Файл: Занятие 3 Психологопедагогическое изучение детей с нарушениями развития.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 3
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития
-
Назовите основные задачи и особенности психолого-педагогического изучения детей с двигательными нарушениями на разных возрастных этапах.
Следует отметить, что основной целью психолого-педагогического изучения детей с двигательными нарушениями, как и с прочими нарушениями здоровья является комплексное изучение особенностей детей с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними.
В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особенной задачей психолого-педагогического изучения детей с двигательными нарушениями является определение особенностей формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития.
В подростковом и юношеском возрасте детей в ходе психолого-педагогического изучения задача выявления особенностей развития познавательной сферы остается, но отходит на второй план. Ключевой задачей исследования в подростковом возрасте становится изучение личностных особенностей детей и их профессиональных намерений, так как именно эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.
-
Раскройте алгоритм проведения комплексного психолого-педагогического обследования детей с двигательными нарушениями, заполнив таблицу.
Предмет оценки | Инструментарий | Результат | Специальные условия |
Оценка двигательных функций | |||
Определение уровня двигательного развития | Степень тяжести двигательных нарушений | 1) легкая степень 2) средняя степень 3) тяжелая степень | 1) – не требуется 2) – доступная архитектурная среда 3) – доступная архитектурная среда и ассистент |
Оценка функции рук | Балльная система оценки функции верх- них конечностей (В.Г. Босых, Н.Т. Павловская) | 1) хотя бы одна рука –4 или 5 баллов 2) обе руки не выше 3 баллов | 1) – не требуется 2) – специальные технические средства для самообслуживания и обучения |
Оценка сенсорных функций | |||
Состояние слуха | Анализ медицинской документации Консультация сурдопедагога | 1) заключение специалиста об отсутствии потребности в сурдопедагогической коррекции 2) заключение специалиста о необходимости сурдопедагогической коррекции | 1) – не требуется 2) – сурдопедагогическая коррекция |
Состояние зрения | Анализ медицинской документации Консультация тифлопедагога | 1) заключение специалиста об отсутствии потребности в тифлопедагогической коррекции 2) заключение специалиста о необходимости тифло- педагогической коррекции | 1) – не требуется 2) – тифлопедагогическая коррекция |
Оценка речевого развития и навыков самообслуживания | |||
Особенности речевого развития и характер речевых нарушений | Логопедическое обследование | 1) заключение логопеда об отсутствии речевых нарушений 2) заключение логопеда о необходимости логопедической коррекции | 1) – не требуется 2) – логопедическая коррекция |
Уровень развития навыков самообслуживания | Обследование инструктором по социально-бытовой адаптации | 1) заключение специалиста о том, что навыки самообслуживания сформированы 2) заключение специалиста о том, что навыки самообслуживания сформированы недостаточно 3) Заключение специалиста о необходимости в посторонней помощи | 1) – не требуется 2) – коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания 3) – коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания |
Оценка когнитивного развития и особенностей личности ребенка | |||
Оценка особенностей деятельности и поведения ребенка | Наблюдение | 1) соответствует норме 2) не соответствует норме | 1) – не требуется 2) – педагогическая коррекция |
Исследование функций внимания | Буквенная корректурная проба | 1) соответствует норме 2) не соответствует норме | 1) – не требуется 2) – педагогическая коррекция |
Исследование слухоречевой памяти | Методика «Запоми- нание 10 слов по А.Р. Лурия» | 1) соответствует норме 2) не соответствует норме | 1) – не требуется 2) – педагогическая коррекция |
Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности | Методика «Цветные прогрессивные матрицы» Дж. Ровена | 1) соответствует норме 2) не соответствует норме | 1) – не требуется 2) – педагогическая коррекция |
Исследование сформированности понятийного мышления | Методика «Исключение предметов» | 1) соответствует норме 2) не соответствует норме | 1) – не требуется 2) – педагогическая коррекция |
Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности | Методика «Подбор парных аналогий» Методика «Понимание скрытого смысла в коротких рассказах» | 1) соответствует норме 2) не соответствует норме | 1) – не требуется 2) – педагогическая коррекция |
Исследование сформированности пространственных представлений | Оценка сформированности представлений о схеме тела у себя и у напротив сидящего Оценка понимания и употребления предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов | 1) соответствует норме 2) не соответствует норме | 1) – не требуется 2) – педагогическая коррекция |
Оценка зрительно- моторной координации и графического навыка | Графическая проба | 1) соответствует норме 2) не соответствует норме | 1) – не требуется 2) – педагогическая коррекция |
Оценка уровня социально- психологической адаптации ребенка в школе, включая самооценку | Беседа Методика «Лесенка» Методика «Мой класс» | 1) соответствует норме 2) не соответствует норме | 1) – не требуется 2) – педагогическая коррекция |
-
Назовите методы, которые используются для обследования детей с двигательными нарушениями, ограничения и особенности использования методов
К основным методам, используемым для обследования детей с двигательными нарушениями, относятся:
– наблюдение;
– беседа (как с детьми, так и с их родителями);
– изучение психолого-педагогической документации и продуктов учебной деятельности ребенка;
– анализ медицинской документации;
– тестирование
– практические задания и анализ результатов их выполнения;
Наблюдение, беседы и прочие методы, применяемые в ходе исследования и непосредственном, или опосредованном взаимодействии с детьми следует проводить в присутствии родителя ребенка, так как многие дети с нарушениями двигательной деятельности боятся незнакомых людей и новой обстановки.
Специалист, который проводит исследование, должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей, структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах нарушения двигательной деятельности детей. Для этого специалист должен готовиться к исследованию, изучать предыдущие наблюдения за детьми, медицинскую и психолого-педагогическую документацию.
Если в ходе исследования планируется выполнение детьми каких-либо заданий, то следует учитывать, что их необходимо проводить в удобном положении для ребенка, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.
При применении тестирования детей с глубокими нарушениями опорно-двигательного аппарата, важно учитывать, что используют адаптированные варианты стандартизированных шкал, в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком.
-
Подберите методики для обследования особенностей психического развития, особенностей эмоционального реагирования детей с двигательными нарушениями, заполнив таблицу
Предмет психолого-педагогической оценки | Диагностический инструментарий |
Оценка особенностей и уровня развития различных сфер психической деятельности ребенка и его личности | Наблюдение |
Исследование функций внимания | Буквенная корректурная проба |
Исследование особенностей мнестической деятельности | Запоминание 10 слов |
Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности (конструктивный праксис) | Цветные прогрессивные матрицы Дж. Ровена |
Исследование сформированности понятийного мышления | Исключение четвертого лишнего предмета |
Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности | Подбор парных аналогий Понимание скрытого смысла в коротких рассказах |
Оценка зрительно-моторной координации и графического навыка | Графическая проба |
Исследование личностных особенностей, включая самооценку | Беседа Методика «Лесенка» Методика «Мой класс» |
-
Охарактеризуйте требования к психодиагностическим методикам для обследования детей с двигательными нарушениями.
Выбирая психодиагностические методики для обследования конкретного ребенка нужно руководствоваться следующими требованиями:
– адекватность используемых методик возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;
– успешность выполнения заданий не должна зависеть от социального окружения и образа жизни ребенка;
– инструкции к методикам должны быть простыми, короткими и достаточно понятными для детей, поскольку у большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти