Файл: Занятие 3 Психологопедагогическое изучение детей с нарушениями развития.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 3

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития


  1. Назовите основные задачи и особенности психолого-педагогического изучения детей с двигательными нарушениями на разных возрастных этапах.

Следует отметить, что основной целью психолого-педагогического изучения детей с двигательными нарушениями, как и с прочими нарушениями здоровья является комплексное изучение особенностей детей с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними.

В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особенной задачей психолого-педагогического изучения детей с двигательными нарушениями является определение особенностей формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития.

В подростковом и юношеском возрасте детей в ходе психолого-педагогического изучения задача выявления особенностей развития познавательной сферы остается, но отходит на второй план. Ключевой задачей исследования в подростковом возрасте становится изучение личностных особенностей детей и их профессиональных намерений, так как именно эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.


  1. Раскройте алгоритм проведения комплексного психолого-педагогического обследования детей с двигательными нарушениями, заполнив таблицу.

Предмет оценки

Инструментарий

Результат

Специальные условия

Оценка двигательных функций

Определение уровня

двигательного развития

Степень тяжести двигательных нарушений

1) легкая степень

2) средняя степень

3) тяжелая степень

1) – не требуется

2) – доступная архитектурная среда

3) – доступная архитектурная среда и ассистент

Оценка функции рук

Балльная система

оценки функции верх-

них конечностей

(В.Г. Босых,

Н.Т. Павловская)

1) хотя бы одна рука –4 или 5 баллов

2) обе руки не выше 3 баллов

1) – не требуется

2) – специальные технические средства для

самообслуживания и

обучения

Оценка сенсорных функций

Состояние слуха

Анализ медицинской

документации

Консультация сурдопедагога

1) заключение специалиста об отсутствии потребности в сурдопедагогической

коррекции

2) заключение специалиста о необходимости сурдопедагогической коррекции

1) – не требуется

2) – сурдопедагогическая коррекция

Состояние зрения

Анализ медицинской

документации

Консультация тифлопедагога

1) заключение специалиста об отсутствии потребности в тифлопедагогической

коррекции

2) заключение специалиста о необходимости тифло-

педагогической коррекции

1) – не требуется

2) – тифлопедагогическая коррекция

Оценка речевого развития и навыков самообслуживания

Особенности речевого развития и характер речевых нарушений

Логопедическое обследование

1) заключение логопеда об отсутствии речевых нарушений

2) заключение логопеда о необходимости логопедической коррекции

1) – не требуется

2) – логопедическая коррекция

Уровень развития навыков самообслуживания

Обследование инструктором по социально-бытовой адаптации

1) заключение специалиста о том, что навыки самообслуживания сформированы

2) заключение специалиста о том, что навыки самообслуживания сформированы недостаточно

3) Заключение специалиста о необходимости в посторонней помощи

1) – не требуется

2) – коррекционная работа по развитию навыков

самообслуживания

3) – коррекционная работа

по развитию навыков

самообслуживания

Оценка когнитивного развития и особенностей личности ребенка

Оценка особенностей деятельности и поведения ребенка

Наблюдение

1) соответствует норме

2) не соответствует норме

1) – не требуется

2) – педагогическая коррекция

Исследование функций

внимания

Буквенная корректурная проба

1) соответствует норме

2) не соответствует норме

1) – не требуется

2) – педагогическая коррекция

Исследование

слухоречевой памяти

Методика «Запоми-

нание 10 слов по

А.Р. Лурия»

1) соответствует норме

2) не соответствует норме

1) – не требуется

2) – педагогическая коррекция

Исследование

перцептивно-действенного

компонента

познавательной

деятельности

Методика «Цветные прогрессивные матрицы» Дж. Ровена

1) соответствует норме

2) не соответствует норме

1) – не требуется

2) – педагогическая коррекция

Исследование

сформированности

понятийного мышления

Методика «Исключение предметов»

1) соответствует норме

2) не соответствует норме

1) – не требуется

2) – педагогическая коррекция

Исследование

вербально-логического

компонента познавательной деятельности

Методика «Подбор парных аналогий»

Методика «Понимание

скрытого смысла в коротких рассказах»

1) соответствует норме

2) не соответствует норме

1) – не требуется

2) – педагогическая коррекция

Исследование

сформированности

пространственных

представлений

Оценка сформированности представлений о схеме тела у себя и у напротив сидящего

Оценка понимания и употребления предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов

1) соответствует норме

2) не соответствует норме

1) – не требуется

2) – педагогическая коррекция

Оценка зрительно-

моторной координации и графического навыка

Графическая проба

1) соответствует норме

2) не соответствует норме

1) – не требуется

2) – педагогическая коррекция

Оценка уровня социально- психологической адаптации ребенка в школе, включая самооценку

Беседа

Методика «Лесенка»

Методика «Мой класс»

1) соответствует норме

2) не соответствует норме

1) – не требуется

2) – педагогическая коррекция



  1. Назовите методы, которые используются для обследования детей с двигательными нарушениями, ограничения и особенности использования методов

К основным методам, используемым для обследования детей с двигательными нарушениями, относятся:

– наблюдение;

– беседа (как с детьми, так и с их родителями);

– изучение психолого-педагогической документации и продуктов учебной деятельности ребенка;

– анализ медицинской документации;

– тестирование

– практические задания и анализ результатов их выполнения;

Наблюдение, беседы и прочие методы, применяемые в ходе исследования и непосредственном, или опосредованном взаимодействии с детьми следует проводить в присутствии родителя ребенка, так как многие дети с нарушениями двигательной деятельности боятся незнакомых людей и новой обстановки.

Специалист, который проводит исследование, должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей, структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах нарушения двигательной деятельности детей. Для этого специалист должен готовиться к исследованию, изучать предыдущие наблюдения за детьми, медицинскую и психолого-педагогическую документацию.

Если в ходе исследования планируется выполнение детьми каких-либо заданий, то следует учитывать, что их необходимо проводить в удобном положении для ребенка, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.

При применении тестирования детей с глубокими нарушениями опорно-двигательного аппарата, важно учитывать, что используют адаптированные варианты стандартизированных шкал, в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком.


  1. Подберите методики для обследования особенностей психического развития, особенностей эмоционального реагирования детей с двигательными нарушениями, заполнив таблицу

Предмет психолого-педагогической оценки

Диагностический инструментарий

Оценка особенностей и уровня развития различных сфер психической деятельности ребенка и его личности

Наблюдение

Исследование функций внимания

Буквенная корректурная проба

Исследование особенностей мнестической деятельности

Запоминание 10 слов

Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности (конструктивный праксис)

Цветные прогрессивные матрицы Дж. Ровена

Исследование сформированности понятийного мышления

Исключение четвертого лишнего предмета

Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности

Подбор парных аналогий

Понимание скрытого смысла в коротких рассказах

Оценка зрительно-моторной координации и графического навыка

Графическая проба

Исследование личностных особенностей, включая самооценку

Беседа

Методика «Лесенка»

Методика «Мой класс»





  1. Охарактеризуйте требования к психодиагностическим методикам для обследования детей с двигательными нарушениями.

Выбирая психодиагностические методики для обследования конкретного ребенка нужно руководствоваться следующими требованиями:

– адекватность используемых методик возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;

– успешность выполнения заданий не должна зависеть от социального окружения и образа жизни ребенка;

– инструкции к методикам должны быть простыми, короткими и достаточно понятными для детей, поскольку у большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти