Файл: Мбоу "Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа имени А. С. Пушкина" Проект "Антонимы в пословицах".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ "Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Пушкина"

Проект

"Антонимы в пословицах"

Выполнил:

ученик 6 Г класса

Платонов Роман

Руководитель:

Щуракова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Пушкинские Горы

2023 год.

Содержание

Введение....................................................................................... ………………… 3

  1. Понятие антонимов и их значение в речи…………………………………… 4

  2. Пословицы и их тематические группы……………………………………… 5-6

2.1. Значение пословиц тематической группы «работа -лень» …………….. 7-8

2.2. Значение пословиц тематической группы «зависть-жадность» ………. 9

2.3. Значение пословиц тематической группы «наука-ученье» ……………. 10

2.4. Значение пословиц тематической группы «радость-горе»………………. 11

2.5. Значение пословиц тематической группы «правда – ложь» …………….. 12

2.6. Значение пословиц тематической группы «молодость-старость» ………..13

2.7. Значение пословиц тематической группы «земледелие» ………………….14

2.8. Значение пословиц тематической группы «жизнь – смерть»………………15

Заключение …………………………………………………………………………16

Использованная литература………………………………………………………..17

Введение

Особое место в русском языке занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Изучая на уроках литературы тему: "Пословицы и поговорки – малые жанры фольклора", я обратил внимание, что многие из них построены на антонимии. Особое место в русском языке занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Меня заинтересовала эта тема и я решил продолжить её изучение:  найти слова с противоположным значением в пословицах разных тематических групп, объяснить их значение и роль в языке.

Объектом изучения являются пословицы русского языка; предметом изучения – антонимы в пословицах.

Цель проекта – выявить роль антонимов в пословицах.

Задачи:

  1. Познакомиться с понятиями «пословица» и  «антонимы»;

  2. Ознакомиться с пословицами из разных сборников;

  3. Найти пословицы с антонимами разных тематических групп;

  4. Проанализировать собранную информацию.

  5. Оформить собранный материал

  6. Представить результаты исследования.


Этапы проекта:

  1. Прочитать пословицы в разных сборниках

  2. Найти пословицы с антонимами, определить, к какой теме они относятся

  3. Дать толкование этих пословиц

  4. Определить роль антонимов в пословицах.

Методы:

  • Сбор и обработка информации по литературным источникам и интернет – источникам.

  • анализ результатов.




  1. Понятие антонимов и их значение в речи.

Антонимы – (от др. -греческого "анти" – приставка со значением противоположности и "онима" – имя) – это слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение.

Среди антонимов выделяют слова, принадлежащие к разным частям речи.

  1. Существительные - антонимы - это противопоставление  по  общему признаку двух или более предметов (например, радость-грусть; день-ночь; уверенность – растерянность ).

  2. Прилагательные - антонимы - это  противоположные  признаки двух и более предметов (например, радостный - грустный;  дневной – ночной; горячий – холодный).

  3. Глаголы-антонимы - основой противопоставления является действие (например, сидеть-стоять ; смеяться-грустить; зайти-выйти).

  4. Наречия-антонимы - это противоположные по своему значению признаки предметов, признаки признаков или признаки действий (например, хорошо - плохо; криво - прямо; сильно - слабо; рано – поздно).

По своей структуре антонимы бывают однокорневые (приходить - уходить) и разнокорневые (день - ночь) .

Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые - лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: вложить - выложить, приставить - отставить, закрыть - открыть.

В речи антонимы необходимы. Они играют важную роль:

  • делают нашу речь более образной и яркой.

• помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях,

• нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира,

• оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним,

• передать более полно и точно чувства и переживания людей,



• обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов.

  1. Пословицы и их тематические группы.

Антонимы часто можно найти в пословицах.

Пословица -  изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше») и побудительный характер («куй железо, пока горячо»).

Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Возникновение пословиц относится к глубокой древности , они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах.

Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Антонимы в пословицах выражают положительные и отрицательные качества человека, положительные и отрицательные явления.

Особенности построения пословиц с антонимами.

  1. Противопоставление с союзом а ("От радости кудри вьются, а от печали секутся")

  2. Противопоставление без союзов ("От умного научишься, от глупого разучишься")

  3. Сопоставление с тире ("Работать – день коротать, отдыхать – ночь избывать).

