Файл: Подача пены от автоцистерны без установки на водоисточник Подача пены от автоцистерны без установки на водоисточник Работа стационарным лафетным пожарным стволом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подача пены от автоцистерны без установки на водоисточник

Подача пены от автоцистерны без установки на водоисточник

Работа стационарным лафетным пожарным стволом

Работа по подаче воды или пены лафетными пожарными стволами может производиться как при движении пожарного автомобиля, так и при стоянке на боевой позиции, что значительно повышает тактические возможности пожарных автомобилей. Управление работой лафетного ствола осуществляется из кабины водителя.

При работе лафетного ствола на месте последовательность операций такая:

— до выезда из гаража у пожарных автоцистерн на базовых шасси ЗИЛ-131 с насосами НП-40У подтянуть заглушки на всасывающих патрубках пожарного насоса и открыть вентиль на трубопроводе, соединяющем цистерну с пожарным центробежным насосом;

— по прибытии к месту тушения пожара включить насос и открыть вентиль подачи воды в лафетный ствол;

— увеличить частоту вращения вала насоса и установить давление по манометру 6 ати.

На пожарной автоцистерне АЦ-40(375)-Ц-1 для подачи воды в лафетный ствол необходимо:

— открыть напорный клапан, соединяющий пожарный насос с лафетным стволом, и всасывающий клапан;

— включить пожарный насос и установить режим работы лафетного ствола.

Управление лафетным пожарным стволом на этой автоцистерне может производиться с помощью золотникового распространителя гидравлического привода или вручную. При работе вручную необходимо открыть игольчатые клапаны на золотниковом распределителе. Работа лафетным стволом на ходу осуществляется на первой или второй передаче коробки передач основной трансмиссии.

 4. Подача воздушно-механической пены

4.1. Подача пены от автоцистерны без установки на водоисточник (см. рис. 1):

— присоединить выкидной рукав и пеногенератор ГПС-600;

— проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного крана и других вентилей;

— открыть вентиль из цистерны;

— выпустить воздух через вакуум-клапан до заполнения насоса водой (как при подаче воды) и закрыть его;

— установить дозу краном (6);

— открыть пробковый кран пеносмесителя (4);

— открыть вентиль из пенобака (8);

— включить сцепление;

— прибавить газ до 3—4 атмосфер по манометру и поработать насосом 3—4 сек;


— открыть задвижку напорного патрубка;

— прибавить давление до 4—6 атмосфер.

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе

Те же, что и при подаче воды из цистерны

 Дополнения и пояснения

Обратите внимание

1. Выдержка работающего насоса перед подачей воды в линию делается для накопления нужной концентрации пенобразователя. В этом случае из ствола (генератора) обеспечивается сразу выход качественной пены без потерь воды.

2. Для подсоса пенообразователя достаточно держать на насосе 3—-4 атмосферы. Поскольку большое давление затрудняет открывание задвижки напорного патрубка, рабочий режим 4—6 атмосфер лучше устанавливать после его открытия.

Подача пены с установкой автомобиля на водоем

Взять воду из водоема любым из способов, описанных в 1 разделе и дать ее в линию к пенному стволу (генератору ГПС-600):

— установить рабочее давление 4—6 атмосфер;

— открыть пробковый кран пеносмесителя (4);

— установить дозу краном (6);

— открыть вентиль из пенобака (8)

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе

1. Те же, что и при подаче воды.

2. Дополнительно — включение пеносмесителя раньше, чем будет открыт напорный патрубок насоса

 Дополнения и пояснения

Работать насосом при закрытых выкидных штуцерах для накопления дозы нельзя, так как при этом происходит обрыв водяного столба.

 4.3. Подача пены с установкой автомобиля на гидрант

— установить автомобиль на гидрант;

— присоединить напорную линию со стволом (воздушно-пенным или генератором ГПС) и открыть напорный патрубок;

— открыть полностью гидрант и шиберы на колонке;

— включить насос и дать в линию давление 4—6 атмосфер.

Если после этого давление во всасывающем патрубке насоса будет выше 2 атмосфер, его надо убавить прикрытием вентилей колонки и снова отрегулировать давление на выходе насоса;

— открыть пробковый кран пеносмесителя (4);

— открыть вентиль из пенобака (8);

— установить дозу краном (6).

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе



1. Попытка регулировать подпор воды при закрытом напорном патрубке или регулировка его при выключенном насосе.

2. Открывание вентиля из пенобака раньше, чем на насосе будет создано необходимое давление.

Дополнения и пояснения

1. При подпоре воды более 2-х атмосфер пеносмеситель работать не будет, но и меньше 1 атмосферы подпор оставить не желательно, так как во время работы давление в водопроводе может снизиться.

2. В тех случаях, когда ограничить подпор нечем (например, при неисправном шибере), для работы пеносмесителя необходимо повысить напор на выходе насоса, при этом он должен быть на 1 атмосферу больше 2-кратного подпора.

Например, при подпоре от гидранта 4 атмосферы для нормальной работы пеносмесителя необходимо создать давление не менее 9 атмосфер из расчета 4 атмХ2+1=9 атм.

Подача пены с забором пенообразователя от внешней емкости

— снять пробку со штуцера (10) (см. рис. 1) и на ее место присоединить дюритовый шланг;

— второй конец шланга опустить в емкость с пенообразователем;

— забрать воду из водоисточника и подать ее в напорную линию под давлением 4—6 атмосфер;

— открыть пробковый кран пеносмесителя (4);

— установить дозу краном (6).

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе

Те же, что и при подаче воды.

