашель, изменение цвета кожных покровов и др.). Сущность – это совокупность причин и законов, определяющих существование и развитие объектов. Постичь сущность объекта – значит, понять причины его возникновения и законы его существования и развития. Явления – конкретные свойства, события, процессы, представляющие собой форму обнаружения сущности.
5. Для любого объекта реального мира определите форму и
содержание. Как они взаимосвязаны?
К примеру, содержанием учебного процесса служит приобретение студентами знаний, а формами – лекции, семинары, практические занятия, работа с учебниками, компьютером и др. Содержание – это состав объекта, совокупность его элементов, процессов, свойств, противоречий, связей. Форма
– способ существования, выражения и развития содержания
6. Для любого объекта реального мира определите причину и
следствие. Как они взаимосвязаны?
Сапожник шьет сапоги. Категории причины и следствия отражают сущностные отношения между явлениями, необходимую форму которых

выражает закон причинности. Причина есть сущность в качестве действующее основания. Следствие есть то, что вызывается (обусловливается и производится) причиной.
7. Для любого объекта реального мира определите возможность и
действительность.
Действительность – это то, что имеется налицо в реальности, то, что актуально существует в данный момент. Возможность – это то, чего сейчас нет, но что может появиться в будущем, это предпосылки нового в старом. Если действительность есть актуальное бытие, то возможность – потенциальное, или виртуальное, бытие; это будущее, содержащееся в настоящем.
Например, зерно – это возможность растения, студент – возможность специалиста.
8. Для любого объекта реального мира определите законы и
закономерности. В чем их отличия?
В объективном мире встречаются различные типы законов. Одни из них выражают функциональную взаимосвязь между свойствами объекта
(например, закон взаимосвязи массы и энергии), другие - взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах
(например, закон электромагнитных и гравитационных взаимодействий), между самими системами либо между различными состояниями.
9. Для любого объекта идеального мира определите сущность и
явление. Как они взаимосвязаны?
В данном случае можно привести пример, касающийся того, что Платона можно считать основателем западной теологии в том плане, что у него божественное – это сверхземное, нематериальное.

10. Для любого объекта идеального мира определите форму и
содержание. Как они взаимосвязаны?
Платон говорит: "Благо - не субстанция или сущность, но превыше ее, будучи в своем превосходстве достоинством иерархий и ее потенцией". Отсюда можно сделать, вывод, что благо – форма, содержанием которой является достоинство иерархии.
11. Для любого объекта идеального мира определите причину и
следствие. Как они взаимосвязаны?
Бог наделил мир совершенной душой и совершенным телом.
12. Для любого объекта идеального мира определите возможность и
действительность.
Выработка теории – возможность практик.
13. Приведите примеры основных фундаментальных категорий
современной науки.
Фундаментальные категории научной картины мира: материя, энергия, взаимодействие, информация, пространство и время.
Типы материальных систем, известные современной науке:
1) элементарные частицы
2) поля
3) атомы
4) молекулы
5) макроскопические тела
6) геологические системы


7) и т.д.
Этим и другим материальным системам соответствуют структурные уровни организации материи (материя структурирована и систематизирована).
14. Приведите примеры 5 объектов.
Квартира, стол, монитор, карандаш, ваза.
15. Приведите примеры 5 субъектов.
Риэлтор, повар, учитель информатики, художник, флорист.
16. Приведите несколько примеров свойств объектов с позиции их
качества и количества.
С позиции качества: 3 квартиры, два стола, один монитор, четыре карандаша, семь ваз.
С позиции качества: квартира с качественным и «свежим» ремонтом, стол из красного дерева, монитор с высоким цветовым разрешением, карандаш для профессиональных мультипликаторов, ваза из уплотненного стекла.
17. Почему количество переходит в качество, а не наоборот?
Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектике
Гегеля и материалистической диалектике, а также ряде близких философских концепций - всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления. Закон сформулирован Фридрихом
Энгельсом в результате интерпретации логики Гегеля и философских работ
Карла Маркса. Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества.
Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным,
открытым - качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения.
Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи - значит сравнить её с другой, обладающей тем же свойством.
При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
18. Покажите на примерах взаимосвязь системы, элемента и структуры.
Любой объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. В свою очередь, эти элементы могут иметь свою собственную структуру и быть представленными как подсистемы большей системы. Подсистемы тоже могут включать свои подсистемы и между ими тоже существуют определенные отношения, связи и взаимодействия. Поскольку в определенной системе могут быть разные типы связей и отношений, то в ней можно выделить и ряд структур. Такие системы называются много структурными (многоуровневыми). Например, система функций «читать, писать» характеризуется структурой, состоящей