Тематические группы пословиц с антонимами.

Проанализированные нами пословицы с антонимами были разделены на несколько тематических групп. Среди них выделены следующие:


  • работа – лень;

  • жадность – зависть;

  • учение и наука;

  • правда – ложь;

  • радость – горе;

  • земледелие;

  • молодость – старость;

  • жизнь – смерть.


2.1. Значение пословиц тематической группы "работа – лень".

Работать – день коротать, отдыхать – ночь избывать.

Значение: коротать, значит – сократить время, избывать – избавиться, следовательно, работать – день сократить, отдыхать – от ночи избавиться.

Работа с зубами, а леность с языком.

Значение: чтобы работать, нужно приложить много усилий и тогда уже не до разговоров.

Ленивый к обеду, ретивый к работе.

Значение: Время обеда и для ленивых, и для ретивых. Ленивый может несколько раз отвлекаться от работы по поводу и без повода, а ретивый побыстрее после обеда берётся за работу.

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.

Значение: кто раньше встаёт, тот успевает больше.

Труд человека кормит, а лень портит.

Значение: чтобы получить желаемое, нужно прилагать усилия. Труд в прямо смысле кормит, потому что без него не заработаешь деньги.

От скуки бери дело в руки.

Значение: когда чем-то занимаешься, что-то делаешь, скучать некогда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Значение: лучше сделать немного, чем вообще ничего не сделать.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Значение: если человек сделал что-то неправильно, нужно уметь признать свою ошибку.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Значение: ко всему в повседневной жизни нужно готовиться заранее.

Умел начать, умей и окончить.

Значение: любой человек может ошибиться, но, приложив усилия, он же может сам исправить последствия ошибки и наверстать упущенное.


2.2. Значение пословиц тематической группы "зависть – жадность".
Злой плачет от жадности, а добрый от радости.

Значение: завистливый человек постоянно плохо себя чувствует, и пребывает в плохом настроении. Счастье и удача других для него – горе. При этом же позитивный человек всегда порадуется за твои достижения, поддержит тебя и будет восхищаться.

Кто чужого желает, тот своё потеряет.

Значение: не нужно завидовать другим людям, а следует довольствоваться своим
, тем, что есть, иначе можно его потерять.

За маленьким погнался, большое потерял.

Значение: лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Значение: если возьмёшься сразу за несколько дел, не добьёшься результата ни в одном.

2.3. Значение пословиц тематической группы "наука – ученье".

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Значение: если человек не будет учиться, стараться, а будет бездельничать, то у него ничего в жизни не получится.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Значение: если делать хорошие умные вещи, чему-нибудь научишься, а если глупые – наоборот.

Умный любит учиться, а дурак – учить.

Значение: умный человек старается узнать что-то новое, обогащая свои знания. Дурак же учит тому, чего сам толком не знает.

Кто больше знает, тот меньше спит.

Значение: нужно много трудиться, работать, учиться, чтобы чего-нибудь добиться в жизни, а если много работать, значит останется мало времени спать.

Корень учения горек, а плод его сладок.

Значение: учиться тяжело, сложно, иногда много соблазнов, которые отвлекают от обучения, но результат всегда радует и приносит удовлетворение.

Учёный водит, а неученый следом ходит.

Значение: В пословице говорится о необходимости, важности знаний для того, чтобы руководить другими, возглавлять что-либо, открывать новое. Одно из значений многозначного водить – идти во главе чего-либо, кого-либо, предводительствовать. Сочетание следом ходить значит идти по уже проложенному, проторенному пути, выполнять то, что прикажут или укажут другие, не открывая ничего нового.


2.4. Значение пословиц тематической группы "радость – горе".

Время красит, безвременье старит.

Значение: всё нужно делать своевременно, в своё время.

От радости кудри вьются, а от печали секутся.

Значение: пословица объясняет человеку, что не стоит отчаиваться ни в какой ситуации. Пословица о счастье и горе рассказывает, что без сравнения мы не узнаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Ну как человек может узнать, что он живет счастливо? Ему может быть хорошо, но ведь всегда будет хотеться большего. И вот именно в тот момент, когда постигает несчастье, мы задумываемся о том, что раньше-то было хорошо.