Файл: вопрос взаимоотношения души и тела, который Фрейд снимает посредством введения понятия влечение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе по дисциплине «Основы психоанализа: Эпистемологический разрыв» Ковалевой Анны Леонидовны.
Выбранная тема: «вопрос взаимоотношения души и тела, который Фрейд снимает посредством введения понятия «влечение».
Период появления психоанализа пришелся на конец 19 – начало 20 века, на достаточно переломный и быстро изменяющийся период в мире. Это значит, что психоанализ – гармоничный «продукт» своего времени, рожденный преобразованиями в сфере экономики, культуры, социальной жизни, в сферах непосредственно влияющих на гуманитарные знания.

До этого рубежа преобладало материалистическое видение мира, и все психические расстройства приравнивались к прочим заболеваниям и объяснялись травмами, токсинами, вирусами, бактериями, повреждающими головной мозг (анатомические и физиологические причины психопатологии) (за исключением Ж. Шарко в отношении истерии).

З. Фрейд рассматривает психику иначе, чем его современники, можно сказать, даже революционно, психика для него уже не обычная физиологическая функция мозга, а нечто большее, обладающее своими законами и процессами. Он старался создать «естественнонаучную психологию и представить психические процессы как количественно определенные состояния объективных материальных факторов» (нейронов). Фрейд рассматривал психодинамические процессы, наблюдаемые им при истерии, неврозе страха как функции физиологических механизмов, он конструировал их в сложную систему «Все кажется взаимоувязанным, колесики цепляются друг за друга, такое впечатление, что эта штука – действительно машина и вот-вот двинется сама собой», «Я… совершенно не склонен оставлять психическое в подвешенном состоянии без органической основы…».

Именно недовольство концепцией «человек – деперсонализированная сумма клеток и органов», прогресс технических средств, развитие социальной сферы и культуры подвели к мысли о том, что человек – это нечто большее, чем мешок с костями (переход от редукционистской модели мышления к системной парадигме, дающей понимание любого феномена как следствия не простого стечения или суммы факторов, но их специфического взаимодействия).


Вопрос взаимоотношений души и тела Фрейд объясняет через введение понятия «влечение». Влечение – это одухотворенные, «очеловеченные» формы реализации инстинктов. Это нечто промежуточное между психической и соматической сферой.

Психический уровень проявления влечения выражен в желаниях, фантазиях, представлениях, регулярно сопровождающихся аффектами, эмоциями, страстями. В психоанализе влечения являются первопричинами всех мотивов самых обыкновенных действий. Если обобщить, то позыв что-то сделать посредством физического тела рождается изначально на психическом уровне, таким образом, влечения связывают соматику и психику. Влечения имеют своей целью получение наслаждения, они провоцируют на действия вызывающие физическое удовлетворение.

Вот так плавно мы подошли к вопросу сексуального влечения, выбранного Фрейдом в качестве ведущего источника человеческих мотиваций, потому что именно сексуальные инстинкты нагляднее других отражают посредническую роль влечений между биологическим и психологическим. Сексуальное влечение - единственная исходно социальная потребность, являющаяся одновременно также и природной. Отрицание значимости сексуального влечения создает разрыв между душой и телом.

Мне кажется, здесь важно продолжить мысль и еще больше подчеркнуть разницу между человеком и животным через понятие сублимации, именно оно (понятие) объясняет, как именно психическая энергия либидо организует не только сексуальную, но и всю остальную деятельность человека, позволяет обосновать определение психосексуальности как специфики взаимодействия влечений и психики, присущей исключительно человеческому обществу. Сексуальное влечение, не находящее удовлетворения здесь и сейчас в конечном итоге оказывается двигателем различных социальных, интеллектуальных и культурных свершений человека, — энергия либидо, лежащая в основе психического аспекта влечений, питает саму человеческую способность мыслить, чувствовать и фантазировать.

Фрейд называл влечение «конечным пунктом психоаналитического познания, глубже которого начинается чистая физиология». Этим Фрейд хотел сказать, что влечение – феномен, занимающий пограничное место между душой и телом, это такое явление, которое может быть рассмотрено как в психологическом разрезе, так и в физическом.



Почему я выбрала именно эту тему? Мне она кажется актуальной и сейчас. Фрейд посадил зерна, которые прорастают и 100 лет спустя. Именно психоаналитическое учение о истериях создало психофизиологическую концептуальную базу для развития психосоматики, показав возможность психогенного происхождения телесных симптомов. Психоанализ позволил по-новому взглянуть на расстройства органов.

С 1922 года усиленно и прогрессивно стали рассматриваться вопросы «психосоматического» толка. Венский аналитик Феликс Дейча обозначил психосоматическую медицину как «прикладной психоанализ в медицине». Тогда психоаналитики к психосоматическим болезням и симптомам причисляли невротическую симптоматику сопровождаемую выраженными физиологическими расстройствами функций и болезни-проявления личности, конфликтов, истории жизни. Сейчас распространена точка зрения, что почти все болезни тела стоит рассматривать в комплексе с психическими факторами, будь они эмоциональной реакцией на заболевание физическое или являются истоками телесных нарушений.

Каждая эмоция имеет физиологический компонент: печаль вызывает слезы, стыд — покраснение кожи и жар, страх — озноб, и т. д. Под эмоциональной нагрузкой происходят физиологические изменения деятельности организма: учащается сердцебиение, повышается кровяное давление. Телесное и психическое, материальное и нематериальное, исследуемые столь разными методами, в человеке не только сочетаются, но и взаимодействуют, влияя друг на друга и формируя то единство, которое мы обозначаем словом «личность». Именно с многогранной личностью и работает психоаналитик. Важно помнить и про свое многостороннее развитие. Примером может служить сам Фрейд, круг интересов которого охватывал литературу, мифологию, этнографию и множество других областей.