Дополнения и пояснения

Важно

1. Данный способ применяется в тех случаях, когда в баке автомобиля пенообразователя нет или недостаточно. Наиболее вероятно применение его с установкой автомобиля на гидрант или водоем, т. к. при работе от цистерны емкости пенобака достаточно.

2. При работе от посторонней емкости требуется плотное закрывание дозирующего крана, особенно при заборе воды из водоема. Если дозирующий кран не перекрывается, то в насос вместо воды будет подаваться один пенообразователь.

Промывка пеносмесителя

Пеносмеситель промывается после каждой работы чистой водой, для этого, не меняя режима работы насоса, необходимо:

— пенные стволы (генераторы) вывести из очага пожара;

— закрыть вентиль из пенобака (2);

— открыть вентиль (9) для промывки, несколько раз повернуть дозатор пеносмесителя и пробковый кран;

— дождаться, когда из ствола (генератора) пойдет чистая вода;

— закрыть вентиль (9) и выключить насос;

— закрыть пробковый кран пеносмесителя (4).


Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе

Подача воды на промывку от этого же насоса без работы на слив.

Дополнения и пояснения

В случае, когда в баке нет воды, ее подсасывают из внешней емкости (ведро, бак и т. п.), как и пенообразователь в описанном выше способе.

Проверка специальных агрегатов пожарных автомобилейl

При тушении пожара нефти и нефтепродуктов или других легковоспламеняющихся жидкостей, а также для защиты сгораемых конструкций зданий и сооружений от воздействия лучистой теплоты применяется воздушно-механическая пена.

Подача пенообразователя из бака, а воды из цистерны.

Рассмотрим последовательность операций по подаче воздушно-механической пены на примере работы автоцистерны АЦ-40(133Г1)-181, которая выполняется в такой последовательности: – присоединить напорный рукав с генератором ГПС к насосу; – проверить, закрыты ли заглушки на всасывающих патрубках насоса; – закрыть все вентили и сливной краник насоса; открыть клапан трубопровода от цистерны и залить насос водой (при этом задвижка одного из напорных патрубков должна быть приоткрыта или вакуум-клапан должен быть открыт); включить насос и создать давление 700—800 кПа; – установить стрелку крана-дозатора пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее производительности присоединенных генераторов пены ГПС; – открыть пробковый кран пеносмесителя и кран от пенобака к пеносмесителю; – поддерживать режим работы таким, чтобы напор у генератора пены ГПС был не менее 400—600 кПа.

Подача пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или пожарного гидранта. При работе по такой схеме необходимо выполнить все операции по заполнению пожарного центробежного насоса водой от открытого водоисточника или водопровода.

При работе от пожарной колонки, устанавливаемой на гидрант водопровода, напор во всасывающем патрубке насоса не должен превышать 250 кПа.

Регулирование напора во всасывающем патрубке пожарного насоса необходимо производить при работающем насосе и открытых задвижках на напорных патрубках изменением степени открытия вентилей пожарной колонки.

Для подачи пенообразователя в насос в этом случае последовательность операций должна быть такой: – установить напор на насосе 700—800 кПа; стрелку пеносмесителя установить на деление, соответствующее производительности воздушно-пенных стволов или ГТ1С; – открыть пробковый кран пеносмесителя и клапан от пенобака к пеносмесителю; – установить режим работы насоса с таким расчетом, чтобы обеспечить давление перед воздушно-пенными стволами или генераторами пены в пределах 400—600 кПа.


Подача пенообразователя к пеносмесителю из посторонней емкости. При тушении затяжных пожаров запаса пенообразователя в цистернах и баках автоцистерн может не хватить.

Совет

В этом случае подачу пенообразователя в насос можно производить из посторонней емкости, например из бочки с пенообразователем.

При этом необходимо выполнить все операции для подачи пенообразователя из пенобака, а также отвернуть заглушку на трубопроводе, соединяющем пеносмеситель с баком для пенообразователя, и присоединить к штуцеру шланг, свободный конец которого опустить в емкость с пенообразователем

Порядок подачи воздушно-механической пены

Осуществлять подачу воздушно-механической пены можно как с установкой, так и без установки пожарных автомобилей на водоисточник (от ёмкостей пожарных автоцистерн). В любом случае подача воздушно-механической пены через воздушно-пенные стволы (ГПС-600, СВП, СПП, УКТП «Пурга», СРВД 2/300 и лафетный ствол) выполняется в следующей последовательности:

§ произвести забор и подачу воды в рукавную линию к воздушно-пенному стволу (стволам), как при подаче в водяные стволы (см. главу 11.1);

§ открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя;

§ увеличив обороты двигателя, создать минимальный напор на выходе из насоса нормального давления 60 м вод. ст. (при подаче воздушно-пенных стволов ГПС-600, СВП, СПП, лафетного) или 80 м вод. ст.

(при подаче стволов УКТП «Пурга»), а из насоса высокого давления 300 м вод. ст. Напор может быть увеличен в зависимости от длины рукавных линий.

При заборе и подаче воды из гидранта водопроводной сети (вода поступает в насос из водопровода под избыточным давлением) оборотами двигателя и вентилями пожарной колонки (при необходимости прикрывая вентили пожарной колонки уменьшить подачу воды в насос) установить перепад давлений между напорной и всасывающей полостями насоса (по манометру и мановакуумметру) 5-6 кгс/см 2 ; например давление по манометру 7 кгс/см 2 , а по мановакуумметру 1,0 кгс/см 2 ;

§ установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение, в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов или с требуемой концентрацией водного раствора пенообразователя (см. раздел 3).

При подаче воздушно-механической пены через УКТП «Пурга» установить требуемое положение дозатора в соответствии с таблицей 11.1.